Решение по делу № 2-339/2021 от 26.10.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года                        г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ермаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андерсон Т.А. к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа №2 г.Пудожа Республики Карелия об оспаривании приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы,

у с т а н о в и л :

Андерсон Т.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа №2 г.Пудожа Республики Карелия (далее – МКОУ ООШ №2 г.Пудожа), в обоснование которого указала, что с 22.08.1995 работает у ответчика в качестве учителя. 21.10.2021 истец получила приказ об отстранении от работы в связи с отказом вакцинироваться профилактической прививкой от новой коронавирусной инфекции без сохранения заработной платы на период отстранения. Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ, указывает, что вакцинация является правом, а отказ от таковой не может являться основанием для отстранения от работы и носит дискриминационный характер. Вакцинация по эпидпоказателям проводится при угрозе эпидемии, которая обычно объявляется когда заболевает более 5% населения. На 25.10.2021 такие показатели достигнуты не были. Своим решением работодатель нарушает ее права, а также лишает возможности поддерживать достойный уровень жизни. Просила отменить приказ об ее отстранении от работы без сохранения заработной платы.

В порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Пудожского муниципального района РК.

В судебное заседании истец не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, которое просила рассматривать в свое отсутствие.

Ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – администрация Пудожского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В отзыве на иск ответчик, ссылаясь на приказ Минздрава РФ от 21.03.2014 №125н и положения Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ, указал, что прививка от коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, проводимых в целях предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, а их отсутствие влечет отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 работники сферы образования отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции. Истцом не представлено медицинское заключение о перенесенном заболевании и об отводе от профилактической прививки. В соответствии с паспортом коллективного иммунитета от 22.09.2021 число работников, прошедших вакцинацию или переболевших короновирусной инфекцией, составляет 79%. Ответчиком предоставлялась истцу возможность перехода на дистанционную работу, что подтверждает приказ от 18.10.2021. Просил отказать в иске.

Третье лицо в отзыве на иск, поддержав доводы ответчика на иск, указывало, что истец, работая в образовательной организации, в случае отсутствия документов, подтверждающих медицинские противопоказания к вакцинации, обязана была сделать профилактическую прививку. МКОУ ООШ №2 г.Пудожа в свою очередь обязано выполнять требования санитарного законодательства, включая постановления, предписания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 руководителям организаций в сфере образования, осуществляющим деятельность на территории Республики Карелия, необходимо организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.08.2021 – вторым компонентом вакцины от новой короновирусной инфекции. Документов о вакцинации или подтверждающих медицинские противопоказания к вакцинации истцом предоставлено не было. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний. Просил в иске отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждено, что приказом от 22.08.1995 Андерсон Т.А. была принята на работу и в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в МКОУ ООШ №2 г.Пудожа в качестве учителя, классного руководителя на основании заключенного с ней трудового договора от 14.09.2016.

01.09.2021 Андерсон Т.А. представила в адрес работодателя заявление, в котором проинформировала об отсутствии намерения вакцинироваться от COVID-19.

В соответствии с паспортом коллективного иммунитета к COVID-19 от 22.09.2021, утвержденным Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, количество работников, прошедших вакцинацию, переболевших короновирусной инфекцией (COVID-19) в отношении МКОУ ООШ №2 г.Пудожа составило 79% от общего числа работников.

Уведомлением работодателя от 15.10.2021 Андерсон Т.А. рекомендовано пройти вакцинацию от COVID-19, а при наличии медицинских противопоказаний к таковой - представить справку из медицинского учреждения.

Приказом от 18.10.2021 работникам МКОУ ООШ №2 г.Пудожа согласно приложению (включая истца) предложено: пройти вакцинацию от COVID-19 в срок до 21.10.2021; работникам, имеющим противопоказания к вакцинации, предложено сообщить об этом директору образовательного учреждения и представить подтверждающие документы. Также разъяснено о возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, но не прошедших ее. Истец ознакомлена с указанным приказом под роспись.

Приказом от 21.10.2021 Андерсон Т.А., как отказавшаяся от профилактических прививок против новой короновирусной инфекции и не имеющая противопоказаний к вакцинации, была отстранена от работы без сохранения заработной платы с 22.10.2021 до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.

Положениями ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

Запрет на дискриминацию в сфере трудовых отношений основывается на Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах», а также Конвенции МОТ №111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» от 25.06.1958.

Согласно ст.2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников.

По смыслу ст.3 ТК РФ во взаимосвязи с положениями ст.1 Конвенции МОТ №111 от 25.06.1958 под дискриминацией в сфере труда, следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на: предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который в ст.1 определяет, что: под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимается - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок; профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

В силу ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако отсутствие профилактических прививок может являться основанием для отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.76 ТК работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1867-О, установление правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.

Таким образом, вопреки доводам иска, законное требование работодателя о вакцинации от новой короновирусной инфекции, предъявляемое в отношении всех работников определенной сферы трудовой деятельности, и отстранение от работы в случае отказа от таковой в понимании вышеприведенных положений закона и разъяснений, не может рассматриваться в качестве дискриминации работников, поскольку направлено на обеспечение защиты здоровья, как самих работников, так и иных лиц, с которыми они контактируют в процессе осуществления трудовой деятельности.

Оценивая законность требования работодателя в отношении истца, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с п.12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», к таким работам относится работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В силу п.3 ч.4 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу статьи 11 которого юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 35 Федерального закона от 03.08.2018 №52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии в национальным календарем профилактических прививок, являющимся Приложением №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 21.03.2014 №125н, прививка от коронавирусной инфекции должна быть проведена в отношении работников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 определены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции. Согласно названного Постановления (в редакции, действовавшей до 15.10.2021) в срок до 27.07.2021 руководителям организаций сферы образования, необходимо организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.08.2021 – вторым компонентом.

В соответствии со ст.ст.55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что истец ранее болела новой коронавирусной инфекцией, у нее сохраняется хороший уровень антител, или имеются противопоказании к вакцинации ни работодателю, ни в ходе рассмотрения настоящего дела представлено не было.

При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемый приказ об отстранении истца от работы вынесен работодателем в соответствии с положениями действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных исковых требований Андерсон Т.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пудожский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.

Судья                            Точинов С.В.

2-339/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Андерсон Тамара Александровна
Ответчики
МКОУ ООШ № 2 г. Пудожа
Другие
администрация Пудожского муницпального района
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Точинов Сергей Владимирович
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
26.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2021Передача материалов судье
27.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее