Дело № 2-918/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Перфиловой И.А. при секретаре Давыдовой О.И., рассмотрев 28 февраля 2018 в открытом судебном заседании в городе Омске исковое заявление СНТ «Связист-3» к Администрации Центрального АО города Омска, Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании земельного участка бесхозяйным имуществом, признании права собственности на него,
У С Т А Н О В И Л:
СНТ «Связист-3» обратился с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что садоводческое товарищество «Связист-3» создано путем присоединения СТ «Бодрость» к СТ «Связист-3», является правопреемником СТ «Бодрость». В 2003 году СТ «Связист-3» реорганизовано в СНТ «Связист-3», которое является правопреемником СТ «Связист-3». ФИО1 являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> Она умерла много лет назад, в течение 18 лет никто не заявил своих прав на данный участок.
Просит признать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> бесхозяйным недвижимым имуществом. Признать за СНТ «Связист-3» право собственности на указанный земельный участок.
Представитель истца Лисеенков А.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м. Собственник земельного участка умерла, земельный участок находится в заброшенном состоянии, иных законных владельцев объекта недвижимости не установлено.
Представители ответчиков Администрации Центрального АО города Омска, Администрации г. Омска, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, в материалы дела представил письменный отзыв (л.д.50-51), в котором указал, что Управление не может являться надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не является субъектом спорных материальных правоотношений, права истца на спорное недвижимое имущество не нарушало. Специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае наличия у недвижимой вещи признаков бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности. Обращению в суд должна предшествовать постановка этого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Обращение в суд возможно только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. Лица, которые фактически пользуются заброшенным земельным участком, могут обратиться в суд с заявлением о признании бесхозяйной только движимой вещи, к категории которых жилой дом и земельный участок не относятся.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника либо собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, по истечении одного года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Как следует из ч.1 ст.41 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, порядок принятия на учет такого имущества установлен постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей". Кроме того, в отношении бесхозяйных недвижимых вещей пунктом 3 вышеназванной нормы права определен порядок признания права муниципальной собственности на эти вещи.
Нормами гражданского процессуального законодательства (статьи 22, 262, 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) предусмотрен судебный порядок рассмотрения споров о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, отнесенных к подведомственности судов, которые разрешают такие дела в порядке особого производства. При этом специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае наличия у недвижимой вещи признаков бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
Как следует из абз. 3 ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ч. 1 ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.2, ч.5 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 данной статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Согласно п. 4 Положения «О принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 (далее - Положение), объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, принимаются на учёт, как бесхозяйные органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, предусмотренном ст.ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.5, п.8, п.28 Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества, на основании вступившего в силу решения суда.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19.05.2017 № 99/2017/17454307 правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО1 (л.д. 20-21).
По сведениям ОАСР УВД УМВД России по Омской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, значится умершей, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).
В материалы дела представлена копия записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
В соответствии со справкой, выданной руководителем ГП «Омский центр ТИЗ», № 763453 от 20.02.2018 о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится (л.д. 43).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, порядок принятия на учет такого имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", которым определен порядок признания права муниципальной собственности в отношении бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц.
В данном случае действующим законодательством не предусмотрено признание судом имущества бесхозяйным, предусмотрен иной порядок признания его таковым. Истец не является специальным субъектом, обладающим правом обращения с указанными требованиями.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
СНТ «Связист-3» в удовлетворении исковых требований к Администрации Центрального АО города Омска, Администрации г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании земельного участка бесхозяйным имуществом, признании права собственности на него отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Куйбышевский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Перфилова
Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2018 года.