Дело № 2-54/2023 УИД 22RS0008-01-2022-001365-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2023 года г. Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Грудинина С.В.
при секретаре Задригун Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивёрстова Владимира Владимировича к Администрации г.Заринска Алтайского края, Бузиловой Любови Владимировне, Тычининой Марии Ивановне, Ананьеву Ивану Владимировичу, Ананьеву Евгению Владимировичу о признании права собственности в порядке наследования, встречному исковому заявлению Бузиловой Любови Владимировны, Тычининой Марии Ивановны, Ананьева Ивана Владимировича, Ананьева Евгения Владимировича к Администрации г.Заринска Алтайского края, Селивёрстову Владимиру Владимировичу о признании права собственности в порядке наследования
УСТАНОВИЛ:
Селивёрстов В.В. обратился с вышеуказанным иском в Заринский городской суд.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является сыном ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Селивёрстов В.В. фактически принял наследство в виде личных вещей наследодателя, занялся содержанием и сохранением целостности квартиры, оплачивал коммунальные услуги.
В связи с изложенным, просил установить факт принятия наследства Селивёрстовым Владимиром Владимировичем после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Селивёрстовым Владимиром Владимировичем (ИНН №) право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Бузилова Л.В., Тычинина М.И., Ананьев И.В., Ананьев Е.В. обратились со встречным исковаым заявлением об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования, ссылаясь на то, что являются наследниками первой очереди после смерти ФИО12
После смерти ФИО12 истцы по встречному иску фактически вступили во владение наследственным имуществом, а именно жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> до настоящего времени обеспечивают сохранность вышеуказанного имущества, путем содержания квартиры в надлежащем состоянии.
В связи с изложенным, истцы по встречному иску просили установить факт принятия наследства открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за истцами по встречному иску право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> по № доли за каждым.
В судебном заседании истец по первоначальному иску Селивёрстов В.В., представитель истца ФИО14 исковые требования поддержали по доводам искового заявления, пояснили, что после смерти ФИО2 Селивёрстов В.В. фактически вступил в права наследования. Он произвёл похороны, сразу после смерти начал оплачивать коммунальные услуги и произвёл ремонт в квартире. Истец стал пользоваться оставшимся имуществом, часть из вещей раздал соседям. Против удовлетворения встречного искового заявления возражали, ссылаясь на отсутствие доказательств фактического принятия наследства.
Ответчики по первоначальному иску - Бузилова Л.В., Тычинина М.И., Ананьев И.В., Ананьев Е.В. в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании, ответчики Бузилова Л.В., Ананьев И.В. первоначальные исковые требования не признали, поддержали встречное исковое заявление.
Участвуя ранее в судебных заседаниях Бузилова Л.В. пояснила, что в 2015 году ФИО6 обращалась в прокуратуру, исковое заявление не подавала. Подтвердила, что квартиру содержал Селивёрстов В.В., оплачивал коммунальные услуги, ФИО2 при жизни отдавала светильник, после смерти какие-либо вещи не забирали, поскольку Селивёрстов В.В. их не пускал. Они осуществляли похороны ФИО2
Представитель ответчика Администрации г.Заринска в судебном заедании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков по первоначальному иску.
Выслушав истца и его представителя по первоначальному иску, исследовав материалы дела, суд полагает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Исходя из положений п.п.9, 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления юридических фактов принятия наследства и места открытия наследства, других имеющих юридическое значение фактов.
По правилам ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, производил за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество:
- квартира, расположенная по адресу: ФИО1 <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, принадлежащая наследодателю на основании договора передачи жилого помещения в собственность гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось участниками и подтверждается общедоступными сведениями, после смерти ФИО2 нотариусами по месту открытия наследства наследственное дело не заводилось, юридически с заявлением о принятии наследства кто-либо из наследников не обращался.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 после смерти завещания не оставила.
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В судебном заседании установлено, что Селивёрстов В.В. является сыном наследодателя, то есть относится к наследникам первой очереди
Согласно п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 34 постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Селивёрстов В.В. после смерти матери фактически принял наследство, распорядился судьбой принадлежащего ей имущества, а именно проживает в квартире, принадлежавшей на праве собственности наследодателю, несет бремя ее содержания, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг, а так же выпиской из лицевого счета, предоставленной по запросу суда ООО «ЖКУ», пользуется предметами домашнего обихода и распорядился вещами наследодателя, произвел ремонт в квартиру, принадлежащей наследодателю, что свидетельствует о фактическом принятии им наследства после умершей матери ФИО2
Факт принятия наследства Селивёрстовым В.В. после смерти матери подтверждается, кроме письменных документов пояснениями ответчика Бузиловой Л.В., показаниями свидетелей ФИО15 ФИО10, ФИО11, которые подтвердили, что после смерти ФИО2, Селивёрстов В.В. стал проживать в принадлежащей ей квартире, платил коммунальные платежи.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
На основании изложенного, учитывая, что истец вступил в права наследования и данный факт подтвержден в суде, исковые требования, в том числе о признании права собственности, подлежат удовлетворению.
Относительно встречного искового заявления суд полагает следующее.
Действительно, в судебном заседании установлено, что истцы по встречному исковому заявлению относятся к наследникам первой очереди после смерти ФИО2
Так, Бузилова Л.В., Ананьев И.В., Ананьев Е.В. являются родными детьми ФИО2, ФИО6 является матерью умершей.
Вместе с тем, истцами по встречному исковому заявлению в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены доказательства принятия наследства одним из способов, предусмотренных ст.1153 ГК РФ.
В судебном заседании Бузилова Л.В. подтвердила, что квартиру после смерти ФИО2 содержал Селивёрстов В.В., оплачивал коммунальные услуги.
Факт передачи ФИО2 при жизни последней имущества Бузиловой Л.В. не свидетельствует о принятии наследства, поскольку наследство открывается смертью наследодателя.
Как указывалось ранее, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Учитывая изложенное, осуществление расходов на похороны наследодателя, равно как и получение компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Не свидетельствует о факте принятия наследства и обращение ФИО6 к прокурору Черепановского района Новосибирской области.
Так, действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ, который составляет 6 месяцев. Учитывая, что ФИО12 умерла ДД.ММ.ГГГГ, срок принятия наследства истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, обращение в прокуратуру ФИО6 датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть по прошествии одного года после истечения срока на принятие наследства.
Более того, указанные действия (обращение в прокуратуру), с учетом положений ст.1153 ГК РФ и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9, не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
С заявлением о восстановлении срока принятия наследства истцы по встречному иску не обращались.
Учитывая изложенное встречное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
С учетом разъяснений изложенных в п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1, судебные расходы по делу относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Селивёрстова Владимира Владимировича удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Селивёрстовым Владимиром Владимировичем после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать за Селивёрстовым Владимиром Владимировичем (ИНН №) право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый № в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Встречное исковое заявление ФИО4, ФИО6, ФИО3, ФИО5 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Заринского
городского суда Грудинин С.В.
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2023 года.