РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Архиповой Е.В.,
при помощнике судьи Казначей А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1071/2021 по административному иску ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» к Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Елескиной М.С., руководителю Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Зиминой А.П. о признании незаконным предписания от 12.01.2021 года №-ОБ/12/61-15 от 18.01.2021г.
УСТАНОВИЛ:
ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» обратилось с административным иском к государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе (ГИТ в ЯНАО) о признании незаконным предписания №-ОБ/12/61-15 от 18.01.2021г. В обоснование требований административного иска представитель административного истца указал, что по результатам проверки, проведенной 18.01.2021 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ЯНАО Елескиной М.С. выдано предписание № —ОБ//12/61-15 от 18.01.2021 года, которым предписано в срок до 04.02.2021 года произвести выплату денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работнику ФИО6 за период сентябрь по октябрь 2013 года, за январь, май, сентябрь, ноябрь 2014 года в размере не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета исключительно, в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ. Вышеуказанное предписание нашей организацией получено 20.01.2021 года. В целях досудебного урегулирования спора учреждением 20.01.2021 года в адрес руководителя ГИТ в ЯНАО были направлены возражения, в которых школа просила отозвать данное предписание. 25.01.2021 года за исх. №-ИСХ учреждение получило ответ от заместителя руководителя ГИТ в ЯНАО, в котором мне предложено обжаловать данное предписание в судебном порядке. Данное предписание о выплате денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы работнику ФИО6 за 2013-2014 год административный истец считает необоснованным и незаконным, нарушающим требования Трудового Кодекса РФ и нормы международного права.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Елескина М.С., руководитель Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Зимина А.П.
В судебном заседании представитель административного истца, будучи извещенным надлежащим образом, участия не принимал, в предыдущих судебных заседаниях на иске настаивал, также дополнив, что при проведении проверки и вынесении предписания должностным лицом были нарушены требования законодательства о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного надзора (контроля).
Административные ответчики ГИТ в ЯНАО, административные ответчики ГИТ в ЯНАО, государственный инспектор труда ГИТ в ЯНАО Елескина М.С., руководитель Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Зимина А.П, в судебное заседание не явились, ходатайствовал не представили.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи возражала против удовлетворения административного иска, полагая требования обжалуемого предписания законными и обоснованными, а свои права – нарушенными административным истцом.
Выслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст. 361 ТК РФ решения государственного инспектора могут быть обжалованы соответствующему руководителю, главному государственном инспектору труда РФ и (или) в суд.
В силу ст. ст. 353 - 356, 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, в соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в Государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального чли коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового Законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего Нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, Подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.
По смыслу указанных норм при проведении проверок, государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Из обстоятельств дела следует, что в связи с заявлением ФИО6 о нарушении ее трудовых прав государственной инспекцией труда в ЯНАО проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ГКОУ «Окружная санаторно-лесная школа».
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
В соответствии с положениями ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Как следует из дела, по результатам проверки ГКОУ «Окружная санаторно-лесная школа» составлен акт выявленных нарушений и в адрес административного истца выдано предписание от 18.01.2021 года №-ОБ/12/61-18.
Из акта проверки следует, что должностное лицо пришло к выводу о том, что работодатель, в нарушение ст.136 ТК РФ с задержкой выплачивал в 2013, 2014 гг. заработную плату работнику ФИО6 Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с обжалуемым предписанием ГИТ на работодателя возложена обязанность в срок до 04.02.2021 года произвести работнику ФИО6 выплату денежной компенсации за задержку в выплате заработной платы за сентябрь – октябрь 2013г., январь, май, сентябрь, ноябрь 2014 года в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Экземпляр предписания был направлен в адрес административного истца и получен последним, что подтверждается самим административным ответчиком, который направил в адрес ГИТ возражения на данное предписание.
Внеплановая документарная проверка была проведена должностным лицом ГИТ на основании приказа распоряжения на проверку заместителя руководителя ГИТ в ЯНАО от 11.12.2020г. на основании обращения работника ФИО6
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обжалуемое предписание вынесено должностным лицом ГИТ в пределах предоставленных ему трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований, факт нарушения административным истцом требований трудового законодательства при осуществлении работнику ФИО6 выплат заработной платы за сентябрь – октябрь 2013г., январь, май, сентябрь, ноябрь 2014 года является очевидным и стороной административного истца не оспорен. Предписание соответствует критерию исполнимости, об обратном административным истцом не завялено.
Довод о том, что данные обстоятельства носят характер трудового спора и к нему подлежат применению правила о сроках, установленные ч.2 ст. 392 ТК РФ, суд не может принять во внимаете, поскольку, указанные нарушения были выявлены должностным лицом ГИТ в рамках осуществления надзора и контроля соблюдения работодателем требований трудового законодательства а не в связи с рассмотрением индивидуального трудового спора, разрешение которых и не относится к компетенции данного административного органа.
Каких-либо плескательных сроков по возложению на работодателя обязанности устранить выявленные в процессе проверки нарушения прав и законных интересов работника в данном случае действующим трудовым законодательством не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию обстоятельств того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возлагается на последнего.
Сведений о допущении административным ответчиком при проведении документарной проверки и вынесении предписания незаконных действий, повлекших за собой нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца – суду не представлено.
Таким образом, оснований удовлетворения заявленных по административному иску требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» к Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Елескиной М.С., руководителю Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе Зиминой А.П. о признании незаконным предписания от 12.01.2021 года №-ОБ/12/61-15 от 18.01.2021г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 4 августа 2021 года
Председательствующий Е.В. Архипова