Дело № 2-610/2022 64RS0004-01-2022-000451-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.02.2022 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Комарова И.Е.,
при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,
прокурора Ашировой Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора города Балаково в Российской Федерации и интересах неопределенного круга лиц к СНТСН «Приканальное» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
прокурор города Балаково обратился в суд и просит обязать СНТСН «Приканальное» оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с и. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02- 97*. «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2010 г. № 849 и заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Балаково проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что СНТСН «Приканальное» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также в виду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов не обеспечен. Согласно информации, предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор), по состоянию на 09.08.2021 заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны СНТСН «Приканальное» не поступала. Кроме того, согласно объяснению председателя правления СНТСН «Приканальное» договор по состоянию на 24.01.2022 не заключен, заявка в адрес Регионального оператора не направлялась.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по результатам проведения, которого между Министерством и АО «Управление отходами» (в настоящее время - АО «Ситиматик») подписано соглашение № 1 (зона деятельности № 1 - входят г. Балаково и Балаковский муниципальный район).
В соответствии с п. 19.1 указанного выше соглашения к обязанности АО «Управление отходами» (в настоящее время - АО «Ситиматик») относит: осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области в пределах зона № 1.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Ю санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.
В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для юридических лицам и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Кроме того, в соответствии с п. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97*. «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 № 849 (Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*) на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов, бытовые отходы должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров, что также определено ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о признании иска и рассмотрении дела в его отсутствие. Заявление приобщено к материалам дела.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Согласно части 2 статьи 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
По правилам части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия признания иска ответчику понятны, у суда имеются все основания для принятия признания иска ответчиком и вынесения решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковое заявление первого заместителя прокурора города Балаково в Российской Федерации и интересах неопределенного круга лиц к СНТСН «Приканальное» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать СНТСН «Приканальное» оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с и. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02- 97*. «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2010 г. № 849 в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать СНТСН «Приканальное» заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности договор на вывоз твердых коммунальных отходов в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с СНТСН «Приканальное» государственную пошлину в бюджет Балаковского муниципального образования в размере 300 рублей.
В течение месяца со дня принятия на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.Е. Комаров
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2022 года.
Судья И.Е. Комаров