УИД 76RS0014-01-2024-003475-61
Изготовлено 19.11.2024г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
город Ярославль |
15 ноября 2024 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А.,
при секретаре Соколовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гаврилов-Ямского района в интересах неопределенного круга лиц к министерству дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями закона,
установил:
Гаврилов-Ямский прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, в котором просил обязать ответчика привести автомобильную дорогу «Поляна - Поповка» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования 10.2007 № 270-ст, путем устройства стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги «Поляна - Поповка», проходящей в границах с<адрес> пределами этого населенного пункта, в срок до 31.12.2025 года.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог, проходящих на территории Гаврилов-Ямского муниципального района. В ходе проверки было установлено, что в нарушении требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ РФ 52766-2007, на участке автомобильной дороги «Поляна-Поповка» по улице Центральная с. Горе-Грязь Гаврилов-Ямского района Ярославской области и в 100 м. за пределами этого населенного пункта отсутствует стационарное электрическое освещение. Принятые по итогам проведенной проверки меры прокурорского реагирования министерством рассмотрены, однако выявленные нарушения добровольно не устранены, меры к их устранению не принимались.
В июле 2024 года прокуратурой района с участием ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району проведена повторная проверка указанной автомобильной дороги, по результатам которой установлено, что ранее выявленные нарушения министерством до настоящего времени не устранены. Указанные нарушения законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры Сергеева Е.О. исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика министерства дорожного хозяйства и транспорта по Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает, указывает, что провести ремонтные работы капитального характера, а именно «обустроить стационарное электрическое освещение на участках автомобильной дороги» в срок запрашиваемый истцом не представляется возможным в связи с тем, что ГКУ ЯО «Ярдорслужба» будет необходимо соблюдение процедур и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть необходимо будет проведение аукционов для заключения государственного контракта на выполнение присужденных работ. Проведение ремонтных работ миную требования норм 44-ФЗ недопустимо. Учитывая вышеизложенное включение участка автодороги «Поляна-Поповка» в планируемые мероприятия по организации ремонтных работ капитального характера, возможно не ранее чем на 2025-2026 г. При этом первым этапом необходимо проведение аукциона на изготовление проектно-сметной документации в соответствии со ст. 110.2 федеральный закон № 44-ФЗ, вторым этапом проведение аукциона на выбор подрядной организации по проведению ремонтных работ. В общей сложности оба этих этапа затягивают исполнение решения на срок около 3-х лет. Соблюдение установленных законодательством процедур по заключению соответствующих государственных контрактов влияет на сроки исполнения решения суда, иного механизма по исполнению решений судов действующим законодательством не предусмотрено. Финансирование дорожной деятельности осуществляется за счет средств дорожного фонда Ярославской области, объем бюджетных ассигнований которого утвержден законом Ярославской области об областном бюджете.
Представитель третьего лица ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района подлежат удовлетворению.
По делу установлено, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог, проходящих на территории Гаврилов-Ямского муниципального района.
В ходе проверки было установлено, что в нарушении требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ РФ 52766-2007, на участке автомобильной дороги «Поляна-Поповка» по улице <адрес>. за пределами этого населенного пункта отсутствует стационарное электрическое освещение.
Принятые по итогам проведенной проверки меры прокурорского реагирования министерством рассмотрены, однако выявленные нарушения добровольно не устранены, меры к их устранению не принимались.
В июле 2024 года прокуратурой района с участием ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району проведена повторная проверка указанной автомобильной дороги, по результатам которой установлено, что ранее выявленные нарушения министерством до настоящего времени не устранены. Указанные нарушения законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 (ред. от 08.08.2024) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Пунктом 1,6 ст.12 Федерального закона от 08.07.2007 г. (ред. от 08.08.2024 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Как следует из ст.12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.21 Закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ст.3 Закона №257-ФЗ под элементами обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, работающие в автоматическом режиме стационарные специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, контролирующие внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
На основании ч.4 ст.16 и ч.3 ст.17 Закона №257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Исходя из абзаца «з» пп.4 п.4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 (далее - Классификация), к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до назначений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся работы по устройству электроосвещения.
Также в силу пп.12 п.10 Классификации в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке освещения.
Согласно п.1 Положения о министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 №195-п (далее - Положение), министерство дорожного хозяйства Ярославской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
В соответствии с п.2.2, 2.3 Положения, в полномочия министерства входит осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов.
В силу п.138 Перечня автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 №83-п, автомобильная дорога «Поляна – Поповка» (идентификационный номер №) проходит на территории Гаврилов-Ямского муниципального района и находится в собственности Ярославской области.
Обязанность по содержанию данной автодороги лежит на министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области
В соответствии с п.4.6.1.1 ГОС Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст (далее – ГОСТ Р 52766-2007), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устаивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м.
Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.10.1993 №1090, должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Таким образом, установлено, что министерство дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, является лицом, обязанным обеспечить соответствие дорог при их содержании вышеуказанным требованиям законодательства. Мероприятия по устройству стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги «Поялна-Поповка», до настоящего времени не выполнены, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, заявленные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем необходимой работы, их характер, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2025 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать министерство дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (ИНН 7604341976) привести автомобильную дорогу «Поляна - Поповка» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования 10.2007 № 270-ст, путем устройства стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги «Поляна - Поповка», проходящей в границах <адрес> за пределами этого населенного пункта, в срок до 31.12.2025 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
О.А.Нувахова |