Решение по делу № 2-103/2020 от 02.09.2019

Дело № 2-103/2020 (2-1560/2019)

№...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Аверкиевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 03 февраля 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ********** в лице ********** отдела по охране окружающей среды в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО МР «**********», администрации МО МП «**********» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

    У С Т А Н О В И Л:

    

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ********** в лице ********** районного отдела по охране окружающей среды обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО МР **********», администрации МО МП **********» о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на общей площади до №... кв.метров. В обоснование иска указано, что в ********** отдел по охране окружающей среды поступила информация ********** природоохранной межрайонной прокуратуры от **.**.** №... для рассмотрения обращения граждански И Т.В. о несоблюдении законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории **********, а именно наличие несанкционированных свалов отходов производства и потребления на территории СП «**********». ********** захламления составляет не менее №... кв.м., объем отходов – не менее №... куб.м. отходы представлены преимущественно отходами жизнедеятельности людей (твердые коммунальные отходы) IV-V классов опасности. Места временного накопления (складирования) на территории СП «********** отсутствуют. Свалки отходов, расположенные на территории СП «**********» не могут быть признаны местами временного складирования, поскольку не обеспечивают накопление отходов с соблюдением экологических требований. Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов приводит к нарушению экологической системы и негативно влияет на окружающую среду. Захламление территории поселения отходами ведет к возникновению пожаров, создает угрозу причинения вреда здоровья населения.

Истец просит возложить обязанность на администрацию МО СП «**********» в срок до **.**.** принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов в селе ********** и ********** на площади около №... кв.метров.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию МО МР «**********», администрацию МО СП ********** в срок до **.**.** принять меры по ликвидации несанкционированной размещения отходов на территории МО СП «********** - несанкционированная свалка на территории силосных ям (в количестве 3 штук) географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.; несанкционированная свалка на территории недействующего молокозавода, географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.; несанкционированная свалка на территории пашни на земельном участке, географические координаты места расположения №... с.ш., №... в.д.

Представитель ********** районного отдела по охране окружающей среды, Федорова А.А., действующая на основании доверенности, на уточненных требованиях настаивала.

Представитель ответчика МР «**********», действующий на основании доверенности, требования не признал.

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика администрации СП **********», третьих лиц ГУ ********** лесничество», И Т.В., извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно абзаца 6 статьи 3 Федерального закона от **.**.** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей среды закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно части 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды, к видам
негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе: хранение,
захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Часть 1 статьи 13 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Как установлено частью 1 статьи 22 Федерального закона от **.**.** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены нормами Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Закона № 89-ФЗ, под объектом размещения отходов следует понимать специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Из содержания статьи 51 Закона об охране окружающей среды и пункта 5
статьи 12 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) следует,
что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы
которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться
законодательством Российской Федерации. При этом запрещается: размещение
(захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, сброс отходов
производства и потребления на почву.

Согласно частям 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от **.**.** №...-
ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов
вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение
государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в
порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов
на объектах не внесенных в государственный реестр объектов размещения
отходов.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ установлено,
что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в
области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых
коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Аналогичные положения содержатся также в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
российской Федерации» от **.**.** №...-Ф3, а также в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от **.**.** №7-ФЗ.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от **.**.** №...-
ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм
собственности и целевого назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 27(13) Закона Республики Коми от
**.**.** №...-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в
**********», в состав муниципального образования на территории поселения ********** входят **********, **********

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от **.**.** №...-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которых эти отходы находятся.

Частью 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с частью 6 указанной статьи, размещение отходов в пределах объектов, не включенных в государственный реестр, не допускается.

Из изложенного следует, что на администрацию МО СП «**********»
возложены полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том
числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов
на территории МО СП «**********».

В судебном заседании установлено, что в ********** природоохранную межрайонную прокуратуру поступило обращение гражданки И Т.В., по факту несанкционированного складирования бытовых отходов на территории **********. Указанное обращение **.**.** было направлено для рассмотрения в ********** районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды **********.

