Решение по делу № 2-409/2022 от 19.05.2022

Гражданское дело № 2-409/2022

(04RS0001-01-2022-000837-53)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,

при секретаре Марусенко Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трескина П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Баргузинский районный суд РБ обратился с иском Трескин П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, мотивировав свои требования тем, что приговором от ДД.ММ.ГГГГ его отец Трескин Ф.П. был осужден к лишению свободы за убийство его матери. Он был единственным ребенком. По халатности органом опеки и попечительства он остался без попечения родителей в возрасте 11 месяцев. Также ему не выплачивались детское пособие, не была назначена пенсия по потере кормильца. Отец после освобождения из мест лишения свободы не принимал участие в его воспитании, проживал в другом регионе, а истец не был определен в специальные учреждения. В связи с чем органами опеки и попечительства ему был причинен моральный и материальный ущерб. Так, он был лишен права на получение детского пособия, пенсии по потере кормильца, никто над не ним не оформлял опекунство, никто не усыновлял.

В судебное заседание истец Трескин П.Ф. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в порядке подготовки дела к разбирательству суду пояснял, что он рос без оформления Органа опеки, отец после освобождения с ним не жил и воспитанием не занимался, родительских прав не был лишен. Он проживал у тети в п.Усть-Баргузин. В 2018 году он обращался с данным вопросом к Органу опеки, до этого не обращался.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца по правилам ч. 3 и 5 ст.167 ГПК РФ.

На судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Баргузинский район» не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направив отзыв, согласно которого истец не признан в соответствии с № 159-ФЗ относящимся к категориям детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 23 лет, права и гарантии предоставляемых в рамках данного закона истец утрачивает.

Свидетель Свидетель №1 суду пояснила, что Трескин является родным племянником по его отцу. П. было 10 месяцев, когда произошла неприятность с отцом и матерью. Она с мужем забрали его к себе на воспитание. У нее своих еще 2 детей. П. называл ее мамой, а супруга папой. Потом пошел в школу, и узнал, что они ему не родные мама и папа, начал убегать из дома. Они его возвращали, он у них жил, она воспитывала и содержала. Отца истца не лишали родительских прав. Она в органы опеки по вопросу П. не обращалась, опекунство не оформляла. Сам истец, когда повзрослев, обращался в Орган опеки, но ответа они не дали.

Суд, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с положениями статьи 59 Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.196 (далее КоБС), родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, а также по иску прокурора. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора. При вынесении решения о лишении родителя родительских прав суд одновременно разрешает вопрос о взыскании с этого лица алиментов.

В соответствии со ст. 119 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливаются для несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Статьей 120 КоБС РСФСР было регламентировано, что органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов. Опека и попечительство устанавливаются исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 ЖК РСФСР жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.

Согласно п. 4 Постановления «Об утверждении положения о персональных пенсиях» утв. Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977 г. № 1128, персональные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены следующим членам семьи умершего персонального пенсионера или лица, имевшего заслуги, дающие право на персональную пенсию: а) детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 16 лет (учащимся - 18 лет), или независимо от возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся - 18 лет), причем братьям, сестрам и внукам, если они не имеют трудоспособных родителей; б) отцу, матери, жене (мужу), если они достигли: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, или независимо от возраста, если они являются инвалидами; в) одному из родителей или супругу, независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает; г) деду и бабушке при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Из анализа положения следует, что пенсия по потери кормильца членам семьи умершего, не являющегося персональным пенсионером, назначалась, если умерший имел заслуги.

В силу статьи 121 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет.

В соответствии со ст. 134 КоБС РСФСР, опекуны и попечители обязаны содержать лиц, находящихся у них под опекой или попечительством.

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

Судом установлено, что Трескин П.Ф. родился ДД.ММ.ГГГГ в семье у Трескина Ф.П. и Т.Н.Ф..

Из приговора Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Трескин Ф.П., 1955 года рождения осужден по ст. 103 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Из свидетельства о смерти (повторное) следует, что Т.Н.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Трескин П.Ф. зарегистрирован по адресу: РБ, <адрес>.

Из ответа Администрации МО «Баргузинский район» следует, что в отношении Трескина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опека не устанавливалась, сведений том, что ему присвоен статус сироты не имеется.

Из ответа начальника отдела Баргузинского районного суда РБ следует, что по архивным данным в период 1977 года по 1995 год дела о лишении родительских прав Трескина Ф.П. в отношении Трескина П.Ф. не рассматривались.

