№ 2-797/2024
64RS0047-01-2024-000291-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2024 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Мониной О.И.
при секретаре судебного заседания Курбанове Р.Д.,
с участием представителя истца Албинкиной М.Б.,
представителя ответчика Халяпин Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова Александра Петровича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, признать право на досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
истец обратился в суд с выше названными требованиями, указав, что 18.09.2023 года ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии №230000147190/11678523. Указанным решением исключены из стажа на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 01.10.1999 по 03.05.2000 в должности начальника производства эмалей и красок в хозрасчетном структурном подразделении «Инва Лакокраска»; с 04.05.2000 по 12.04.2001, с 14.04.2001 по 30.04.2001 в должности начальника производства эмалей и красок, с 01.05.2001 по 02.05.2002, с 11.05.2002 по 09.11.2002, с 11.11.2002 по 22.12.2002, с 18.01.2003 по 27.04.2003, с 12.05.2003 по 21.12.2003, с 24.01.2004 по 19.12.2004, с 22.01.2005, с 21.01.2006 по 24.12.2006, с 27.01.2007 по 31.12.2009 в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар», так как документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня в производствах и работах, предусмотренных Списком 2 разделом Х. Также в выписке индивидуального счета застрахованного лица отсутствуют код льготы за вышеуказанные периоды. Кроме того, в период с 01.11.2005 по 30.06.2007 истец выполнял обязанности кладовщика; с 01.01.2010 по 30.03.2016 в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар» работал в течение неполного рабочего дня; с 01.04.2016 года по 30.06.2022 года в должности начальника химического производства в ЗАО «Лакокраска», так как документально не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня в производственных работах, предусмотренных Списком 2 разделом Х «Химическое производство. С указанным решением истец не согласен, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском и просил отменить решение об отказе в установлении пенсии №230000147190/116785/23 от 18.09.2023 года; обязать назначить право выхода на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать включить в страховой стаж для выхода на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 01.10.1999 по 03.05.2000 в должности начальника производства эмалей и красок в хозрасчетном структурном подразделении «Инва Лакокраска»; с 04.05.2000 по 12.04.2001, с 14.04.2001 по 30.04.2001 в должности начальника производственных эмалей и красок; с 01.05.2001 по 02.05.2002, с 11.05.2002 по 09.11.2002, с 11.11.2002 по 22.12.2002, с 18.01.2003 по 27.04.2003, с 12.05.2003 по 21.12.2003, с 24.01.2004 по 19.12.2004, с 22.01.2005, с 21.01.2006 по 24.12.2006, с 27.01.2007 по 31.12.2009 в должности в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.11.2005 по 30.06.2007 истец выполнял обязанности кладовщика; с 01.01.2010 по 30.03.2016 в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.04.2016 года по 30.06.2022 года в должности начальника химического производства в ЗАО «Лакокраска».
В процессе рассмотрения дела представитель истца уточнила исковые требования и просила отменить решение об отказе в установлении пенсии №240000026740/116785/24 от 27.02.2024 года; обязать назначить право выхода на досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.04.2023 года; обязать включить в страховой стаж для выхода на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 01.10.1999 по 03.05.2000 в должности начальника производства эмалей и красок в хозрасчетном структурном подразделении «Инва Лакокраска»; с 04.05.2000 по 12.04.2001, с 14.04.2001 по 30.04.2001 в должности начальника производственных эмалей и красок; с 01.05.2001 по 02.05.2002, с 11.05.2002 по 09.11.2002, с 11.11.2002 по 22.12.2002, с 18.01.2003 по 27.04.2003, с 12.05.2003 по 21.12.2003, с 24.01.2004 по 19.12.2004, с 22.01.2005 по 19.12.2005, с 21.01.2006 по 24.12.2006, с 27.01.2007 по 31.12.2009 в должности в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.11.2005 по 30.06.2007 истец выполнял обязанности кладовщика; с 01.01.2010 по 31.03.2016 в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.04.2016 года по 30.06.2022 года в должности начальника химического производства в ЗАО «Лакокраска» (л.д. 172-175)
В процессе рассмотрения представитель истца поддержала исковые требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, указав, что работа на соответствующих видах работ подтверждается справками, уточняющими характер работы истца.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д. 144-147).
Истец и представители третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования, извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не просили, в силу статьи 167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчине в возрасте 57 лет требуется 25 лет страхового стажа, из них 7 лет 6 месяцев - на работах, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, либо Списком №2 утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 и наличии ИПК – 25,8 в 2023г.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Согласно статье 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы после 01.01.1992 г. по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а работа в период до 1 января 1992 г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.
Кроме того, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Списки составлены по производственному принципу, т.е. по видам работ и производств, поэтому первое условие необходимое для определения права работника на льготное пенсионное обеспечение – это установление занятости в производстве, предусмотренном Списком, второе – занятость на соответствующих видах работ в течение полного рабочего дня (п.п. 4,5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516).
Вопросы, связанные с наличием на предприятии производств, предусмотренных соответствующим разделом или подразделом Списков, а также определением перечня профессий и должностей работников, занятых на соответствующих работах, характер выполняемой работы, условия её выполнения находятся в компетенции администрации предприятия и рассматриваются на основании имеющихся документов. Однако, органам, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан предоставлено право оценки этих документов.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.
Раздел «Химическое производство» Списка № 2 состоят из двух подразделов «А» и «Б». Согласно позиции 2110А000 подраздела А Раздела X «Химическое производство» право на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено для рабочих, руководителей и специалистов предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятых полный рабочий день в перечисленных производствах и работах, в том числе декоративных, эмульсионных, тертых, художественных, керамических, сухих красок, красок на натуральной олифе.
Позицией 2110Б000-1753а подраздела Б Раздела X «Химическое производство» предусмотрены рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
Таким образом, к подразделу «А» отнесены предприятия химической и нефтехимической отрасли промышленности, к подразделу «Б» - отдельные цехи, участки, отделения, установки, действующие в составе предприятий других отраслей. В соответствии с п. 25 Разъяснений, утв. Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», при рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении по разделам Списков №№ 1 и 2 «Химическое производство» (подразделы «А» и «Б») отнесение предприятий к химической и нефтехимической отрасли промышленности осуществляется в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг в зависимости от характера основного вида деятельности предприятия (организации).
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятый выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда. предусмотренных Списками не менее 80 % рабочего времени.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 28.04.2002 № 925-0, вышеуказанные нормативные положения при решении вопроса о возможности зачета периодов работы в стаж на соответствующих видах работ позволяют учитывать различную степень влияния вредных и тяжелых условий труда на лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе в течение полного рабочего дня или при неполной занятости. Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных факторов производственной среды и трудового процесса.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 (далее - Правила № 1015).
В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 Правил № 1015.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке.
В силу пунктов 1,2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган ПФР документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии гражданину.
При наличии в организации рабочих мест, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в ОСФР должны быть представлены Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списками, дающими право на досрочное назначение пенсии.
В случае отсутствия в сведения индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости граждан может в судебном порядке оспорить достоверность представленных страхователем сведений путем представления письменных доказательств (свидетельские показания не допустимы).
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н (далее Порядок №258н), в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдав: работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. №258н установлено, что справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При рассмотрении вопроса о включении в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов работы истца, которые имеют место быть после 01.01.2013 года, следует отметить, что для включения в стаж на соответствующих видах работ по пп. 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 01.01.2013 года необходимо в индивидуальных сведениях истца наряду с наличием кода льготного характера работы, указывать уплату дополнительного тарифа.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ) и в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (статья 6 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ).
Статьями 3 и 6 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ дополнены соответственно статьей 33.2 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ и статьей 58.3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Данными нормами федерального закона для плательщиков страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2013 года установлены дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, периоды на соответствующих видах работ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Это означает, что в случае отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица необходимых сведений о стаже на соответствующих видах работ во внимание принимаются документы, подтверждающие все установленные условия, в том числе уплату (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (например, справка страхователя, документ индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представленный страхователем).
Таким образом, учитывая отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета истца сведений об уплате (начислении) дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отсутствие справки, выданной работодателем, содержащей сведения об уплате (начислении) дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отсутствуют законные основания для включения в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов работы истца.
При этом согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800 по делу № А48-5108/2017,, уплата работодателем дополнительного тарифа за спорный период не будет являться безусловным подтверждением работы в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Так, в соответствии со ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ. Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполном занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Судом установлено, что решением об отказе в установлении пенсии от 18.09.2022 года №230000147190/11678523/23 Комарову Александру Петровичу отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно оспариваемому решению Комаров Александр Петрович в возрасте 57 лет имеет 37 лет 06 месяцев 05 дней страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ по нормам п. 2 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ — не имеет, и ИПК — 67,117.
Истцом в обосновании наличия права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» представлены справки уточняющие характер работ и условия СРООИ «Единство», от 2021 и 2022 г.г., согласно которым подтверждена работа в хозрасчетном структурном подразделении «Инва Лакокраска» с 01.10.1999 по 03.05.2000 начальником производства эмалей и красок, занятый полный рабочий день, остановка предприятия с 30.12.1999 по 02.01.2000, данная профессия дает право на пенсию по писку 2 раздел Х «Химическое производство», позиция2110Б000-1753А, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, а также факт работы с 03.05.2000, с 01.05.2001 по 31.12.2009 начальником химического производства по 31.12.2009 занятый полный рабочий день, кроме 13.04.2001, с 03.05.2002 по 10.05.2002, 10.11.2002, с 23.12.2002 по 17.01.2003, с 28.04.2003 по 11.05.2003, с 22.12.2003 по 23.01.2004, с 20.12.2004 по 21.01.2005, с 20.12.2005 по 20.01.2006, с 25.12.2006 по 26.01.2007,, период с 01.01.2010 по 31.03.2016 работа в режиме 6-ти часового рабочего дня, с 01.11.2005 по 30.06.2007 выполнение обязанности кладовщика. Данная профессия дает право на льготную пенсию по Списку 2 раздел Х «Химическое производство», позиция 2110А010, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (л.д. 14-16)
Оценивая представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что истцом в нарушении ст. ст. 12, 56 ГПК РФ не представлены доказательства, что ХСП «Инва Лакокраска», СРООИ «ЛакСар», НПЗАО «Лакокраска» являются предприятиями химической или нефтехимической отрасли, а также, что основным видом деятельности является производство химической продукции. Так, согласно выписками из ЕГРЮЛ НПЗАО «Лакокраска» основным видом деятельности указано – аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (л.д. 167-171). Кроме того, вышеуказанные периоды работы не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по подразделу Б раздела X «Химическое производство», так как указанным подразделом Б не предусмотрены руководители, а право на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено для рабочих и мастеров предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
Представленные суду справки СРООИ «Единство» подтверждающие право истца на льготную пенсию по Списку 2 (л.д. 14-17, 190-193, 197, 199. ) судом отслоняются, как недопустимые доказательства. Так, указанные справки архивными документами работодателя не являются, поскольку СРООИ «Единство» являлось правопреемником документов ХРСП «Инва Лакокраска», ХРСП «Лакокраска» и СРООИ «ЛакСар», все документы находились на хранение в архиве СРОИИ «Единство», которое было ликвидировано, в связи с чем было принято решение о передаче документов на ответственное хранение НПХАО «Лакокраска», которое правопреемником ХРСП «Инва Лакокраска», ХРСП «Лакокраска» и СРООИ «ЛакСар» не является. Сведений об уплате (начислении) работодателями дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 33.2 ФЗ от 15.12.2001 года №167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ выписка из индивидуального лицевого счета истца не содержит, код льготного характера в указанные истцом периоды в выписке по лицевому счету Комарова А.П. также отсутствует.
Согласно ответу ОГУ ГАНИСО от 19.03.2024 года документы «Инва Лакокраска», СРООИ «ЛакСар», НПЗАО «Лакокраска» в архив не поступали (л.д. 166).
Таким образом, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих выполнение истцом в спорный периоды времени работ с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, не представлено, в связи с чем суд законных основной для зачета в стаж на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу спорных периодов работы не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца об отмене решения об отказе в установлении пенсии №240000026740/116785/24 от 27.02.2024 года; возложении обязанности назначить пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.04.2023 года; обязать включить в страховой стаж для выхода на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 01.10.1999 по 03.05.2000 в должности начальника производства эмалей и красок в хозрасчетном структурном подразделении «Инва Лакокраска»; с 04.05.2000 по 12.04.2001, с 14.04.2001 по 30.04.2001 в должности начальника производственных эмалей и красок; с 01.05.2001 по 02.05.2002, с 11.05.2002 по 09.11.2002, с 11.11.2002 по 22.12.2002, с 18.01.2003 по 27.04.2003, с 12.05.2003 по 21.12.2003, с 24.01.2004 по 19.12.2004, с 22.01.2005 по 19.12.2005, с 21.01.2006 по 24.12.2006, с 27.01.2007 по 31.12.2009 в должности в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.11.2005 по 30.06.2007 истец выполнял обязанности кладовщика; с 01.01.2010 по 31.03.2016 в должности начальника химического производства в СРООИ «ЛакСар»; с 01.04.2016 года по 30.06.2022 года в должности начальника химического производства в ЗАО «Лакокраска» не подлежат удовлетворению полностью, как не основанные на положениях закона и установленных по делу обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026403348014, ░░░ 6452024495) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░