Определением государственного инспектора ********** в области охраны окружающей среды на территории ********** с подчиненной ему территорией Федоровой А.А. от **.**.** было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении неустановленных лиц и проведении административного расследования.

**.**.** государственным инспектором ********** в области охраны окружающей среды на территории ********** с подчиненной ему территорией Федоровой А.А. было вынесено Постановление №... о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием субъекта, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме того, Администрации МР «********** и СП **********» рекомендовано включить устранение самовольных незаконных свалок в план работ Администрации МР «**********» по санитарной очистке территории муниципального района на **.**.** гора и рассмотреть вопрос о приобретении контейнеров и бункеров для временного накопления ТКО, обустройства контейнерных площадок.

**.**.** произведен плановый осмотр земельных участков на территории МО СП «**********». В ходе осмотра были установлены несанкционированные места размещения отходов: несанкционированная свалка на территории силосных ям (в количестве 3 штук) географические координаты места расположения №...с.ш., №...в.д. (координаты сняты с помощью устройства iHhone 7 и навигатора марки ****) Расположена в границах населенного пункта – **********, на землях населенного пункта в кадастровом квартале №....

Несанкционированная свалка на территории недействующего молокозавода, географические координаты места расположения №... расположена в границах населенного пункта – **********, на землях населенного пункта в кадастровом квартале №....

Несанкционированная свалка на территории пашни, географические координаты места расположения №... в.д., расположена на землях сельскохозяйственного назначения, находящаяся на территории МО СП «**********».

Несанкционированная свалка расположена на территории бывшего овощехранилища в ********** (рядом с кладбищем), географические координаты места расположения: №...., расположена на землях лесного фонда в 13 квартале, выделе 9 ********** участкового лесничества ГУ РК «********** лесничество» (территория бывших лесов совхоза «**********»).

Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным, собственник несанкционированной свалки не установлен.

При изложенных обстоятельствах указанные несанкционированные свалки подлежат ликвидации.

Поскольку собственник отходов и мусора, составляющих рассматриваемую
несанкционированную свалку на территории МО СП **********» не установлен, а
состав отходов (коммунальные отходы, строительные отходы) позволяет сделать
вывод об образовании последних в процессе жизнедеятельности населения,
постоянно или временно проживающего на территории МО СП «**********», а
также тот факт, что на территории населенного пункта отсутствует специально
оборудованный объект временного складирования отходов то, исходя из
вышеуказанного примечания к п. 7.8 ГОСТ №..., за размещенные на
территории МО СП «**********» отходы ответственность, в первую очередь, несет
администрация МО СП **********», которая на основании положений ст. 13
федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от
**.**.** №...-Ф3 обязана принимать непосредственное участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию
твердых коммунальных отходов на территории муниципалитета.

Таким образом, в результате ненадлежащего исполнения администрацией
МО СП **********» возложенных на нее обязательств по участию в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию
твердых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределенного круга
лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие
несанкционированной свалки влечет загрязнение окружающей природной среды,
способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может
повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью
неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно
проживающие на территории МО СП **********».

Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от **.**.** N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **.**.** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу прямого указания приведенной нормы, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истца о возложении обязанности на администрацию МО МР **********», администрацию МО СП «**********» принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на территории МО СП «**********». При этом, с учетом позиции представителя истца, не возражавшего против заявленного ходатайства представителя ответчика администрации МО МР «**********» суд устанавливает срок исполнения требований до **.**.**.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию МО МР «**********», администрацию МО СП **********» в срок до **.**.** ликвидировать несанкционированную свалку на территории силосных ям (в количестве 3 штук) на земельном участке (географические координаты №... в.д.); несанкционированную свалку на территории недействующего молокозавода на земельном участке (географические координаты №... в.д.); несанкционированную свалку на территории пашни на земельном участке (географические координаты №... в.д.), расположенные на территории МО СП **********».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Сараева

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 г.

2-103/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охране окружающей среды РК
Ответчики
Администрация МО МР "Печора"
Администрация МО СП "Приуральское"
Другие
ГУ «Печорское лесничество»
Игнатова Татьяна Валерьевна
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Сараева Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2020Передача материалов судье
19.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.04.2020Предварительное судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее