Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д
О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УИД 78RS0016-01-2021-006618-31
Дело № 88-11128/2023
город Санкт-Петербург 19 июня 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карпенко В.В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2023 г. по гражданскому делу № 2-1209/2022 по иску Карпенко В.В. к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения истца Карпенко В.В., представителя ответчика – Короленко-Лукьяновой И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Карпенко В.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований, просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для сотрудников Противопожарной службы, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2013 г., обязать поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты (субсидии) для приобретения и строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 29 сентября 1994 г. проходил службу в Федеральной противопожарной службе по Санкт-Петербургу на должности старшего прапорщика внутренней службы, старшего инструктора по вождению пожарной машины. 1 декабря 2016 г. уволен со службы по достижению предельного возраста. В период прохождения службы ему не было предоставлено жилье. В 2016 году он обратился в ГУ МЧС России для постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимые документы. Согласно протоколу Жилищной комиссии № 5/2016 от 26 августа 2016 г. в постановке его и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья отказано на том основании, что ранее в собственности у него и его сына имелись по ? доли в квартире по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, д. 27, кв. 68. Данная квартира им продана на основании договора купли-продажи от 26 ноября 2013 г. в связи с переездом в Санкт-Петербург вместе с членами семьи. После отчуждения квартиры прошло более пяти лет и на вырученные от продажи жилья денежные средства им приобретена квартира в Санкт-Петербурге по адресу: Богатырский пр., д. 58, корп. 4, кв. 52, где он и его супруга являются собственниками по ? доли в праве собственности. В данной квартире они проживают вчетвером, размер жилой площади, приходящейся на одного человека ниже, установленной в Санкт-Петербурге. Истец полагал, что с учетом выслуги лет, он имеет право на получение единовременной выплаты. В 2021 г. он повторно обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, однако решением территориальной комиссии от 6 сентября 2021 г. (протокол № 5 ЕСВ/2021) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ему вновь отказано. С учетом данных обстоятельств, полагая свои права нарушенными, Карпенко В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2023 г., в удовлетворении заявленных требований Карпенко В.В. отказано.
Истец в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить. Представитель ответчика возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).
В пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном пункта 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
По смыслу приведенных нормативных положений, право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, имеется у действующих сотрудников ГУ МЧС России.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ отмечал, что необходимость постановки на жилищный учет в период прохождения гражданами государственной службы в целях предоставления им дополнительных жилищных гарантий, обусловленных особенностями этой службы, соответствует правовой природе данных гарантий; решение же воспользоваться дополнительными жилищными гарантиями принимается самим государственным служащим и оформляется подачей соответствующего заявления, рапорта в целях постановки на жилищный учет в федеральном органе исполнительной власти, в котором они проходят службу (Определение от 28 ноября 2019 г. №3051-0).
В соответствии с пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Положениями ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют:
- действующие сотрудники, продолжительность службы которых составляет не менее 10 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ;
- граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах, продолжительность службы которых в таком учреждении составляет не менее 10 лет, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. в системе МЧС России.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Карпенко В.В. являлся сотрудником ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, проходил службу с 29 ноября 1994 г.
30 декабря 2016 г. Карпенко В.В. уволен со службы на основании п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» по достижении предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе.
Выслуга лет Карпенко В.В. по состоянию на 30 декабря 2016 г. в календарном исчислении составила 24 года 03 месяца 09 дней.
В 2016 г., в период прохождения службы в федеральной государственной службе Государственной противопожарной службе, Карпенко В.В. подавал заявление и документы о рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26 августа 2016 г. (протокол № 5/2016) Карпенко В.В. отказано в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Не согласившись с решением комиссии, Карпенко В.В. обратился с иском к ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 30 мая 2018 г. по делу № 2-1952/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 16 октября 2018 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
18 августа 2021 г. Карпенко В.В. вновь обратился в Территориальную комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив необходимые документы.
Решением территориальной комиссии Главного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 6 сентября 2021 г. (протокол № 5ЕСВ/2021) в постановке на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Карпенко В.В. отказано ввиду отсутствия условий, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Указав, что Карпенко В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в Главном управлении не состоит и не состоял, в период прохождения службы в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ему отказано.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с п.15 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Между тем, истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., в период службы и на момент увольнения истец также не был поставлен на соответствующий учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обратился с заявлением о постановке на учет только в 2021 г., то есть спустя 5 лет после увольнения со службы, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции обоснованно не имелось.
Возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований п. 4 Правил, а также ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрена только в отношении действующих сотрудников, то есть, лиц, проходящих службу до их увольнения, а право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает лишь при наличии обязательных условий указанных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, тогда как в отношении истца такие условия не соблюдаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку истец в настоящее время не является действующим сотрудником ГУ МЧС России, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не состоит, лицом, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, не является, обратился с рассматриваемым заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2021 году, уже после увольнения со службы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что ранее истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по иным основаниям, проверялись судом апелляционной инстанции, и правомерно признаны необоснованными с указанием мотивов, по которым судом отклонены доводы истца.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствам, в том числе о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, потому не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Карпенко В.В. - без удовлетворения.