Судья Калашникова С.А. Дело № 33-8212
Докладчик Емельянов А.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Молчановой Л.А., Сучковой И.А.
при секретаре Куцых Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 мая 2019 года
по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №», администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №», администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанностей и просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №», расположенных по адресу: <адрес>; возложить на администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа №» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №», расположенных по адресу: <адрес>; установить администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №» срок до 01.09.2019, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой выявлены факты необеспечения антитеррористической защищенности здания, в котором располагается муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №» по адресу: <адрес>. В 2018 году МБОУ «ООШ №» (<адрес>) разработан и утвержден паспорт безопасности объекта (территории), в соответствии с которым данному учреждению присвоена 2 (вторая) категория опасности объекта.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
В нарушение указанных норм закона МБОУ «ООШ №» данные мероприятия не выполнены, а именно, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объект (территория) не оборудован системой контроля и управления доступом.
Согласно пункту 1.9 Устава МБОУ «ООШ №» учредителем учреждения является Мариинский муниципальный район, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.
Надлежащая физическая охрана образовательной организации необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, работников и посетителей учреждения.
Прокуратурой города Мариинска в адрес начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, однако требование прокурора города до настоящего времени не исполнено ввиду отсутствия финансирования на данные цели.
В судебном заседании помощник прокурора г. Мариинска Ростовцев А.К. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №» Б. исковые требования признала.
Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области Р. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Мариинского муниципального района А. возражений относительно исковых требований не имела.
Решением суда от 15 мая 2019 года постановлено: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №» обеспечить охрану (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №», расположенных по адресу: <адрес>;
Возложить на администрацию Мариинского муниципального района обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа №» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №», расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить администрации Мариинского муниципального района и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №» срок до 01.09.2019, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
В апелляционной жалобе администрация Мариинского муниципального района Кемеровской области просит отменить решение суда в части возложения на администрацию обязанности по финансированию исполнения МБОУ «ООШ №» требований законодательства, указывая, что финансовое обеспечение деятельности МБОУ «ООШ №» относится к компетенции Управления образования администрации Мариинского муниципального района. Суд не указал, какими действиями (бездействием) администрации Мариинского муниципального района нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, не установил ее вину, не указал норму закона, на основании которой установил ей срок финансирования МБОУ «ООШ №».
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения прокурором, участвующим в деле.
Представители ответчиков, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Заслушав прокурора Гейэр Е.И., поддержавшую возражения относительно апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействию терроризму составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Статьей ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п. 3.1).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272, установлено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 26 Требований).
Из разъяснений по вопросам применения Требований, содержащихся в письме МВД России от 29.12.2015 № 1/10983, следует, что мероприятия по физической охране являются вопросами договорных отношений правообладателя места массового пребывания людей и организаций, предоставляющих соответствующие услуги. Расчет количества постов и патрулей для обеспечения безопасности различными организациями, осуществляющими охранную деятельность в соответствии с законодательством РФ, производится индивидуально, исходя из поставленных задач и заключенных договоров, с соблюдением принципов необходимости и достаточности. Физическая защита осуществляется членами общественных объединений на основании решений его руководящего органа или общего собрания указанных объединений.
С 21.10.2017 действуют также Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 (далее по тексту – Требования), согласно п. 1 которых они являются обязательными для выполнения организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.В соответствии с п. 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (п. 15 Требований).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения (п. 17).
Согласно подпункту «а» пункта 17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Подпунктом «г» пункта 18 Требований № 1235 установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с подп. «а» пункта 23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.
Судом установлено, что согласно Уставу МБОУ «ООШ №» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (л.д. 19-55).
Бюджетное общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Мариинский муниципальный район». Функции и полномочия Учредителя Учреждения переданы Управлению образования администрации Мариинского муниципального района.
Согласно постановлению администрации Мариинского муниципального района от 12.03.2015 № 262-П «Об утверждении положения об Управлении образования администрации Мариинского муниципального района» Управление образования администрации Мариинского муниципального района является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального района и создано с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования на территории Мариинского муниципального района. Деятельность Управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования Мариинского муниципального района для реализации конституционных прав граждан на образование (л.д. 81-87).
В здании, занимаемом МБОУ «ООШ №», расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны генеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объект (территория) не оборудован системой контроля и травления доступом.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в целях исполнения требований пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года N 1235 образовательное учреждение обязано обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а администрация Мариинского муниципального района - обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований антитеррористической защищенности в школы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку применительно к учебным заведениям указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года N 1235 подпункта "а" пункта 23, признающего такое присутствие обязательным.
Доводы апелляционной жалобы администрация Мариинского муниципального района не обязана финансировать данную деятельность, нельзя признать основанными на нормах права.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 1 и ч.1 ст.7 Устава Мариинского муниципального района к вопросам местного значения Мариинского муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета Мариинского муниципального района, утверждение и исполнение бюджета Мариинского муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Мариинского муниципального района.
При этом, исполнение обязанности по соблюдению действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у обязанного лица денежных средств.
Управление образования администрации Мариинского муниципального района является структурным подразделением администрации Мариинского муниципального района, делает заявку на имя главы Мариинского муниципального района на выделение денежных средств на финансирование фактических расходов подведомственных учреждений и после согласования с главой Мариинского муниципального района заявка направляется в финансовое управление по Мариинскому району на финансирование.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью органа местного самоуправления, т.е. в данном случае – администрации Мариинского муниципального района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Мариинского муниципального района обязанности по финансированию исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа №» положений подпунктов «а», «б» пункта 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, по обеспечению охраны (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования объекта (территории) системой контроля и управления доступом) объектов и территорий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №», расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд установил ответчикам достаточный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Л.А. Молчанова
И.А. Сучкова