УИД 45RS0010-01-2022-000511-14
Дело №88-12154/2023
мотивированное определение
изготовлено 14 июля 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июля 2023 года г. Челябинск
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Давыдовой Т.И., рассмотрев гражданское дело № 2-19/2023 по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Гуцол Кладии Семеновны к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 10» о взыскании недополученной суммы жилищно-коммунальной выплаты,
по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 30 января 2023 года и апелляционное определение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 19 апреля 2023 года,
установил:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах Гуцол К.С. обратился к мировому судье с иском к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 10» (далее по тексту – ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10») о взыскании суммы жилищно-коммунальной выплаты за период с января 2022 года по май 2022 года в размере 9 064,81 руб.
В обосновании заявленных требований прокурор сослался на то, что Гуцол К.С., <данные изъяты> года рождения, является получателем жилищно-коммунальной выплаты по категории «ветеран труда». В доме, где проживает Гуцол К.С., плата за поставленную тепловую энергию осуществляется в течение календарного года по нормативу. В январе-мае 2022 года Гуцол К.С. произведена оплата коммунальных услуг на сумму 18 129,63 руб. Гуцол К.С. проживает в жилом помещении с супругом <данные изъяты>, жилое помещение находится в их совместной собственности, в связи с чем исходя из доли в праве собственности на жилое помещение доля расходов Гуцол К.С. составляет 9 064,81 руб., однако, ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» компенсация расходов на оплату теплоснабжения в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты не произведена. Причиной этого явилось отсутствие утвержденного в установленном законом порядке в МУП «Теплотранс» тарифа на отопление. Между тем Гуцол К.С., являясь добросовестным потребителем коммунальной услуги, произвела оплату по квитанциям, выставленным теплоснабжающей организацией - МУП «Теплотранс». Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлено ей законом. Гуцол К.С. со своей стороны надлежащим образом исполняет обязательства по договору теплоснабжения и какой-либо ответственности за отсутствие у предприятия утвержденного тарифа нести не может. Реализация норм федерального законодательства и реализация прав граждан не могут ставиться в зависимость от ненадлежащего исполнения своих обязанностей теплоснабжающей организацией, которой не было принято своевременных мер по утверждению тарифа.
Решением мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Лебяжьевского районного суда Курганской области от 19 апреля 2023 года, с ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» в пользу Гуцол К.С. взыскана недополученная сумма жилищно-коммунальной выплаты на оплату услуг по теплоснабжению за период с января 2022 года по май 2022 года в сумме 4 305,16 руб.
В кассационной жалобе Главное управление социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Гуцол К.С. зарегистрирована и проживает с супругом <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>. Услугу по отоплению в доме по указанному адресу оказывает муниципальное унитарное предприятие «Теплотранс».
В период с января 2022 года по май 2022 года по лицевому счету <данные изъяты>, открытому на имя Гуцол К.С., за услугу «отопление» начислено и оплачено 17 293,88 руб.
Гуцол К.С. с 21 сентября 2020 года является ветераном труда.
Предоставление жилищно-коммунальной выплаты на территории Лебяжьевского муниципального округа Курганской области осуществляет ГКУ «Управление социальной защиты населения №10».
Гуцол К.С. является получателем жилищно-коммунальной выплаты, однако компенсации расходов на оплату теплоснабжения в январе – май 2022 года в размере 50% в составе жилищно-коммунальной выплаты Ломакиной Т.В. ГКУ «Управление социальной защиты населения №10» не произведена, ввиду отсутствия у муниципального унитарного предприятия «Теплотранс» утвержденного тарифа с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года.
Департаментом цен и тарифов Курганской области решение об установлении тарифа на теплоснабжение для муниципального унитарного предприятия «Теплотранс» принято только с 01 июля 2022 года, период действия тарифа с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
До установления тарифа на тепловую энергию муниципальное унитарное предприятие «Теплотранс» в спорный период использовало тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации, установленный постановлением Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области на период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года, в размере 3 002,67 руб. за 1 Гкал.
Разрешая возникший спор, мировой судья, руководствуясь положениями статей 153, 154, 157, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 5 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 года № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области», пунктами 2, 5, 6, 12, 16-19 Порядка осуществления жилищно-коммунальной выплаты отдельным категориям граждан в Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года № 565, разъяснениями пунктов 42, 45, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», пункта 38 Правил от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исходил из того, что Гуцол К.С. имеет право на получение компенсации в составе жилищно-коммунальной выплаты, оплата услуги по отоплению за спорный период произведена Гуцол К.С. в полном объеме на основании квитанций, выставленных МУП «Теплотранс»; Гуцол К.С. ответчику предоставлен полный пакет документов, оплата потребленных коммунальных услуг произведена своевременно и в полном объеме по выставленным ресурсоснабжающей организацией квитанциям; Гуцол К.С., добросовестно исполнившая обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса, не может нести негативные последствия за бездействие муниципального унитарного предприятия «Теплотранс» по своевременному установлению тарифа на отопление, в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в сумме 4 305,16 руб.
Оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7, подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов, в том числе ветеранов труда, предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 03 декабря 2004 года № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной выплаты в размере: 50% оплаты коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение и отопление) – в пределах нормативов потребления указанных услуг, утвержденных органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным Правительством Курганской области; лицам, указанным в данной статье, проживающим в жилых домах.
Пунктом 1 статьи 5 этого же закона предусмотрено, что определение размера жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на основании сведений о фактических начислениях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Жилищно-коммунальная выплата осуществляется ежемесячно.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Курганской области утвержден постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2007 года № 565 (далее - Порядок).
Подпунктом 2 пункта 2 указанного Порядка предусмотрено, что компенсация расходов предоставляется в соответствии с Законом Курганской области от 03 декабря 2004 года № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставление компенсации расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) граждан.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что назначение компенсации расходов гражданам, у которых возникло право на получение компенсации расходов, или получателям компенсации расходов, изменившим место жительства (место пребывания), за исключением изменения места жительства в пределах муниципального района (муниципального округа, городского округа) Курганской области, или обратившимся для смены основания предоставления компенсации расходов (далее - заявители, получатели компенсации расходов), осуществляется органом социальной защиты населения на основании: 1) заявления о назначении компенсации расходов по форме, установленной Главным управлением; 2) документа, удостоверяющего личность заявителя; 3) документа, подтверждающего право заявителя на получение компенсации расходов; 4) документов (сведений) о регистрации заявителя и совместно проживающих с заявителем граждан по месту жительства (месту пребывания); 5) документа (сведений) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилое помещение; 6) платежных документов (единого платежного документа) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за месяц, предшествующий месяцу обращения заявителя за назначением компенсации расходов; 7) документа, подтверждающего регистрацию в установленном порядке по месту пребывания в другом жилом помещении, прохождение военной службы по призыву, отбывание наказания в виде лишения свободы или обучение по очной форме обучения в образовательных организациях за пределами Курганской области граждан, совместно проживающих с заявителем, в случае их временного отсутствия в жилом помещении; 8) документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего его полномочия действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя с заявлением о назначении компенсации расходов).
Согласно пункту 17 Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации расходов являются: 1) несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка; 2) непредставление заявителем (его представителем) документов (сведений), указанных в пункте 9 Порядка, за исключением документов (сведений), указанных в подпунктах 4, 5 пункта 9 Порядка; 3) наличие у заявителя судебной задолженности; 4) наличие в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о предоставлении заявителю меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленной иными нормативными правовыми актами.
Из указанных положений следует, что ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Курганской области предусмотрен порядок назначения компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, включающий перечень документов, который должен быть предоставлен гражданином, претендующим на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также основания, по которым ему может быть отказано в назначении компенсации таких расходов.
Установив, что Гуцол К.С. имеет право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, оплатила потребленные коммунальные услуги в полном объеме, предоставила ответчику полный комплект документов, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для отказа ей в назначении спорной компенсации не имелось.
Доводы кассационной жалобы Главного управления социальной защиты населения Курганской области о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие «Теплотранс» не вправе начислять плату за тепловую энергию в отсутствие утвержденного тарифа, а у Гуцол К.С. отсутствовали основания производить оплату по незаконно выставленной квитанции, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Как установлено судами, факт поставки МУП «Теплотранс» тепловой энергии в жилое помещение истца в спорный период представителями ответчика и третьего лица в ходе рассмотрения дела не оспаривался. Гуцол К.С. на основании статей 153-154 Жилищного кодекса Российской Федерации исполнена обязанность по оплате поставленной ей коммунальной услуги - тепловой энергии в полном объеме.
При этом суды пришли к правильному выводу о том, что истец, добросовестно исполнив обязанность по оплате коммунальной услуги, не может нести негативные последствия за несвоевременное установление тарифа за поставляемую МУП «Теплотранс» тепловую энергию.
Доводы кассационной жалобы о том, что в исковом заявлении не указано исходя из какого тарифа, либо каких расчетов МУП «Теплотранс» произвел начисление сумм платы за предоставляемую тепловую энергию; отсутствия доказательств, того, что Гуцол К.С. предоставлялась тепловая энергия по тарифу, установленному Департаментом для данной организации и то, что Гуцол К.С. производила оплату тепловой энергии по данному тарифу, не являются основанием для отмены судебных постановлений, поскольку мировым судьей жилищно-коммунальная выплаты взыскана в размере предварительного расчета, предоставленного в суд ответчиком, исходя из установленного ранее действующему поставщику тепловой энергии постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 16 декабря 2021 года №53-24 тарифа на тепловую энергию в размере 3 002,67 руб. за 1 Гкал, указанный расчет, лицами, участвующими в деле, не оспаривался, принят судом в качестве достоверного доказательства.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №15 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░