Уникальный идентификатор дела №
Дело № 2-490/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г. Дальнереченск
Дальнереченский районный суд Приморского края
в составе судьи Царакаева А. А.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ворошиловой В. С.
с участием
заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора Попковой Е. В.,
истца ТТГ,
представителя ответчика ШЕА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ТТГ к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И. о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов ТТГ, в обоснование которого указал следующее. Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ТТГ о нарушении ее жилищных прав администрацией Дальнереченского муниципального района Приморского края (далее в том числе – администрация Дальнереченского муниципального района, Администрация), в результате которой установлено, что ТТГ является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Она обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о проведении ремонта указанного жилого помещения. Администрацией проведено обследование жилья, установлено, что требуется проведение капитального ремонта, принято решение о включении жилого помещения в список нуждающихся в ремонте в порядке очередности. ТТГ ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района с заявлением о проведении ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчиком ей дан ответ, в котором указано, что жилое помещение по вышеуказанному адресу включено в список жилых помещений на проведение капитального ремонта, порядковый номер очереди – 21, в связи с чем капитальный ремонт данного жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ проводиться не будет. Дальнереченской межрайонной прокуратурой в администрацию Дальнереченского муниципального района внесено представление, в рамках рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование вышеназванного жилого помещения, принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении оснований для признания данного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. Вместе с тем какие-либо меры, направленные на проведение капитального ремонта, Администрацией до настоящего времени не приняты. Изложенное свидетельствует о нарушении права нанимателя на благоприятные и безопасные условия проживания, а также влечет за собой разрушение и порчу муниципального жилого фонда. На основании изложенного прокурор просит обязать администрацию Дальнереченского муниципального района <адрес> произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора Попкова Е. В. на заявленном требовании настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Обратила внимание на то, что с 2017 года ответчиком не предпринимаются никакие меры для того, чтобы произвести капитальный ремонт квартиры. Нахождение в данном жилье опасно для проживающих в нем лиц.
ТТГ в судебном заседании требования иска поддержала, пояснила, что в квартире по адресу: <адрес>, невозможно жить. Она боится проживать в этом жилом помещении, так как в какой-то момент в нем обрушилась часть покрытия потолка. У нее есть опасения, что может рухнуть вся крыша. Требуется отремонтировать потолки, печь, окно, заменить брус в стенах. В зимний период ей пришлось снимать другую квартиру, так как в этом жилом помещении невозможно было проживать. Фактически квартира требовала капитального ремонта еще до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации Дальнереченского муниципального района <адрес> – ШЕА, действующий на основании доверенности (л. д. 45), в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Указал, что Администрацией была установлена необходимость проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное помещение включено в соответствующий список, устанавливающий очередность проведения ремонта, под номером 21. Наличие такой очереди вызвано недостаточностью денежных средств, необходимых для осуществления ремонта всех, требующих ремонта, жилых помещений. Удовлетворение заявленных требований повлечет за собой нарушение прав нанимателей других жилых помещений, которые также включены в очередь. Кроме того, осуществить ремонт в требуемый истцом срок – до ДД.ММ.ГГГГ – невозможно. Так, для осуществления капитального ремонта необходимо заключить соответствующий договор подряда по результатам проведения в электронной форме аукциона в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Перед этим нужно составить смету, установить цену контракта, совершить иные действия, предусмотренные названным Законом. Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, является двухквартирным, то необходимо будет осуществить его ремонт целиком. Проведение работ возможно только в теплое время года. Таким образом, ремонт может быть произведен не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, представитель ответчика указал, что фактически требования прокурора направлены на вмешательство в деятельность органа местного самоуправления, что не основано на законе. Срок проведения капитального ремонта законом не установлен.
Выслушав пояснения заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора, ТТГ, представителя ответчика, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 24 Устава Дальнереченского муниципального района Приморского края (принят решением муниципального комитета муниципального образования Дальнереченский район от 15.06.2005 № 214) администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.
Данному праву корреспондирует установленная пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ обязанность наймодателя жилого помещения по договору социального найма осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что квартира <адрес> является муниципальной собственностью Дальнереченского муниципального района Приморского края (л. д. 46-48, 52, 56-59, 62, 66-69).
Указанная квартира предоставлена ТТГ во владение и пользование для проживания в ней на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №
Из содержания материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ТТГ обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района с заявлением о проведении ремонта в вышеназванном жилом помещении (л. д. 18).
Комиссией в составе сотрудников Администрации проведено обследование данного помещения, по результатам которого составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отражено заключение комиссии о необходимости проведения капитального ремонта следующих конструкций и элементов жилого дома: частичная замена бруса наружных стен, замена окон, оштукатуривание стен, потолков, ремонт печи (л. д. 20).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ и. о. главы администрации Дальнереченского муниципального района сообщил ТТГ о том, что принято решение включить муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в список нуждающихся в ремонте в порядке очередности, указал, что ремонт будет произведен при выделении финансовых средства по соответствующей статье расхода (л. д. 16).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ ТТГ вновь обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района с заявлением о проведении ремонта вышеназванной квартиры, указав на то, что в жилом помещении протекает крыша, обрушивается потолок и штукатурка, печь, окна и брус находятся в ненадлежащем состоянии (л. д. 19).
Также ДД.ММ.ГГГГ ТТГ подала обращение Дальнереченскому межрайонному прокурору с просьбой оказать содействие в решении вопроса об осуществлении ремонта (л. д. 8).
Прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Дальнереченского муниципального района <адрес> об устранении выявленных нарушений (л. д. 23-27).
Межведомственная комиссия обследовала жилое помещение, составив соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 31-32).
В данном акте межведомственная комиссия зафиксировала, что бетон фундамента частично имеет трещины, древесина бруса наружных стен имеет гниение до окон, внутренние перегородки деформированы, имеется отслоение штукатурного слоя, полы имеют заметный уклон, при ходьбе подвижны, между полом и стенами имеются зазоры от 5 - 10 см, крыша имеет протечки, на потолке имеется отслоение штукатурного слоя до дранки, древесина окон рассохлась, имеет трещины.
По результатам обследования межведомственная комиссия установила необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ с целью приведения утраченных с физическим износом в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
В итоге межведомственная комиссия приняла заключение от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в вышеназванном Положении требованиями (л. д. 29-30).
Ненадлежащее состояние квартиры, предоставленной истцу для проживания на основании договора социального найма, подтверждается также представленными в материалы дела фотографиями, на которых запечатлено частичное обрушение покрытия потолка в квартире (л. д. 70-76).
Таким образом, суду представлены доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта в жилом помещении по адресу: <адрес>.
При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела и не отрицалось стороной ответчика, такой ремонт в вышеназванной квартире до настоящего времени не проведен.
Таким образом, так как жилое помещение, в котором проживает ТТГ, подлежит капитальному ремонту, администрация Дальнереченского муниципального района, в силу приведенных выше положений ЖК РФ, обязана произвести его капитальный ремонт.
Поскольку такой ремонт ответчиком не проведен, требование прокурора о возложении на Администрацию соответствующей обязанности является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в обоснование своей позиции представителем администрации Дальнереченского муниципального района, основанием к отказу в удовлетворении иска служить не могут.
В ответах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрация Дальнереченского муниципального района сообщала о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в список жилых помещений на проведение капитального ремонта. <данные изъяты>
Вместе с тем действующее законодательство не ставит проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных гражданам для проживания по договорам социального найма, в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий. В частности, положениями нормативных правовых актов не предусмотрено, что осуществление капитального ремонта конкретного жилого помещения зависит от наличия или отсутствия других жилых помещений, подлежащих ремонту, времени выявления факта нуждаемости жилья в ремонте, соблюдения порядка очередности, наличия или отсутствия денежных средств на осуществление ремонта, а также иных условий.
Более того, выявленные межведомственной комиссией в ДД.ММ.ГГГГ недостатки в техническом состоянии квартиры по адресу: <адрес>, такие как: трещины в фундаменте, гниение древесины бруса наружных стен, деформация внутренних перегородок, заметный уклон полов и их подвижность, наличие зазоров между полом и стенами, протечки крыши, объективно препятствуют нормальному проживанию в данном жилом помещении и обоснованно вызывают у ТТГ опасения за ее жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье совместно проживающих с ней членов ее семьи. Изложенное свидетельствует о необходимости скорейшего осуществления ремонта в указанной квартире.
При этом суд учитывает, что в соответствующий список муниципальных жилых помещений, нуждающихся в ремонте, квартира, предоставленная истцу по договору социального найма, была включена еще в ДД.ММ.ГГГГ. На протяжении семи лет какие-либо меры, направленные на проведение ремонта, ответчик не принимал.
Вопреки доводам стороны ответчика, удовлетворение иска не будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку суд не определяет ни размер финансирования, ни порядок выделения средств. Кроме того, удовлетворение искового заявления направлено, в первую очередь, на обеспечение прав лиц, проживающих в предоставленной им на основании договора социального найма квартире, на благоприятные и безопасные условия проживания, а также на обеспечение сохранности муниципального жилищного фонда.
По смыслу положений частей 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого ответчик должен исполнить обязанность по проведению капитального ремонта, суд учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 54 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает определенную процедуру, которую орган местного самоуправления обязан соблюсти для заключения договора на выполнение ремонтных работ, а также соответствующие сроки.
В то же время необходимо учитывать длительность периода, составляющего более шести лет, в течение которого ответчик не совершал действий, направленных на проведение ремонта, при этом зная о том, что такой ремонт необходим.
С учетом изложенного, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, необходимости устранения нарушения прав гражданина в разумный срок, суд устанавливает администрации Дальнереченского муниципального района срок для выполнения возложенной на него обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
При наличии достаточных оснований ответчик, с учетом положений статьи 203 ГПК РФ, не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения.
Так как судом установлен иной срок, чем тот, который требует установить прокурор, исковое заявление считается удовлетворенным частично.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ТТГ (<данные изъяты>) к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края (ИНН 2514003412, ОГРН 1022500640513) о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края обязанность произвести капитальный ремонт жилого помещения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд Приморского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2024.
Судья А. А. Царакаев