Судья Русинова Л.М. |
Дело № 33-6053/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Кругловой С.Ю.,
судей Кузьминой О.Ю., Брюквиной С.В.,
при секретаре Хлестковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.
18 августа 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 2 июня 2016 года, которым постановлено:
«Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить Шмелеву С.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда для проживания на территории городского округа город Рыбинск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью от 28 (включительно) до 42 квадратных метров».
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмелев С.В., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в г.Рыбинске Ярославской области.
Приказом департамента образования Ярославской области №-жс от 6 февраля 2015 года Шмелев С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Шмелев С.В. обратился в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, департаменту образования Ярославской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ярославской области. Требование мотивировано тем, что истец является нуждающимся в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Истец Шмелев С.В. в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Из письменных отзывов на исковое заявление департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и департамента образования Ярославской области следует, что ответчики против заявленных требований возражают, полагают, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со списком, исходя из времени подачи заявлений о включении в список, предоставление жилого помещения истцу на основании решения суда вне очереди приведет к нарушению прав иных лиц, включенных в список ранее истца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения по делу. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 ст. 109-1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1-3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п. 1 указанной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона.
В Список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В силу пункта 7 ст. 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из содержания приведённых правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребёнка, который достиг возраста 18 лет и который включён в Список, а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.
При этом ни статья 8, ни иные статьи названного Закона не устанавливают очерёдность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и т.п.). По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Закон Ярославской области от 09.11.2007 № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» не может устанавливать очерёдность при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями. На основании ч. 5 ст. 76 и ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относятся социальная защита и жилищное законодательство, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применению подлежит федеральный закон.
По делу установлено, что истец Шмелев С.В., ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в г.Рыбинске Ярославской области, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении иска Шмелева С.В.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что удовлетворение искового заявления Шмелева С.В. приведёт к нарушению законных прав иных граждан, включённых в список ранее истца, не может быть основанием для отказа в иске, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При отсутствии в Федеральном законе указания на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных жилых помещений в порядке очерёдности обращение Шмелева С.В. в суд с настоящим иском не является злоупотреблением правом.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░