Решение по делу № 2-2789/2017 от 22.06.2017

Дело № 2-2789/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2017 года.

Центральный суд г. Комсомольска- на Амуре (адрес).

В составе : председательствующего судьи Фурман Е.Ю.

при секретаре судебного заседания Чалой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Компания Дельта» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор (адрес), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу «Компания Дельта» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в жилом многоквартирном (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, ссылаясь в заявлении на то, что в ходе проведенной Комсомольской-на-Амуре прокуратурой проверки требований действующего законодательства при управлении многоквартирным домом (№) по (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, выявлены нарушения требований ч.5 ст.161 и ст.162 ЖК РФ, ч.5 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от (дата) «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. «и», «к» п.11 Правил (№), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата), которым регулируются отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Так, при проверке установлено, что в многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре имеется техническая возможность установки (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, что подтверждается актом осмотра. На основании договора управления многоквартирным домом от (дата) управление домом (№) по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре осуществляет ЗАО «Компания Дельта». Однако, установка (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения до настоящего времени не произведена, счетчики в эксплуатацию не введены, в связи с чем, просит обязать Закрытое акционерное общество «Компания Дельта» в течение щести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в жилом многоквартирном (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, (адрес).

Определением в порядке подготовки дела к судебному разбирательству Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания».

В судебном заседании представитель Прокуратуры (адрес) Ерукова А.В., настаивала на удовлетворении исковых требований, при этом дала суду объяснения, аналогичные выше установленным обстоятельствам, дополнительно пояснила о том, что в результате бездействия ЗАО « Компания Дельта» общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре не введен в эксплуатацию, чем нарушены интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которого не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.

В судебном заседании представитель ЗАО «Компания Дельта» Фощай С.В., действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования прокурора не признала, в обоснование возражений суду представлен письменный отзыв на исковые требования, при этом дополнительно суду пояснила о том, что управляющая компания ЗАО «Компания Дельта» выполнила свои обязательства надлежащим образом по установке прибора учета тепловой энергии по данному дому, что подтверждается заключением договора с ИП Стенюшиным С.Н. и письменными обращениями в адрес АО «Дальневосточная генерирующая компания» с просьбой ввода в эксплуатацию установленных приборов. В данном случае имело место бездействие со стороны АО "Дальневосточная генерирующей компании» по вводу узла учета в эксплуатацию. АО «Дальневосточная генерирующая компания» как после ознакомления с интересующими его документами по установке приборов учета, так и по настоящее время не предприняло никаких действий по согласованию действий с управляющей компанией по вводу приборов учета в эксплуатацию.

    В судебном заседании представители третьего лица Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания», Семенюк Н.В., Недиля Е.С., действующие на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержали, при этом пояснили суду о том, что управляющая компания ЗАО « Компания Дельта» в ноябре 2016 году обратилась в АО « Дальневосточная генерирующая компания» с требованием ввода узлов учета тепловой энергии, горячей воды в эксплуатацию, в том числе по адресу: (адрес), дом №.38/2 в г. Комсомольске-на-Амуре, но поскольку ЗАО «Компания Дельта» не представлены все необходимые документы на общедомовой прибор учета тепловой энергии, горячего водоснабжения, ввод в эксплуатацию прибора учета не осуществился. Управляющей компании ЗАО «Компания Дельта» были даны подробные разъяснения, по которым следовало выполнить ряд мероприятий для ввода в эксплуатацию прибора учета, однако до настоящего времени данные мероприятия не выполнены, не представлены соответствующие документы на данный прибор учета, в связи с чем, прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию.

В судебном заседании свидетель Стенюшин Н.С. суду пояснил о том, что он является индивидуальным предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по организации установки и контроля над функционированием и эксплуатацией приборов учета тепловой энергии. (дата) между ним и ЗАО «Компания Дельта» был заключен договор на абонентское обслуживание измерительного комплекса узла коммерческого учета тепла. На основании заключенного договора им были произведены работы по установке приборов учета и направлены обращения в компании теплоносителя ОАО «ДГК ХТСК» СП КТС Комсомольские тепловые сети о необходимости согласования паспорта на узел учета тепловой энергии и ТН для жилого дома по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес) корпус (№). Однако ответ на свои обращения либо отказ до настоящего времени не получил. Кроме того ему известно о том, что также были и обращения из управляющей компании руководству теплоносителя по согласования и вводу установленных приборов учета в многоквартирном доме, но положительного результата в дальнейшем достигнуто не было. Впоследствии был заключен между управляющей организацией и СП КТС договор на обслуживание и ввод узлов учета тепловой энергии и горячей воды в эксплуатацию по адресу: (адрес), дом №.38/2 в г. Комсомольске-на-Амуре, но он не исполняется, поскольку прибор учета не соответствует всем необходимым требованиям, выставляемым теплоносителем.

Суд, выслушав объяснение представителя истца, объяснение представителя ответчика, третьих лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено следующее:

Многоквартирный жилой (адрес) корпус (№), по (адрес), в

г.Комсомольске-на-Амуре, (адрес) на основании договора управления многоквартирным домом от (дата) находится в управлении управляющей организации - Закрытое акционерное общество «Компания Дельта».

Согласно договору управления собственники жилых помещений многоквартирного дома передают управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 491, в соответствии с пунктом 16 которых, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Согласно пункта 7 статьи 6 Федерального закона от (дата) N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные акты Российской Федерации», в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

В соответствии с Правилами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, содержание многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ от (дата) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до (дата), а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В силу положений статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
Исходя из положений статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункта11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.

Из приведенных норм следует, что независимо от действий собственников многоквартирного дома, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ и п.п «к» пункта 11 Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.

При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой (адрес) проводилась проверка на предмет соблюдения требований действующего законодательства управляющими компаниями при управлении многоквартирными домами, а именно соблюдение норм и правил содержания общего имущества многоквартирного дома, которое включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.

По результатам проверки было выявлено, что по адресу: г. Комсомольск-на Амуре, (адрес), корпус (№) имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения, что подтверждается актом обследования на предмет установки наличия технической возможности установки коллективного (общедомового ) прибора учета от (дата)..

В соответствии с пунктом 3 статьи 543 Гражданского кодекса РФ, требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законами, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№) «Коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии осуществляется на основании пунктов 53-57, утвержденных Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Пункт 58 Правил предусматривает, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации ввода в эксплуатацию узла учета и его пломбирования. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации.

Судом установлено, что многоквартирный жилой (адрес) корпус (№) по (адрес), г. Комсомольске-на-Амуре, (адрес) оснащен коллективным

(общедомовым) прибором учета тепловой энергии, что подтверждается договором № ТО -155/16 абонентского обслуживания измерительного комплекса узла коммерческого учета тепла от (дата), от (дата), заключенного между ЗАО «Компания Дельта» и ИП Стенюшина Н. С. и проекта - паспорта пункта коммерческого учета тепловой энергии объекта жилой многоквартирный (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, (адрес).

Однако, после заключения указанных договоров и составления указанного проекта – паспорта никаких действий, направленных на введение узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, предусмотренных Правилами ЗАО « Компания Дельта» совершено не было, поскольку управляющей компанией в теплоснабжающую организацию не представлены на согласование и рассмотрение проекты и паспорта узлов учета, оформленные в соответствии с пунктом 44, пунктом 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, что подтверждается ответом АО «Дальневосточная генерирующая компания» (№) от (дата).

Бездействие управляющей организации ЗАО «Компания Дельта» по вводу узла учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме выразилось в непредставлении всех необходимых документов теплоносителю, что явилось одним из факторов недопущения узла учета тепловой энергии к эксплуатации.

Доводы представителя ответчика, о том, что узел учета, установленный в названном доме, не был опломбирован и допущен к эксплуатацию по вине теплоносителя материалами дела не подтверждены и доказательств данного обстоятельства суду ответчиком не представлено.
Из материалов дела следует, что исполнителем коммунальных услуг в виде отопления и горячего водоснабжения является АО «Дальневосточная энергетическая компания» филиал «Хабаровские тепловые сети» СП «Комсомольские тепловые сети».

Представитель ответчика в силу договора содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Однако, как установлено судом, общедомовые (коллективные) приборы учета коммунальных ресурсов в данном доме управляющей организацией не эксплуатируются, показания с них исполнителем коммунальной услуги не снимаются.

Принимая во внимание вышеизложенное суд пришел к выводу о том, что ЗАО «Компания Дельта» в силу того, что является управляющей организацией, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, и владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, (адрес) должно обеспечить эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу положений частей 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом и исполнителя коммунальных услуг.

Согласно пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).

Суд, при установлении указанного срока, учитывает возможности ЗАО « Компания Дельта» по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

С учетом позиции сторон по делу полагает заявленный истцом срок достаточным для совершения вышеуказанных действий.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ЗАО « Компания Дельта» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход муниципального образования городского округа « (адрес)».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора (адрес) в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Компания Дельта» о возложении обязанности по организации установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в жилом многоквартирном доме, - удовлетворить.

Обязать Закрытое акционерное общество « Компания Дельта» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячего водоснабжения в жилом многоквартирном (адрес)/ 2 по (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре, (адрес).

Взыскать с Закрытого акционерного общества « Компания Дельта» государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «(адрес)» в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в (адрес)вой суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в мотивированном виде сторонами по делу через Центральный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес).

Судья     Е.Ю.Фурман

2-2789/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
Закрытое акционерное общество"Компания Дельта"
Другие
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
22.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2017Передача материалов судье
26.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
31.07.2017Подготовка дела (собеседование)
17.08.2017Подготовка дела (собеседование)
17.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2017Судебное заседание
07.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее