УИД 59RS0004-01-2023-004657-73
Дело № 2-357/2024 Мотивированное решение изготовлено 01.04.2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2024 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рожковой И.П.,
при секретаре Баженовой В.Р.,
с участием прокурора Сагитовой О.В.,
представителя истца Пластеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назыровой Е.Р. к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение, судебных расходов,
установил:
Назырова Е.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г.Перми, просит возложить на ответчика обязанность принять решение об изъятии путем выкупа у истца комнаты общей площадью 26,5 кв.м в четырехкомнатной квартире по адресу: <Адрес>; взыскать с ответчика в пользу истца возмещение в сумме 939 700 руб.; прекратить право собственности истца на комнату; признать за муниципальным образованием город Пермь право собственности на комнату; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 777,00 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 18 000,00 руб. (л.д. 5-11),
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником комнаты общей площадью 26,5 кв.м в четырехкомнатной квартире по адресу: <Адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Дом двухэтажный, 1943 года постройки. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Дом не включен в муниципальную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории города Перми на 2019-2023 годы, утвержденную постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № и региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2019-2022 г.г., утвержденную постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Однако, длительное время ответчик бездействует, капитальный и текущий ремонт дома не производил, что привело дом к аварийному состоянию. Дом восстановлению не подлежит. Истец полагает, что с учетом даты признания дома аварийным в 2017 году по истечении трех лет, разумный срок для реализации ст.32 ЖК РФ истек. Соглашение, предусмотренное ч.8 ст.32 ЖК РФ, о предоставлении какого-либо жилого помещения в собственность или на условиях социального найма взамен принадлежащего истцу на праве собственности в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, отсутствует. В мае 2023 истец получила отказ от Управления жилищных отношений администрации г.Перми с указанием, что расселение дома планируется после 2024 года. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным, не включен в региональную адресную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме имеет право на его выкуп. Согласно отчету ООО «Уральская Экспертно-Юридическая компания» № № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость имущества – комнаты общей площадью 26,5 кв.м в четырехкомнатной квартире по адресу: <Адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила представителя.
Представитель истца в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик администрация г.Перми и третье лицо Управление жилищных отношений администрации г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 128, 129), представитель Липатова Н.А. просит провести судебное заседание без ее участия (л.д.132), ранее представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д.88-90).
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагающего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Положениями части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9��������������.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенной выгоды.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным части 7 стати 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Совокупность вышеуказанных правовых норм и актов легального толкования в их системном единстве предполагает, что в основание правоотношения по внеочередному предоставлению (выкупу) жилого помещения взамен изымаемого, в том числе, входит юридический факт постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание в контексте спорных отношений предполагает, что гражданин не имеет в собственности или постоянном бессрочном пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
В судебном заседании установлено, что Назыровой Е.Р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилое помещение – комната в 4-комнатной квартире, площадью 26,5 кв.м, расположенная по адресу: <Адрес> (л.д. 12 – договор купли-продажи, л.д. 14-15 – выписка из Единого государственного реестра недвижимости).
Заключением межведомственной комиссии при администрации Кировского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании заключения по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, выполненного ООО «АлексГрупп» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-108), выявлены основания для признания <Адрес> в <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 93).
Согласно заключению, выполненному ООО «АлексГрупп», по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов жилого <Адрес>, общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как недопустимое. Техническое состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым требованиям п.п.10, 15, 16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ). С учетом значительного физического износа жилого дома – 78% и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, а также основываясь на п.33, 34 «Положения о признании основываясь на п. 33, 34 «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу. Капитальный ремонт здания не целесообразен.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД№ многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам указано на необходимость освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение шести месяцев с даты получения уведомления; установлен срок по отселению граждан, проживающих в аварийном доме, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в п.3.2, срок для принятия мер по отселению граждан, установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95).
Таким образом, судом установлено, что срок расселения, установленный распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, не истек.
Распоряжения об изъятии земельного участка и жилого помещения не выносились.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес>, не включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы», утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п, а также в «Региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы», утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года № 217-п.
Срок расселения дома, установленный органом местного самоуправления, а также само по себе несоблюдение процедуры изъятия земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации могут не приниматься во внимание только в случае установленной угрозы для жизни и здоровья собственника жилого помещения и членов его семьи.
Право на внеочередное предоставление или выкуп жилого помещения взамен изымаемого возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
В данном случае допустимые доказательства наличия угрозы жизни и здоровья собственнику жилого помещения материалы дела не содержат, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Более того, из материалов дела следует, что Назыровой Е.Р. на праве собственности помимо спорного жилого помещения на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилое помещение, общей площадью 54,6 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес> (л.д. 111 – выписка из выписка из Единого государственного реестра недвижимости), где, как следует из содержания искового заявления и объяснений представителя в судебном заседании истец зарегистрирована и проживает.
Таким образом, принимая во внимание, что жилое помещение по адресу: <Адрес> не является для истца местом жительства, истец проживает в ином жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: <Адрес>, не подвергая себя опасности, постольку оснований для незамедлительного изъятия у истца жилого помещения без соблюдения процедуры изъятия земельного участка не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несмотря на аварийное состояние многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, отсутствует угроза жизни и здоровью истца, поскольку она проживает в ином жилом помещении, не подвергая себя опасности, в связи с чем у ответчика отсутствуют основания для внеочередного выкупа спорной комнаты.
На основании изложенного, исковые требования Назыровой Е.Р. удовлетворению не подлежат, заявлены преждевременно.
В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы истца по оплате услуг оценщика, госпошлины взысканию с ответчика не подлежат, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Назыровой Е.Р. (паспорт № к администрации г. Перми (№) о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение, судебных расходов оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.П.Рожкова