РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Г.Ю.,
при секретаре Рукосуеве Л.В.,
с участием административного ответчика Глазковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Томску к Глазковой Е.В. о взыскании пени по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Томску (далее по тексту – ИФНС России по г. Томску) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Глазковой Е.В. о взыскании пени по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения (далее УСН) за период с 17.10.2017 по 27.04.2018 в размере 22225,06 руб.
В обоснование заявленного требования указано, что в период с 13.05.2002 по 10.01.2014 Глазкова Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в отношении которой была проведена проведена выездная налоговая проверка №30/3-27 от 28.09.2015. По итогам проверки налогоплательщику Глазковой Е.В. по УСН был начислен налог в размере 480 000 рублей, который частично был выплачен ею добровольно, оставшаяся сумма задолженности в размере 463000 рубля была взыскана на основании решения Ленинского районного суда г. Томска 11.05.2016.
Таким образом, исчисленный административному ответчику налог ею в установленный срок уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ Глазковой Е.В. за период с 29.10.2017 по 23.01.2018 начислены пени в сумме 11992,15 руб., о чем направлено требование №4775 от 23.01.2018 со сроком исполнения 15.02.2018, а также за период с 24.01.2018 по 26.03.2018 начислены пени в сумме 10232,91 руб., о чем направлено требование №12740 от 27.04.2018 со сроком исполнения 29.05.2018.
По заявлению административного истца 25.12.2019 мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 22225,06 руб., в том числе пени по УСН в размере 12001,31 руб., однако, по заявлению административного ответчика 17.01.2019 судебный приказ отменен. До настоящего времени основная сумма задолженности не погашена.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, считает возможным продолжить рассмотрение в отсутствие истца.
В судебном заседании административный ответчик Глазкова Е.В. исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что с неё в судебном порядке взыскана основная сумма налога по УСН, которую списывают с её пенсии. При этом пояснила, что иного дохода не имеет и дополнительно выплачивать пени на указанную задолженность возможности нет.
Заслушав пояснения административного ответчика, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (ст.ст.48, 69 НК РФ).
Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75) и могут быть взысканы в порядке, установленном ст.ст.46, 47, 48 НК РФ (п.6 ст. 75 НК РФ).
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
При этом установление обязанности по его соблюдению служит дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков, поскольку установление такого срока направлено на стимулирование налоговых органов к надлежащему выполнению обязанностей по формированию бюджета и по своевременному принятию мер по взысканию с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени и штрафным санкциям.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
В судебном заседании установлено и не отрицается стороной ответчика, что Глазкова Е.В. являлась налогоплательщиком по УСН и выездной проверкой ИФНС России по г. Томску ей был начислен налог в размере 463000 рубля, который взыскана с неё решением Ленинского районного суда г. Томска от 11.05.2016, с учетом, что ранее Глазковой Е.В. произведены выплаты задолженности в следующем порядке: 24.11.2015 в размере 880 руб., 21.12.2015 в размере 3000 руб.,28.01.2016 в размере 2000 руб., 29.02.2016 в размере 2000 руб., 28.03.2016 в размере 3000 руб., 29.06.2017 в размере 4709,58 руб.,04.08.2017 в размере 7,22 руб., 04.08.2017 в размере 4709,58 руб., 11.09.2017 в размере 4709,58 руб.
29.01.2018 ИФНС России по г. Томску Глазковой Е.В. направлено налоговое требование №4775 о необходимости уплаты недоимки в размере 11992,15 руб. в срок до 15.02.2018.
27.04.2018 ИФНС России по г. Томску Глазковой Е.В. направлено налоговое требование №12740 о необходимости уплаты недоимки в размере 10232,91 руб. в срок до 29.05.2018.
В связи с неисполнением обязанности налогоплательщиком налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье.
По заявлению, которое поступило мировому судье судебного участка №6 Ленинского района г. Томска 20.12.2018, 25.12.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Глазковой Е.В. в пользу ИФНС России по г. Томску задолженность по обязательным платежам в размере 22225,06 руб., в том числе пени по УСН в размере 12001,31 руб., который определением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского судебного района г.Томска от 17.01.2019 по заявлению ответчика был отменен.
Суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
В п.2 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налогов, пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как указано выше, срок для исполнения требования об уплате пени и по УСН, установлен административному ответчику налоговым органом по требованию №4775 сумме в размере 11992,15 руб. до 15.02.2018, по требованию №12740 сумме в размере 10323,91 руб. до 29.05.2018, в связи с чем суд приходит к выводу, что с заявлением о взыскании налога на доходы физических лиц в порядке приказного производства административный истец мог обратиться по требованию №4775 в срок до 15.08.2018, по требованию №12740 в срок до 29.11.2018.
Однако, как следует из представленных по запросу суда заявления о выдаче судебного приказа, судебного приказа от 25.12.2018, телефонограмме помощника мирового судьи судебного участка №6 Ленинского судебного района г. Томска, заявление о выдачи судебного приказа по требованиям №№ 12740 и 4775 истцом было направлено 20.12.2018, то есть за пределами предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ.
С настоящим административным исковым заявлением ИФНС России по г. Томску обратилась в Ленинский районный суд г. Томска 11.07.2019, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа (до 17.07.2019).
Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился несвоевременно.
Суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может.
Таким образом, факт соблюдения сроков на обращение в суд после отмены судебного приказа не освобождает административного истца от соблюдения сроков при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа. Данный срок, согласно материалам дела, пропущен административным истцом.
В соответствии с положениями ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
ИФНС России по г. Томску является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила подачи исковых заявлений в суд, при этом доказательства уважительности пропуска срока обращения в суд для взыскания вышеуказанной недоимки административным истцом суду не представлены, ходатайств о восстановлении указанного срока не заявлялось.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ ).
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из приведенных положений следует, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления без проверки обоснованности заявленных требований по существу.
Кроме того как следует из судебного приказа от 22.12.2018 (дело ) мировым судьей судебного участка №6 Ленинского судебного района г. Томска вынесен приказ о взыскании задолженности в размере 22225,05 руб., из которых пени по УСН только 12001,31 руб.
Принимая во внимание вышеуказанное, требования административного истца о взыскании с Глазковой Е.В. пени по УСН за период с 17.10.2017 по 27.04.2018 в размере 22225,06 руб., не подлежат удовлетворению, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 219, 290 КАС РФ.
решил:
административное исковое заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Томску к Глазковой Е.В. о взыскании пени по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения за период с 17.10.2017 по 27.04.2018 в размере 22225,06 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Моисеева Г.Ю.
Мотивированный текст решения изготовлен 10.08.2019
УИД 70RS0002-01-2019-002375-90