№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ермаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андерсон Т.А. к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа №2 г.Пудожа Республики Карелия об оспаривании приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы,
у с т а н о в и л :
Андерсон Т.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа №2 г.Пудожа Республики Карелия (далее – МКОУ ООШ №2 г.Пудожа), в обоснование которого указала, что с 22.08.1995 работает у ответчика в качестве учителя. 21.10.2021 истец получила приказ об отстранении от работы в связи с отказом вакцинироваться профилактической прививкой от новой коронавирусной инфекции без сохранения заработной платы на период отстранения. Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ, указывает, что вакцинация является правом, а отказ от таковой не может являться основанием для отстранения от работы и носит дискриминационный характер. Вакцинация по эпидпоказателям проводится при угрозе эпидемии, которая обычно объявляется когда заболевает более 5% населения. На 25.10.2021 такие показатели достигнуты не были. Своим решением работодатель нарушает ее права, а также лишает возможности поддерживать достойный уровень жизни. Просила отменить приказ об ее отстранении от работы без сохранения заработной платы.
В порядке ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Пудожского муниципального района РК.
В судебное заседании истец не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, которое просила рассматривать в свое отсутствие.
Ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – администрация Пудожского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве на иск ответчик, ссылаясь на приказ Минздрава РФ от 21.03.2014 №125н и положения Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ, указал, что прививка от коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, проводимых в целях предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, а их отсутствие влечет отказ в приеме на работу или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 работники сферы образования отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции. Истцом не представлено медицинское заключение о перенесенном заболевании и об отводе от профилактической прививки. В соответствии с паспортом коллективного иммунитета от 22.09.2021 число работников, прошедших вакцинацию или переболевших короновирусной инфекцией, составляет 79%. Ответчиком предоставлялась истцу возможность перехода на дистанционную работу, что подтверждает приказ от 18.10.2021. Просил отказать в иске.
Третье лицо в отзыве на иск, поддержав доводы ответчика на иск, указывало, что истец, работая в образовательной организации, в случае отсутствия документов, подтверждающих медицинские противопоказания к вакцинации, обязана была сделать профилактическую прививку. МКОУ ООШ №2 г.Пудожа в свою очередь обязано выполнять требования санитарного законодательства, включая постановления, предписания должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 руководителям организаций в сфере образования, осуществляющим деятельность на территории Республики Карелия, необходимо организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.08.2021 – вторым компонентом вакцины от новой короновирусной инфекции. Документов о вакцинации или подтверждающих медицинские противопоказания к вакцинации истцом предоставлено не было. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний. Просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что приказом от 22.08.1995 Андерсон Т.А. была принята на работу и в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в МКОУ ООШ №2 г.Пудожа в качестве учителя, классного руководителя на основании заключенного с ней трудового договора от 14.09.2016.
01.09.2021 Андерсон Т.А. представила в адрес работодателя заявление, в котором проинформировала об отсутствии намерения вакцинироваться от COVID-19.
В соответствии с паспортом коллективного иммунитета к COVID-19 от 22.09.2021, утвержденным Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, количество работников, прошедших вакцинацию, переболевших короновирусной инфекцией (COVID-19) в отношении МКОУ ООШ №2 г.Пудожа составило 79% от общего числа работников.
Уведомлением работодателя от 15.10.2021 Андерсон Т.А. рекомендовано пройти вакцинацию от COVID-19, а при наличии медицинских противопоказаний к таковой - представить справку из медицинского учреждения.
Приказом от 18.10.2021 № работникам МКОУ ООШ №2 г.Пудожа согласно приложению (включая истца) предложено: пройти вакцинацию от COVID-19 в срок до 21.10.2021; работникам, имеющим противопоказания к вакцинации, предложено сообщить об этом директору образовательного учреждения и представить подтверждающие документы. Также разъяснено о возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, но не прошедших ее. Истец ознакомлена с указанным приказом под роспись.
Приказом от 21.10.2021 № Андерсон Т.А., как отказавшаяся от профилактических прививок против новой короновирусной инфекции и не имеющая противопоказаний к вакцинации, была отстранена от работы без сохранения заработной платы с 22.10.2021 до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.
Положениями ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Запрет на дискриминацию в сфере трудовых отношений основывается на Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах», а также Конвенции МОТ №111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» от 25.06.1958.
Согласно ст.2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников.
По смыслу ст.3 ТК РФ во взаимосвязи с положениями ст.1 Конвенции МОТ №111 от 25.06.1958 под дискриминацией в сфере труда, следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии со ст.21 ТК РФ работник имеет право на: предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который в ст.1 определяет, что: под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимается - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок; профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
В силу ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, однако отсутствие профилактических прививок может являться основанием для отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.76 ТК работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1867-О, установление правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Таким образом, вопреки доводам иска, законное требование работодателя о вакцинации от новой короновирусной инфекции, предъявляемое в отношении всех работников определенной сферы трудовой деятельности, и отстранение от работы в случае отказа от таковой в понимании вышеприведенных положений закона и разъяснений, не может рассматриваться в качестве дискриминации работников, поскольку направлено на обеспечение защиты здоровья, как самих работников, так и иных лиц, с которыми они контактируют в процессе осуществления трудовой деятельности.
Оценивая законность требования работодателя в отношении истца, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с п.12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», к таким работам относится работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положения Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу п.3 ч.4 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу статьи 11 которого юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 35 Федерального закона от 03.08.2018 №52-ФЗ установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии в национальным календарем профилактических прививок, являющимся Приложением №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 21.03.2014 №125н, прививка от коронавирусной инфекции должна быть проведена в отношении работников медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республики Карелия от 27.06.2021 №3 определены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции. Согласно названного Постановления (в редакции, действовавшей до 15.10.2021) в срок до 27.07.2021 руководителям организаций сферы образования, необходимо организовать проведение профилактических прививок от коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 27.08.2021 – вторым компонентом.
В соответствии со ст.ст.55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что истец ранее болела новой коронавирусной инфекцией, у нее сохраняется хороший уровень антител, или имеются противопоказании к вакцинации ни работодателю, ни в ходе рассмотрения настоящего дела представлено не было.
При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемый приказ об отстранении истца от работы вынесен работодателем в соответствии с положениями действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Андерсон Т.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пудожский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06.12.2021.
Судья Точинов С.В.