Из ответа начальника ОСЗН по Баргузинскому району адресованного истцу следует, что отец истца Трескин Ф.П. не обращался за выплатой детского пособия в положенный период времени, затрат детского пособия истцу не предусмотрено законодательством.

Истцом суду не предоставлено доказательств, что мать или отец истца Трескина П.Ф. имели заслуги, дающие право на персональную пенсию.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из ответа и.о. руководителя АМО «Баргузинский район» следует, что из информации АМО ПГ «Усть-Баргузин», после смерти матери воспитанием Трескина П.Ф. занималась Свидетель №1

Из показания свидетеля Свидетель №1 следует, что она Трескина П.Ф. с 10 месяцев воспитывала и содержала племянника. Отца истца не лишали родительских прав. Она в органы опеки по вопросу П. не обращалась, опекунство не оформляла.

Следовательно, истец Трескин П.Ф. не обладает статусом сироты.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Следовательно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом доказательств тому, что истец с момента достижения им 18 лет и до достижения 23 лет, то есть с 1995 года по 2000 год, предпринимал меры для постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшегося без попечения родителей, представлено не было.

Вместе с тем положения федерального законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение детского пособия, не могут применяться в отрыве от законодательства, устанавливающего иные гарантии в сфере социальной защиты таких лиц.

Таким образом, из установленных обстоятельств по делу, учитывая, что истец не имел статуса « детей-сироты» и «детей, оставшихся без попечения родителей», ему не назначался опекун или попечитель, соответственно никаких правовых оснований для назначения детского пособия, предоставления жилья, не имелось.

Учитывая изложенное, суд полагает отказать в удовлетворении иска Трескина П.Ф.

Поскольку в удовлетворении исковых требований суд отказал, отказу подлежат и требования о взыскании морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Трескина П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Э.В. Ивахинова

Гражданское дело № 2-409/2022

(04RS0001-01-2022-000837-53)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2022 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,

при секретаре Марусенко Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трескина П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

В Баргузинский районный суд РБ обратился с иском Трескин П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, мотивировав свои требования тем, что приговором от ДД.ММ.ГГГГ его отец Трескин Ф.П. был осужден к лишению свободы за убийство его матери. Он был единственным ребенком. По халатности органом опеки и попечительства он остался без попечения родителей в возрасте 11 месяцев. Также ему не выплачивались детское пособие, не была назначена пенсия по потере кормильца. Отец после освобождения из мест лишения свободы не принимал участие в его воспитании, проживал в другом регионе, а истец не был определен в специальные учреждения. В связи с чем органами опеки и попечительства ему был причинен моральный и материальный ущерб. Так, он был лишен права на получение детского пособия, пенсии по потере кормильца, никто над не ним не оформлял опекунство, никто не усыновлял.

В судебное заседание истец Трескин П.Ф. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в порядке подготовки дела к разбирательству суду пояснял, что он рос без оформления Органа опеки, отец после освобождения с ним не жил и воспитанием не занимался, родительских прав не был лишен. Он проживал у тети в п.Усть-Баргузин. В 2018 году он обращался с данным вопросом к Органу опеки, до этого не обращался.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии истца по правилам ч. 3 и 5 ст.167 ГПК РФ.

На судебное заседание представитель ответчика Администрации МО «Баргузинский район» не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направив отзыв, согласно которого истец не признан в соответствии с № 159-ФЗ относящимся к категориям детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 23 лет, права и гарантии предоставляемых в рамках данного закона истец утрачивает.

Свидетель Свидетель №1 суду пояснила, что Трескин является родным племянником по его отцу. П. было 10 месяцев, когда произошла неприятность с отцом и матерью. Она с мужем забрали его к себе на воспитание. У нее своих еще 2 детей. П. называл ее мамой, а супруга папой. Потом пошел в школу, и узнал, что они ему не родные мама и папа, начал убегать из дома. Они его возвращали, он у них жил, она воспитывала и содержала. Отца истца не лишали родительских прав. Она в органы опеки по вопросу П. не обращалась, опекунство не оформляла. Сам истец, когда повзрослев, обращался в Орган опеки, но ответа они не дали.

Суд, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с положениями статьи 59 Кодекса о браке и семье РСФСР, утв. ВС РСФСР 30.07.196 (далее КоБС), родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, а также по иску прокурора. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора. При вынесении решения о лишении родителя родительских прав суд одновременно разрешает вопрос о взыскании с этого лица алиментов.

В соответствии со ст. 119 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливаются для несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Статьей 120 КоБС РСФСР было регламентировано, что органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов. Опека и попечительство устанавливаются исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г. было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 ЖК РСФСР жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами в случае выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.

Согласно п. 4 Постановления «Об утверждении положения о персональных пенсиях» утв. Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977 г. № 1128, персональные пенсии по случаю потери кормильца могут быть установлены следующим членам семьи умершего персонального пенсионера или лица, имевшего заслуги, дающие право на персональную пенсию: а) детям, братьям, сестрам и внукам, не достигшим 16 лет (учащимся - 18 лет), или независимо от возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся - 18 лет), причем братьям, сестрам и внукам, если они не имеют трудоспособных родителей; б) отцу, матери, жене (мужу), если они достигли: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, или независимо от возраста, если они являются инвалидами; в) одному из родителей или супругу, независимо от возраста и трудоспособности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает; г) деду и бабушке при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Из анализа положения следует, что пенсия по потери кормильца членам семьи умершего, не являющегося персональным пенсионером, назначалась, если умерший имел заслуги.

В силу статьи 121 КоБС РСФСР опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет.

В соответствии со ст. 134 КоБС РСФСР, опекуны и попечители обязаны содержать лиц, находящихся у них под опекой или попечительством.

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

Судом установлено, что Трескин П.Ф. родился ДД.ММ.ГГГГ в семье у Трескина Ф.П. и Т.Н.Ф..

Из приговора Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Трескин Ф.П., 1955 года рождения осужден по ст. 103 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Из свидетельства о смерти (повторное) следует, что Т.Н.Ф. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Трескин П.Ф. зарегистрирован по адресу: РБ, <адрес>.

Из ответа Администрации МО «Баргузинский район» следует, что в отношении Трескина П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опека не устанавливалась, сведений том, что ему присвоен статус сироты не имеется.

Из ответа начальника отдела Баргузинского районного суда РБ следует, что по архивным данным в период 1977 года по 1995 год дела о лишении родительских прав Трескина Ф.П. в отношении Трескина П.Ф. не рассматривались.

Из ответа начальника ОСЗН по Баргузинскому району адресованного истцу следует, что отец истца Трескин Ф.П. не обращался за выплатой детского пособия в положенный период времени, затрат детского пособия истцу не предусмотрено законодательством.

Истцом суду не предоставлено доказательств, что мать или отец истца Трескина П.Ф. имели заслуги, дающие право на персональную пенсию.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из ответа и.о. руководителя АМО «Баргузинский район» следует, что из информации АМО ПГ «Усть-Баргузин», после смерти матери воспитанием Трескина П.Ф. занималась Свидетель №1

Из показания свидетеля Свидетель №1 следует, что она Трескина П.Ф. с 10 месяцев воспитывала и содержала племянника. Отца истца не лишали родительских прав. Она в органы опеки по вопросу П. не обращалась, опекунство не оформляла.

Следовательно, истец Трескин П.Ф. не обладает статусом сироты.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Следовательно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом доказательств тому, что истец с момента достижения им 18 лет и до достижения 23 лет, то есть с 1995 года по 2000 год, предпринимал меры для постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшегося без попечения родителей, представлено не было.

Вместе с тем положения федерального законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение детского пособия, не могут применяться в отрыве от законодательства, устанавливающего иные гарантии в сфере социальной защиты таких лиц.

Таким образом, из установленных обстоятельств по делу, учитывая, что истец не имел статуса « детей-сироты» и «детей, оставшихся без попечения родителей», ему не назначался опекун или попечитель, соответственно никаких правовых оснований для назначения детского пособия, предоставления жилья, не имелось.

Учитывая изложенное, суд полагает отказать в удовлетворении иска Трескина П.Ф.

Поскольку в удовлетворении исковых требований суд отказал, отказу подлежат и требования о взыскании морального вреда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Трескина П.Ф. к Администрации МО «Баргузинский район» о признании статуса «сироты», взыскании пенсии по потере кормильца, детского пособия, предоставлении жилья, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Э.В. Ивахинова

2-409/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Трескин Павел Федорович
Ответчики
Администрация МО "Баргузинский район"
Суд
Баргузинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Ивахинова Эржена Витальевна
Дело на странице суда
barguzinsky.bur.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2022Подготовка дела (собеседование)
02.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее