Дело № 2-103/2020 (2-1560/2019)
№...
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Аверкиевой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 03 февраля 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ********** в лице ********** отдела по охране окружающей среды в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО МР «**********», администрации МО МП «**********» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ********** в лице ********** районного отдела по охране окружающей среды обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО МР **********», администрации МО МП **********» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на общей площади до №... кв.метров. В обоснование иска указано, что в ********** отдел по охране окружающей среды поступила информация ********** природоохранной межрайонной прокуратуры от **.**.** №... для рассмотрения обращения граждански И Т.В. о несоблюдении законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории **********, а именно наличие несанкционированных свалов отходов производства и потребления на территории СП «**********». ********** захламления составляет не менее №... кв.м., объем отходов – не менее №... куб.м. отходы представлены преимущественно отходами жизнедеятельности людей (твердые коммунальные отходы) IV-V классов опасности. Места временного накопления (складирования) на территории СП «********** отсутствуют. Свалки отходов, расположенные на территории СП «**********» не могут быть признаны местами временного складирования, поскольку не обеспечивают накопление отходов с соблюдением экологических требований. Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов приводит к нарушению экологической системы и негативно влияет на окружающую среду. Захламление территории поселения отходами ведет к возникновению пожаров, создает угрозу причинения вреда здоровья населения.
Истец просит возложить обязанность на администрацию МО СП «**********» в срок до **.**.** принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов в селе ********** и ********** на площади около №... кв.метров.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию МО МР «**********», администрацию МО СП ********** в срок до **.**.** принять меры по ликвидации несанкционированной размещения отходов на территории МО СП «********** - несанкционированная свалка на территории силосных ям (в количестве 3 штук) географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.; несанкционированная свалка на территории недействующего молокозавода, географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.; несанкционированная свалка на территории пашни на земельном участке, географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.
Представитель ********** районного отдела по охране окружающей среды, Федорова А.А., действующая на основании доверенности, на уточненных требованиях настаивала.
Представитель ответчика МР «**********», действующий на основании доверенности, требования не признал.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика администрации СП **********», третьих лиц ГУ ********** лесничество», И Т.В., извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно абзаца 6 статьи 3 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей среды закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно части 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды, к видам
негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе: хранение,
захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона от **.**.** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Из содержания статьи 51 Закона об охране окружающей среды и пункта 5
статьи 12 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) следует,
что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы
которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться
законодательством Российской Федерации. При этом запрещается: размещение
(захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, сброс отходов
производства и потребления на почву.
Согласно частям 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от **.**.** №...-
ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов
вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение
государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в
порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов
на объектах не внесенных в государственный реестр объектов размещения
отходов.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ установлено,
что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в
области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых
коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Аналогичные положения содержатся также в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
российской Федерации» от **.**.** №...-Ф3, а также в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от **.**.** №7-ФЗ.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от **.**.** №...-
ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм
собственности и целевого назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 27(13) Закона Республики Коми от
**.**.** №...-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в
**********», в состав муниципального образования на территории поселения ********** входят **********, **********
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от **.**.** №...-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которых эти отходы находятся.
Частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.
Из изложенного следует, что на администрацию МО СП «**********»
возложены полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том
числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов
на территории МО СП «**********».
В судебном заседании установлено, что в ********** природоохранную межрайонную прокуратуру поступило обращение гражданки И Т.В., по факту несанкционированного складирования бытовых отходов на территории **********. Указанное обращение **.**.** было направлено для рассмотрения в ********** районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды **********.
Определением государственного инспектора ********** в области охраны окружающей среды на территории ********** с подчиненной ему территорией Федоровой А.А. от **.**.** было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении неустановленных лиц и проведении административного расследования.
**.**.** государственным инспектором ********** в области охраны окружающей среды на территории ********** с подчиненной ему территорией Федоровой А.А. было вынесено Постановление №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием субъекта, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, Администрации МР «********** и СП **********» рекомендовано включить устранение самовольных незаконных свалок в план работ Администрации МР «**********» по санитарной очистке территории муниципального района на **.**.** гора и рассмотреть вопрос о приобретении контейнеров и бункеров для временного накопления ТКО, обустройства контейнерных площадок.
**.**.** произведен плановый осмотр земельных участков на территории МО СП «**********». В ходе осмотра были установлены несанкционированные места размещения отходов: несанкционированная свалка на территории силосных ям (в количестве 3 штук) географические координаты места расположения №...с.ш., №...в.д. (координаты сняты с помощью устройства iHhone 7 и навигатора марки ****) Расположена в границах населенного пункта – **********, на землях населенного пункта в кадастровом квартале №....
Несанкционированная свалка на территории недействующего молокозавода, географические координаты места расположения №... расположена в границах населенного пункта – **********, на землях населенного пункта в кадастровом квартале №....
Несанкционированная свалка на территории пашни, географические координаты места расположения №... в.д., расположена на землях сельскохозяйственного назначения, находящаяся на территории МО СП «**********».
Несанкционированная свалка расположена на территории бывшего овощехранилища в ********** (рядом с кладбищем), географические координаты места расположения: №...., расположена на землях лесного фонда в 13 квартале, выделе 9 ********** участкового лесничества ГУ РК «********** лесничество» (территория бывших лесов совхоза «**********»).
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным, собственник несанкционированной свалки не установлен.
При изложенных обстоятельствах указанные несанкционированные свалки подлежат ликвидации.
Поскольку собственник отходов и мусора, составляющих рассматриваемую
несанкционированную свалку на территории МО СП **********» не установлен, а
состав отходов (коммунальные отходы, строительные отходы) позволяет сделать
вывод об образовании последних в процессе жизнедеятельности населения,
постоянно или временно проживающего на территории МО СП «**********», а
также тот факт, что на территории населенного пункта отсутствует специально
оборудованный объект временного складирования отходов то, исходя из
вышеуказанного примечания к п. 7.8 ГОСТ №..., за размещенные на
территории МО СП «**********» отходы ответственность, в первую очередь, несет
администрация МО СП **********», которая на основании положений ст. 13
федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от
**.**.** №...-Ф3 обязана принимать непосредственное участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию
твердых коммунальных отходов на территории муниципалитета.
Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения администрацией
МО СП **********» возложенных на нее обязательств по участию в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию
твердых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределенного круга
лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие
несанкционированной свалки влечет загрязнение окружающей природной среды,
способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может
повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью
неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно
проживающие на территории МО СП **********».
Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от **.**.** N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **.**.** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу прямого указания приведенной нормы, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на администрацию МО МР **********», администрацию МО СП «**********» принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории МО СП «**********». При этом, с учетом позиции представителя истца, не возражавшего против заявленного ходатайства представителя ответчика администрации МО МР «**********» суд устанавливает срок исполнения требований до **.**.**.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию МО МР «**********», администрацию МО СП **********» в срок до **.**.** ликвидировать несанкционированную свалку на территории силосных ям (в количестве 3 штук) на земельном участке (географические координаты №... в.д.); несанкционированную свалку на территории недействующего молокозавода на земельном участке (географические координаты №... в.д.); несанкционированную свалку на территории пашни на земельном участке (географические координаты №... в.д.), расположенные на территории МО СП **********».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 г.