Решение по делу № 2а-1404/2020 от 15.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.07.2020 года                                                        г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего Николотовой Н.Н.,

при секретаре Беляевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1404/2020 по заявлению прокурора Пролетарского района г. Тулы, в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети интернет запрещенной к распространению на территории РФ,

установил:

прокурор Пролетарского района г. Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, содержащейся на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пролетарского района г. Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате проведенной проверки установлено, В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <адрес>, на которой размещена информация об обналичивании материнского капитала.

Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.

Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

    Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего – противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем распространяемая ими на «Интернет»-странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

    В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Пролетарского района г. Тулы Колковская Е.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

    Представитель административного ответчика ООО «Вконтакте» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.

    Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав в судебном заседании объяснения помощника прокурора Пролетарского района г. Тулы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в Реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространении которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 этой же статьи лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Согласно ч. 6 указанной статьи заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 настоящей статьи.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ч. 6).

Частью 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона. При этом, указанными статьями предусмотрено только безналичное перечисление средств материнского капитала на счета соответствующих организаций.

Таким образом, материнский капитал - это безналичные средства, иные способы распоряжения которыми, кроме перечисленных, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

В соответствии с Постановлением пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат, а именно установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

Для целей статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации к социальным выплатам, в частности, относятся и средства материнского (семейного) капитала.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Пролетарского района г. Тулы в рамках ее надзорных полномочий был проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.

В результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта <адрес>, на которой размещена информация об обналичивании материнского капитала.

Ресурсы носят открытый характер, доступ пользователей сети Интернет к ним свободный.

Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Страница сайта https://vk.com/id585272328 предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и бюджетного законодательства Российской Федерации и принципы бюджетного законодательства.

    Как указывалось ранее, в силу ст. ст. 9, 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    Тем самым, фактически в размещенной на «Интернет» странице информации идет речь о выдаче наличных средств под залог материнского капитала, а также о продаже материнского капитала, в нарушение установленного законом порядка распоряжения такой мерой государственной поддержки семей, имеющих детей.

    Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего – противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем распространяемая ими на «Интернет»-странице информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

    Посредством данного сайта возможна реализация мошеннических схем по обналичиванию средств материнского капитала.

    Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами, в их взаимосвязи установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим вышеуказанную информацию.

На момент проверки URL-адрес: <адрес>, на котором размещена вышеназванная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

Размещение данной информации является незаконным, подтверждается факт распространения посредством сети "Интернет" информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

По делам о признании информации на сайте в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» данной информации. Установление этого обстоятельства является достаточным основанием для признания распространенной информации запрещенным материалом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180, 262 КАС РФ суд

решил:

признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                    Н.Н. Николотова

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1404/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пролетарского района г. Тулы
Другие
ООО "Вконтакте"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Судья
Николотова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления
15.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2020Судебное заседание
06.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее