Решение по делу № 33а-2772/2022 от 11.08.2022

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-2772/2022

10RS0011-01-2022-009059-24

2а-4646/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2022 г. по административному исковому заявлению Супрунова Владимира Олеговича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия», призывной комиссии Петрозаводского городского округа, призывной комиссии Республики Карелия, Главе Республики Карелия Парфенчикову Артуру Олеговичу о признании решений незаконными.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа (далее – призывная комиссия г. Петрозаводска) от 12 мая 2022 г. (далее – решение от 12 мая 2022 г.) Супрунов В.О. признан годным к военной службе и призван на военную службу. Не согласившись с указанным решением, административный истец обжаловал его в призывную комиссию Республики Карелия, которая 3 июня 2022 г. утвердила решение от 12 мая 2022 г.

Полагая указанное решение принятым без учета имеющегося у него заболевания – (...), нарушающим его право на информированное добровольное медицинское вмешательство и ограничение по сбору и обработке персональных данных, административный истец просил признать незаконным решение от 3 июня 2022 г., а также просил о признании его ограниченно годным к военной службе с установлением категории годности к военной службе «В» и об освобождении от военной службы и зачислении в запас.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом первой инстанции оставлено без внимания установленное у него по результатам дважды проведенных медицинских обследований заболевание.

Административный истец в ходе заседания суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Карелия» (далее – Учреждение) Кирпичникова М.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Из дела усматривается, что Супрунов В.О., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, поставлен на воинский учет 2 февраля 2016 г., а в последующем ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу по пп. «а» и «г» ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) сроком до 30 июня 2021 г.

В ходе призыва осенью 2021 г. с 13 по 22 декабря 2021 г. Супрунов В.О. проходил медицинское обследование в стационарных условиях в медицинской организации государственной системы здравоохранения, при проведении которого (...).

В связи с неявкой на завершение медицинского обследования врачами-специалистами, итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, а также призывной комиссией г. Петрозаводска о призыве административного истца в период призыва осенью 2021 г. не принималось.

В ходе призыва весной 2022 г. административный истец проходил с 4 по 6 мая 2022 г. медицинское обследование в стационарных условиях в медицинской организации государственной системы здравоохранения, при проведении которого осуществлялось (...).

С учетом иных установленных у административного истца диагнозов (...) Расписания болезней (далее – расписание болезней), являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее – Положение № 565), административный истец решением призывной комиссии от 12 мая 2022 г. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями с установлением категории годности к военной службе Б-3 и призван в вооруженные силы с предназначением в сухопутные войска.

Не согласившись с указанным решением, административный истец обжаловал его в призывную комиссию Республики Карелия, которая после проведения 3 июня 2022 г. медицинского осмотра врачами-специалистами, не выявившими у него увечий, заболеваний, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается изменение категории его годности к военной службе и (или) показателя предназначения для прохождения военной службы, заключения врача, руководящего проведением медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, не установившего оснований для проведения гражданину повторного освидетельствования, решением от 3 июня 2022 г. утвердила решение от 12 мая 2022 г.

Признавая законным оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии фактических и правовых оснований для его принятия, при соблюдении установленного порядка его принятия.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закон № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их решений о призыве на военную службу.

На основании пп. 1-4 ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей; врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе, а в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Из взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2 ст. 58, п. 1 ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы, целью которой является определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением № 565, согласно п. 1 которого военно-врачебная экспертиза проводится в мирное время в целях определения годности к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

В силу п. 6 Положения № 565 годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что объективные медицинские данные, а также результаты диспансерного наблюдения не дают основания для квалификации имеющегося у него заболевания по п. «в» ст. 43 расписания болезней, поскольку полученные результаты при проведении обоих СМАД в период сна (покоя) значительно ниже показателей, указанных в абзаце шестом разъяснений по применению ст. 43 расписания болезней.

Предусмотренные п. 22 Положения № 565 порядок проведения медицинского осмотра врачами-специалистами, получения заключения врача, руководящего проведением медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу, не выявивших у административного истца увечий, заболеваний, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается изменение категории его годности к военной службе и (или) показатели предназначения для прохождения военной службы, а также оснований для проведения повторного освидетельствования, соблюдены, также как и соблюден порядок принятия решения от 3 июня 2022 г., утвердившего решение от 12 мая 2022 г.

Поскольку изученная медицинская документация, равно как и данные объективного осмотра, не указывали на наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, оснований для направления административного истца на дополнительные обследования либо для вынесения в отношении него решения об освобождении от прохождения военной службы в связи с признанием ограниченно годным к военной службе, а также для признания временно негодным к прохождению военной службы, не имелось.

С учетом положений ч. 8 ст. 21, ч. 2 ст. 25, п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ, определяющих особенности правового регулирования прохождения медицинского освидетельствования гражданами, подлежащих призыву на военную службу, в том числе, порядок его проведения, соответствующий порядку проведения военно-врачебной экспертизы, включая обязательность ее прохождения и проведения, а также ограничивающих возможность выбора врача и медицинской организации, положения ст. 20 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ неприменимы к процедуре прохождения медицинского освидетельствования гражданами, подлежащими призыву на военную службу.

В связи с тем, что обработка персональных данных осуществлялась в предусмотренных ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ целях проведения медицинского освидетельствования, она отвечала требованиям п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Иных доказательств, ставящие под сомнение данное в ходе медицинского освидетельствования и медицинского осмотра медицинское заключение о годности административного истца к военной службе, в ходе рассмотрения судом первой инстанции не представлено, притом что ему в полном объеме было предоставлено право по представлению доказательств.

Правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы в порядке п. 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574, в том числе, при рассмотрении настоящего административного дела, административный истец не воспользовался.

По изложенным мотивам решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска является законным, основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 июня 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2772/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Супрунов Владимир Олегович
Ответчики
Военный комиссариат г.Петрозаводска
Призывная комиссия Республика Карелия
Глава Республики Карелия председатель призывной комиссии Республики Карелия Парфенчиков А.О.
Военный комиссариат Республики Карелия
Призывная комиссия Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
12.08.2022Передача дела судье
12.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Передано в экспедицию
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее