Судья Яворская Т.Е. Дело № 33 – 1390/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Шнытко С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Горшкова Ю.А. на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 10 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., судебная коллегия
Установила :
Горшков Ю.А. обратился в Промышленный районный суд города Смоленска с иском к Военному комиссариату ... (далее также – Военкомат) о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что ранее проходил военную службу, с 1994 года получает пенсию за выслугу лет, размер которой до 1 января 2012 г. исчислялся из 100 % соответствующего денежного довольствия, включающего надбавку за выслугу лет 65 %.
С 1 января 2012 г. в связи с повышением окладов военнослужащих ответчик, без его, истца, заявления, произвел перерасчет пенсии, однако при исчислении ее размера учел только 54 % денежного довольствия и снизил надбавку за выслугу лет до 30 %.
Считал, что такой перерасчет нарушает его право на получение пенсии в полном размере, которое возникло до 1 января 2012 г. и без его согласия изменено быть не может.
Просил обязать Военкомат исчислять его пенсию с 1 января 2014 г. из 100 % денежного довольствия и прежней надбавки за выслугу лет – 65 %; взыскать с ответчика недополученную часть пенсии в размере ... за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2015 г.
Представитель ответчика Городничев Ю.М. иск не признал, указывая на то, что при пересмотре пенсии Военкомат действовал в соответствии с законодательством, которым с 1 января 2012 г. военнослужащим были установлены новые оклады и одновременно изменен порядок исчисления пенсии. В данном случае заявления от пенсионера не требовалось, размер пенсии истца в целом вырос, поэтому его права не нарушены.
Обжалуемым решением в удовлетворении иска отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Горшков Ю.А. просит отменить решение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что новый порядок исчисления пенсии нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом, а также недопустимости произвольного ограничения прав человека и гражданина.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Судом установлено, что Горшков Ю.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, затем – в Вооруженных Силах РФ, был уволен в 1994 году с должности ..., имеет воинское звание «подполковник», выслуга лет в льготном исчислении составила 26 лет, из них в календарном исчислении 23 года.
Истец с 1994 года получает пенсию по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).
Выплата пенсии производится ответчиком.
В силу пункта «а» статьи 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсия за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, имеющим выслугу 20 лет и более, устанавливается при выслуге 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 данного Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.
Статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., предусматривалось, что для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службы, учитывались в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Размеры ежемесячных процентных надбавок к окладам денежного содержания были установлены статьей 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Правилами исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службы по контракту, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 524, и составляли при выслуге:
от 6 месяцев до 1 года – 5 %;
от 1 до 2 лет – 10 %;
от 2 до 5 лет – 25 %;
от 5 до 10 лет – 40 %;
от 10 до 15 лет – 45 %;
от 15 до 20 лет – 50 %;
от 20 до 22 лет – 55 %;
от 22 до 25 лет – 65 %;
от 25 лет и более – 70 %.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», статьей 2 которого установлены, в частности, новые размеры ежемесячных надбавок за выслугу лет к окладам денежного содержания, а именно:
1) при выслуге от 2 до 5 лет – 10 %;
2) при выслуге от 5 до 10 лет - 15 %;
3) при выслуге от 10 до 15 лет – 20 %;
4) при выслуге от 15 до 20 лет – 25 %;
5) при выслуге от 20 до 25 лет – 30 %;
6) при выслуге 25 лет и более – 40 %.
Согласно статье 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации …», в связи с принятием Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, подлежат пересмотру с 1 января 2012 года.
При пересмотре размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 1 января 2012 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ).
Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям определены в приложениях № 1 и № 3 к Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ статья 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I была дополнена частью 2, согласно которой вышеуказанное денежное довольствие для исчисления пенсии (оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу) учитывается с 1 января 2012 года в размере 54 % и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 % до достижения 100 % его размера.
Таким образом, с 1 января 2012 г., наряду с существенным увеличением военнослужащим окладов по воинской должности и окладов по воинскому званию, был изменен порядок исчисления пенсии. Новый порядок предусматривает определение размера пенсии не из 100 % денежного довольствия, как прежде, а из 54 %. При этом ежемесячные надбавки за выслугу лет учитываются (в составе денежного довольствия) в размерах, установленных с 1 января 2012 г.
Из дела видно, что до 1 января 2012 г. истец получал пенсию в размере .... (декабрь 2011 г.), исчисленную из денежного довольствия, включающего надбавку за выслугу лет 65 %; основной размер пенсии составлял 68 % денежного довольствия.
С 1 января 2012 г. Горшкову Ю.А. была установлена пенсия в размере ...., исчисленная из 54 % денежного довольствия, включающего надбавку за выслугу лет 30 % ; при этом основной размер пенсии не изменился и составил 68 %.
В дальнейшем пенсия индексировалась в соответствии с законодательством.
Отказывая в удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из того, что при пересмотре пенсии Горшкова Ю.А. ответчик действовал в соответствии с законом, право истца на пенсионное обеспечение не нарушено: установленная ему с 1 января 2012 г. пенсия выше пенсии, получаемой им до указанной даты.
Вопрос конституционности части 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 был предметом неоднократного рассмотрения Конституционным Судом РФ, который в своих судебных актах указывал, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19 июня 2002 г. № 11-П и от 27 ноября 2008 г. № 11-П, Определения от 11 июля 2002 г. № 191-О, от 16 мая 2007 г. № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П, от 29 января 2004 г. № 2-П и др.). Конституционным Судом РФ отмечено, что, снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100 % до 54 %, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового - более высокого - денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий. Кроме того, правила исчисления пенсий, применяемые с 1 января 2012 г., предусматривают механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, и направлены на увеличение размеров таких пенсий (Определения Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. № 1800-О, от 22 ноября 2012 г. № 2183-О, от 21 марта 2013 г. № 447-О).
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и по существу сводятся к несогласию с новым порядком исчисления пенсий, установленным законом.
Между тем, проверка конституционности федеральных законов к компетенции судов общей юрисдикции, как она определена, в частности, Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», не относится.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила :
Решение Промышленного районного суда гор. Смоленска от 10 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Горшкова Ю.А. – без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :