Решение по делу № 8а-174/2022 - (8а-12290/2021) [88а-1495/2022] от 27.12.2021

Дело № 2а-1025/2020

      № 88а-1495/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е         О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                    9 марта 2022 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.03.2022

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Туктамышевой О.В., Королевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Зеи на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 июня 2021 года, по административному делу № 2а-1025/2020 по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Царевой М.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

    Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Зейский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; возложении обязанности организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; создание приюта для животных без владельцев; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

    В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с законом Амурской области органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. По результатам проверки установлено, что администрации города Зеи на 2020 год предоставлялась субвенция из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 350 476 рублей, однако муниципальные контракты на проведение мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не заключались, отлов животных не производился, на территории города Зеи отсутствуют приюты для животных. Таким образом, предусмотренные законом мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев администрацией города Зеи не осуществляются, выделенные денежные средства на осуществление переданных полномочий не освоены. Данное бездействие администрации города Зеи нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает реальную угрозу возникновения эпидемий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года, требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации города Зеи, выразившееся в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных в рамках выделенных субвенций, путём не определения подведомственной организации, реализующей мероприятия по осуществлению вышеуказанных государственных полномочий; на администрацию города Зеи возложена обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать в пределах предоставленных субвенций мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с требованиями части 7 статьи 16 Федерального закона от       27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 2 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев»; в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 июня 2021 года решение Зейского районного суда Амурской области от 24 декабря 2020 года отменено. Принято новое решение по делу.

Признано незаконным бездействие администрации города Зеи, выраженное в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя:

отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Возложена на администрацию города Зеи обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В удовлетворении административных исковых требований Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Зеи о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении переданных государственных полномочий при организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которое включает в себя создание приютов для животных без владельцев, соответственно о возложении указанной обязанности отказано.

    27 декабря 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Зеи, поданная через Зейский районный суд Амурской области 13 декабря 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции в части признания незаконным бездействия ответчика администрации города Зеи в неисполнении переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части к администрации города Зеи в связи с неправильным определением фактических обстоятельств по делу.

     В обоснование жалобы ссылаются на отсутствие приютов в самом городе и на расстоянии в 300 км от города Зеи, что явилось причиной отсутствия заявок от специализированных организаций на участие в аукционах, которые пять раз объявлялись администрацией.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 года кассационная жалоба администрации города Зеи передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный ответчик, заинтересованное лицо в суд не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.

Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в том числе, право создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2).

Согласно части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области в области обращения с животными определяются Законом Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в области обращения с животными и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон Амурской области № 428-ОЗ).

Частью 3 статьи 1 Закона Амурской области № 428-ОЗ установлено, что Правительство области вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории области; оказывать финансовую и имущественную поддержку на создание и функционирование муниципальных и частных приютов.

Согласно статье 3 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Амурской области (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия).

В силу статьи 2 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в силу статьи 2 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Частью 2 статьи 7 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ установлены обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий а именно: осуществлять государственные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами области; принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных в соответствии с федеральными законами и (или) законами области; обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий; вести обособленный учет финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление государственных полномочий; представлять уполномоченному органу в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона, отчеты об осуществлении государственных полномочий; представлять уполномоченному органу по его запросу документы, связанные с осуществлением государственных полномочий; исполнять письменные предписания по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления государственных полномочий; в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить материальные ресурсы, а также в областной бюджет - неиспользованные средства субвенции.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (часть 1 статьи 8 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года № 428-ОЗ).

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела и установлено судами Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено, что администрации города Зеи Амурской области на 2020 год предоставлена субвенция из областного бюджета на исполнение государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в размере 350 476 рублей. Однако согласно информации администрации города Зеи от 26 ноября 2020 года муниципальные контракты на проведение мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев не заключались, отлов животных в 2020 году не производился, приюты для животных на территории города Зеи отсутствуют.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком при наличии неизрасходованных средств выделенной субвенции не была определена и привлечена подведомственная организация для проведения мероприятий по отлову животных без владельцев, их транспортировке и передаче в приюты для животных, и признал незаконным бездействие администрации города Зеи только в части неисполнения переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе их транспортировке и немедленной передаче в приюты для животных в рамках выделенных субвенций путем не определения подведомственной организации, реализующей мероприятия по осуществлению вышеуказанных государственных полномочий.

В остальной части суд не усмотрел бездействие администрации города Зеи, при этом исходил из того, что для заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, транспортировке, учету, содержанию отловленных животных без владельцев на территории города Зеи и возврату содержащихся животных без владельцев на прежнее место их обитания администрация города Зеи в 2020 году пять раз размещала извещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако заявки на аукцион не поступали. Разрешая требования в части создания приютов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии полномочий у городского округа на исполнение указанной обязанности.

Отменив решение суда первой инстанции, и принимая новое решение по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающее в себя создание приютов. В данной части решение суда не оспаривается.

Рассматривая остальные требования прокурора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрации города Зеи имеется незаконное бездействие по неисполнению переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, перечень которой приведен в части 1 статьи 18 Федерального закона №498-ФЗ и статье 3 Закона Амурской области от 7 ноября 2019 года №428-ОЗ, поскольку доказательств того, что помимо проведения электронных аукционов администрацией были совершены какие либо иные действия, направленные на исполнение переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, суду не предоставлено.

Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в апелляционном определении.

Вопреки доводам кассационной жалобы материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие администрацией города Зеи всех необходимых мер по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, приведенных в части 1 статьи 18 Федерального закона №498- ФЗ.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Зеи – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-174/2022 - (8а-12290/2021) [88а-1495/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация города Зеи Амурской области
Другие
Управление ветеринарии Амурской области
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
09.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее