Дело № 2-1827/2022 УИД 53RS0022-01-2022-001245-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Юршо М. В.,
при секретаре Столяровой П. Э.,
с участием истца Леонтьевой Л. В., представителя истца Исаева Е. Ю., представителя ответчика Кондратюк Т. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонтьевой Л.В. к ОПФР по Новгородской области о признании частично незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
28 октября 2021 года Леонтьева Л. В. обратилась в ОПФР по Новгородской области с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении пенсии по старости по тем основаниям, что стаж её работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее по тексту - специальный стаж), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет более 30 лет работы в городах, сельской местности и в поселках городского типа.
Решением ОПФР по Новгородской области от 02 ноября 2021 года № 217846/21 Леонтьевой Л. В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не были включены следующие периоды её работы: период работы с 19 марта 1990 года по 19 июля 1990 года в должности заведующей Астриловской врачебной амбулаторией, период работы с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года в должности исполняющего обязанности главного врача Астриловской врачебной амбулатории, период работы с 04 июня 2011 года по 03 октября 2013 года в должности медицинской сестры ЗАО "Курорт Старая Русса".
Поскольку специальный стаж Леонтьевой Л.. В. на момент обращения за назначением пенсии составил 23 года 09 месяцев 11 дней, то у ОПФР по Новгородской области не имелось оснований для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости.
Считая решение об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным, Леонтьева Л. В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства спора, к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ И НОВГОРОДСКОМ РАЙОНЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о признании частично незаконным вышеуказанного решения об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж вышеперечисленных периодов работы и досрочном назначении страховой пенсии, ссылаясь на то, что указанные периоды исключены ответчиком из специального стажа неправомерно, так как в указанные периоды работы она фактически осуществляла лечебную, врачебную деятельность, непосредственное оказание медицинской помощи. Поскольку, с учетом вышеуказанных периодов её специальный стаж составил более 30 лет работы в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, то Управление обязано было досрочно назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения со дня её обращения с заявлением о назначении пенсии - с 28 октября 2021 года.
Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 февраля 2022 года произведена замена ответчика на ОПФР по Новгородской области.
В ходе судебного разбирательства спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГОБУЗ Старорусская ЦРБ и АО "Курорт Старая Русса".
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения истца Леонтьевой Л. В., представителя истца Исаева Е. Ю., поддержавших исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении, объяснения представителя ответчика Кондратюк Т. П., не признавшей иск по мотивам, изложенным в письменных возражениях (отзыве), исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее по тексту также - Федеральный Закон № 173-ФЗ), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (в настоящее время – пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон № 400-ФЗ), регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий. В силу ч.3 ст. 36 указанного закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом «н» постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 утвержден порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального Закона № 173-ФЗ (в настоящее время – п. 2 ст. 27), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781 утверждены соответствующие Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Согласно таким Спискам от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года время работы в должности заведующего медицинским пунктом - медицинской сестрой (фельдшером) и фельдшером амбулатории засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До принятия названных Списков действовали другие Списки (Перечни) работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия в связи с медицинской деятельностью (за выслугу лет) и соответствующие Правила (Положения) исчисления выслуги лет.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Согласно п. 1 раздела II Перечня фельдшерам, независимо от наименования должности, в специальный стаж засчитывался период работы в больничных учреждениях всех типов и наименований и абмулаторно-поликлинических учреждениях, к которым отнесены медицинские кабинеты и пункты, а также амбулатории.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 утвержден соответствующий Список, которым установлено право врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно эпидемиологических учреждений всех форм собственности, на досрочное назначение пенсии.
Исходя из указанных нормативных актов, работа в должности заведующего медицинским пунктом, фельдшера и фельдшера амбулатории включалась и включается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.п. "а" п. 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работ: лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В силу Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года органы, осуществляющие пенсионное обеспечений, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли у гражданина указанный стаж полностью либо частично.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 исчисление сроков выслуги лет производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемилогических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца (в редакции постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 года № 634).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем Постановлении "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" № 25 от 20 декабря 2005 года, учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке (абз. 7 п. 11).
Как ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (ст.14), так и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ст.29) наряду с государственной и муниципальной системой здравоохранения предусматривают также и существование частной системы здравоохранения.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работавшим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости производится на общих основаниях. При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей — учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными.
Учитывая это, а также, принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ним имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.
В определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 года № 906-О-О указано, что, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-0, от 29 января 2009 года № 67-О-О).
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) или ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 7811 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
В судебном заседании из объяснений сторон, письменных материалов дела установлено, что Леонтьева Л. В. в период с 19 марта 1990 года по 19 июля 1990 года работала в должности заведующей Астриловской врачебной амбулаторией, в период с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года - в должности исполняющего обязанности главного врача Астриловской врачебной амбулатории, в период с 04 июня 2011 года по 03 октября 2013 года в должности медицинской сестры ЗАО "Курорт Старая Русса".
Как установлено судом из письменных материалов дела, в спорные периоды Леонтьева Л. В. работала на 1 ставку, непосредственно оказывала лечебно-профилактическую помощь, обслуживала больных в течение полного рабочего дня, то есть осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Указанные обстоятельства подтверждаются также письменными материалами дела: уточняющими справками, представленными ГОБУЗ Старорусская ЦРБ и АО "Курорт Старая Русса".
Из устава АО "Курорт Старая Русса" следует, что основными видами деятельности юридического лица являлась и является организация санаторно-курортного лечения граждан РФ и зарубежных государств; оказание платных медицинских услуг; разработка и внедрение современных методов санаторного лечения и профилактики заболеваний; фармацевтическая деятельность. Право данного лица на осуществление медицинской деятельности подтверждается соответствующей лицензией, выданной Министерством здравоохранения Новгородской области. Таким образом, несмотря на изменения организационно-правовой формы и формы собственности санаторно-курортной организации основным направлением деятельности данного юридического лица является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.
Разрешая спор, связанный с реализацией истицей права на страховую пенсию, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истицей работы, выполняемых ей функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности организации, в которой она работала).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с учетом целей и задач, а также направлений деятельности АО "Курорт Старая Русса" (ранее – ЗАО "Курорт Старая Русса"), характер выполняемых истцом функций, условия и характер ее деятельности тождественны лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и как следствие о праве застрахованного лица на пенсионное обеспечение ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
При таких обстоятельствах, суд считает, что спорные периоды работы Леонтьевой Л. В. подлежат включению в её специальный стаж.
Периоды работы истца в Астриловской врачебной амбулатории ГОБУЗ Старорусская ЦРБ (то есть в сельской местности) подлежат включению в стаж истца в льготном исчислении - год работы как год и 3 месяца.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только городах, независимо от иска возраста с применением положений части 1.1 ст. 8 и Приложением № 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ (применительно к 2021 году – не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
Как установлено судом, на момент обращения в ОПФР по Новгородской области с заявлением и всеми необходимыми документами – на 28 октября 2021 - с учетом перечисленных выше спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж истца, у истца не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии, а у ответчика - обязанность назначить истцу пенсию с указанного дня. Соответственно в указанной части в удовлетворении исковых требований Леонтьевой Л. В. надлежит отказать как не основанных на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений процессуального права, в соответствии со ст. 100, 98 ГПК РФ, принимая во внимание частичное удовлетворение иска, характер спорных правоотношений и заявленных требований, категорию спора, конкретные обстоятельства дела, сложность дела (исходя из сути и предмета спора, характера обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию, объема представленных доказательств), объем услуг представителя истца, принимая во внимание непредставление доказательств явной неразумности (чрезмерности) понесенных истцом расходов, с учетом требований разумности и справедливости, исходя из баланса процессуальных прав и обязанностей сторон и принципа невозможности произвольного снижения судебных расходов, суд приходит к выводу о том, что в пользу истца с ответчика также подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 9 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Леонтьевой Л.В. удовлетворить частично.
Признать решение ОПФР по Новгородской области № 217846/21 от 02 ноября 2021 года незаконным в части отказа Леонтьевой Л.В. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы с 19 марта 1990 года по 19 июля 1990 года в должности заведующей Астриловской врачебной амбулаторией, периода работы с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года в должности исполняющего обязанности главного врача Астриловской врачебной амбулатории, периода работы с 04 июня 2011 года по 03 октября 2013 года в должности медицинской сестры ЗАО "Курорт Старая Русса".
Обязать ОПФР по Новгородской области (ОГРН 1025300780790) зачесть в специальный стаж Леонтьевой Л.В. (.....), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 19 марта 1990 года по 19 июля 1990 года в должности заведующей Астриловской врачебной амбулаторией, период работы с 20 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года в должности исполняющего обязанности главного врача Астриловской врачебной амбулатории, период работы с 04 июня 2011 года по 03 октября 2013 года в должности медицинской сестры ЗАО "Курорт Старая Русса".
В остальной части в удовлетворении иска Леонтьевой Л.В. отказать.
Взыскать с ОПФР по Новгородской области в пользу Леонтьевой Л.В. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 руб., в возмещение расходов по оплате услуг представителя 9 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 28 июня 2022 года.
Председательствующий М. В. Юршо