дело №2-131/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2024 года п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Аранова И.О.,
при секретаре судебного заседания Вихляевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Первая стивидорная компания» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Первая стивидорная компания», в котором просит признать незаконным бездействие ответчика в непринятии мер к проведению и получению положительного заключения государственной экологической экспертизы, обязать ответчика получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в течние года со дня вступления решения суда в законную силу. Свои исковые требования мотивировали тем, что ПАО «Первая стивидорная компания» имеет лицензию от 21.06.2021г. на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах Свою деятельность ПАО «Первая стивидорная компания» осуществляет во внутренних морских водах Российской Федерации. В нарушение требований ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» свою деятельность ПАО «Первая стивидорная компания» осуществляет без полученного положительного заключения государственной экологической экспертизы. Выявленные нарушения недопустимы, так как противоречат политике государства в данной сфере правоотношений, а также нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Лиманского района Астраханской области Тедеев С.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Первая стивидорная компания» Колова С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что положительное заключение экологический экспертизы было получено при строительстве причалов в порту Оля.
Представитель третьего лица Нижне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с п.7 ст.14 ФЗ «Об экологической экспертизе» результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
В силу ст.18 ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п.7 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
Согласно ст.34 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении планируемой деятельности, до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как погрузо-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов.
Из материалов дела следует, что поргузо-разгрузочную деятельность на территории порта Оля осуществляет ОАО «Первая стивидорная компания» и ООО «Вторая стивидорная компания» основании контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. и договора № от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.17-20, 32-36).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГг. были утверждены заключения государственной экологической экспертизы по материалам рабочих проектов «строительство причала морского порта в районе <адрес> II очередь» и «Причал №(контейнерный) 1-го грузового района морского торгового порта Оля».
В соответствии с письмом ФГУП «Росморпорт» № от ДД.ММ.ГГГГ. заключения экспертной комиссии распространяются на причалы №
Аналогичные заключения имеются по проектам причалов № перегрузочному комплексу накатных и генеральных грузов в порту Оля
Таким образом, все причалы были введены в эксплуатацию при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы рабочих проектов причалов.
Кроме этого, ОАО «Первая стивидорная компания» имеет лицензию серии № на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах.
Согласно письму Управления Роспироднадзора по Астраханской области № от ДД.ММ.ГГГГ. в случае осуществления погрузо-разгрузочной деятельности ПАО «Первая стивидорная компания» на причале № в строгом соответствии с материалами рабочего проекта «Причал №(контейнерный) 1-го грузового района морского торгового порта Оля», получившем ранее положительное заключение государственной экологической экспертизы, повторное проведение государственной экологической экспертизы не требуется.
Погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов. Согласно лицензионным требованиям к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не предусмотрено (пункт 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2111).
Поскольку государственная экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном законодательством РФ об экологической экспертизе, при этом указанное законодательство не содержит обязательных требований о проведении государственной экологической экспертизы в отношении эксплуатируемых объектов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы на стадии планирования и проектирования, суд приходит к выводу, что у ПАО «Первая стивидорная компания» отсутствует обязанность по проведению государственной экологической экспертизы деятельности, связанной с производством погрузо-разгрузочных работ и перевалкой грузов на акватории рук.Бахтемир во внутренних морских водах РФ с использованием причалов.
В соответствии с п.8 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Данный перечень случаев повторного получения положительного заключения экологической экспертизы является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и не распространяется на ОАО «Первая стивидорная компания».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Астраханского транспортного прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198,235 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Первая стивидорная компания» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: