Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
при секретаре Болотовой Х.Ц.,
с участием представителей истца Галсанова Б.Ч., Суздальцевой Т.С., представителя ответчиков директора МБОУ «Гусихинская ООШ» Бориско Г.В., представителя Администрация МО «Баргузинский район» Галимова В.Г., представителя МКУ «Управление образования Администрации МО «Баргузинский район» Марусенко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гусихинская основная общеобразовательная школа», Администрация МО «Баргузинский район», МКУ «Управление образования Администрации МО «Баргузинский район» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гусихинская основная общеобразовательная школа» выполнить требования санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1.Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования, и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности о соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 г.
2. Оборудовать тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами входы в здание учреждения.
3. Гардероб оборудовать вешалками для одежды и ячейками для обуви, а для начальных классов - индивидуальные шкафчики.
4. Оборудовать в помещениях лаборантской, кабинете химии, в 3 начальных классах умывальные раковины с учетом росто-возрастных особенностей с подводкой холодной и горячей воды.
5. В кабинетах русского языка и бурятского языка потолок отремонтировать. Исключить его провисание.
6. Классные доски оборудовать софитами.
7. Окна в спортивном зале оборудовать откидными фрамугами,обеспечить регулярное проветривание.
8. Ученическая мебель для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
9. Здание общеобразовательного учреждения оборудовать системой хозяйственно - питьевого водоснабжения;
10. Обустроить герметичные выгребные ямы для сбора ЖБО от здания школы, надворных туалетов.
11. Организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
12. Определить размеры санитарно – защитной зоны (СЗЗ) от котельной путем проведения расчетов рассеивания загрязнения в атмосферный воздух и уровней физического воздействия, а также на основании результатов натурных исследований и измерений. Разработать проект СЗЗ для котельной, оборудовать специализированную площадку для хранения золо - шлаковых отходов от котельной. Разработать проект предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с оформлением санитарно – эпидемиологического заключения на данный проект.
13.Обеспечить работников общеобразовательного учреждения при трудоустройстве прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации по договору с аккредитованной организацией.
14. Обеспечить уровень освещенности во всех помещениях в соответствие требований санитарных правил. В рамках производственного контроля провести замеры освещенности и результаты замеров предоставить в Территориальное отделение.
Обязать Администрацию муниципального образования «Баргузинский район» и Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования "Баргузинский район"», как главного распорядителя бюджетных средств, осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ финансирование для устранения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гусихинская основная общеобразовательная школа» нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МБОУ «Гусихинская основная общеобразовательная школа».
В судебном заседании представители истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Галсанов Б.Ч., Суздальцева Т.С., действующие на основании доверенностей, суду пояснили, что указанные нарушения были выявлены еще в 2006 году, практически те же самые нарушения были выявлены в ходе плановой проверки в 2016 году и тем самым на протяжении последних 15 лет мер по приведению данного учебного заведения в соответствие, как со стороны учредителей, так и со стороны главных распорядителей бюджетных средств не принимались. Поэтому на сегодняшний день мы имеем достаточно изношенный недвижимый фонд образовательного учреждения, который требует серьезного решения по нему. Довод ответчика о длительности проведения процедуры перевода земель, на которой располагается Гусихинская СОШ, из государственного лесного фонда в земли городского поселения «Усть-Баргузин» считает несостоятельным, в связи с непринятием мер по устранению нарушений на протяжении длительного периода времени. Указанные ими нарушения оказывают существенное влияние на здоровье учащихся здесь и сейчас, а не через 10 лет, когда обещают их устранить. По поводу ходатайств о предоставлении отсрочки исполнения требований в части финансирования они обсуждали данный вопрос у себя в ведомстве на совещании и предлагает, увеличить срок предоставления финансирования до апреля 2021 года, в связи с тем, что на сегодняшний день бюджет на 2020 год уже сформирован. По остальным пунктам предлагает также увеличить сроки до декабря 2021 года. При этом также добавил, что указанное состояние зданий, сооружений, оборудования оказывает негативно воздействие на здоровье лиц учащихся в данной школе виде нарушения осанки, зрения, пищеварения.
В судебном заседании представитель ответчика Администрация МО «Баргузинский район» Галимов В.Г., действующий на основании доверенности суду пояснил, с доводами истца о сроках предоставления финансирования, согласны частично, а именно по п. 2,3,5,6,7,13,14. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. <адрес> находится в границах государственного лесного фонда, которое является собственностью Российской Федерации, а для перевода земель с государственного лесного фонда в границы городского поселения «Усть-Баргузин» является очень долгой процедурой, потому что это все решается на уровне Российской Федерации. В связи с чем пока земля не находится в границах городского поселения «Усть-Баргузин», считает, что не представляется возможным исполнить требования истца. Также, даже если данную землю передадут в границы городского поселения «Усть-Баргузин», положительное заключение государственной экологической экспертизы тоже делается не так быстро, поэтому администрации МО «Баргузинский район» просит отсрочку исполнения требования истца до 2030 года.
В судебном заседании директор МБОУ «Гусихинская ООШ» Бориско Г.В., действующая на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что выявленными нарушениями согласна, устранение всех этих нарушений требует очень больших финансовых затрат. По некоторым пунктам требований нами направлялись заявки на выделение денежных средств, некоторые из пунктов требуют разработки проектно-сметной документации. Поскольку школа находится в зависимости от распределения финансовых средств, поэтому устранение нарушений будет только при поступлении финансирования, то есть, как будет поступать финансирование, так и будут устраняться нарушения.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление образования Администрации МО «Баргузинский район» Марусенко Л.С., действующей на основании доверенности суду пояснила, что финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений производится за счет местного бюджета района, который устанавливается решением о бюджете. На исполнение требований Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений требуются очень большие финансовые затраты, в связи с чем, просила увеличить срок, то есть продлить его.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в Баргузинском районе (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гусихинская основная общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Гусихинская ООШ).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гусихинская основная общеобразовательная школа» расположено по адресу: <адрес> <данные изъяты> В соответствии с п. 1.1. Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гусихинская основная общеобразовательная школа» (в дальнейшем именуемое - «Школа») является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей.
По итогам плановой проверки, проведенной на основании распоряжения №п от ДД.ММ.ГГГГ, с целью устранения выявленных нарушений, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальным отделом в отношении МБОУ «Гусихинская ООШ» была проведена внеплановая выездная проверка в период времени с 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 16 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республике Бурятия Е.А. Кузьминой.
В ходе проведения проверки были установлены факты неисполнения предписания, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Территориальным отделом в отношении МБОУ «Гусихинская ООШ» была проведена внеплановая выездная проверка в период времени с 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения №вп от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Республике Бурятия Е.А. Кузьминой.
В ходе проведения проверки были установлены факты неисполнения предписания, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, МБОУ «Гусихинская ООШ» до настоящего времени не устранены нарушения, выявленные в ходе проведения плановой проверки в 2016 году.
По результатам внеплановой проверки по контролю исполнения предписаний об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что МБОУ «Гусихинская ООШ» не выполнены следующие пункты предписания:
1. В нарушение требований ст.11,28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту ФЗ № 52 от 30.03.1999 г.), п. 1.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 (далее по тексту СанПиН 2.4.2.2821-10) предусматривающего, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования, и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности представлено санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ г. о соответствии СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утративших силу с момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 г.
2. В нарушение требований ст.11, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п.4.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно- тепловыми завесами. Фактически тамбуры отсутствуют.
3. В нарушение требований ст.11, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п.4.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что гардероб должен быть оборудован вешалками для одежды и ячейками для обуви, а для начальных классов - индивидуальные шкафчики. Фактически в гардеробе оборудованы вешалки для верхней одежды для всех учащихся.
4. В нарушение требований ст.11, 19, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п.4.27., 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что в помещениях лаборантских, кабинете химии, начальных классов устанавливаются умывальные раковины с учетом росто - возрастных особенностей.В кабинете химии и лаборантской водоснабжение отсутствует (используется вода с отопительной системы)
5. В нарушение требований ст.11, 28 ФЗ № от 30.03.1999 г., п.4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что потолки должны быть без деформаций, фактически в кабинетах русского языка и бурятского языка потолок провисает.
6. Классные доски не оборудованы софитами, предназначенными для освещения классных досок, что является нарушением требований ст.11, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п. 7.2.6. СанПиН 2.4.2.2821-10.
7. В нарушение требований ст.11, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п. 6.7.,6.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 в спортивном зале окна не открываются для проветривания, окна не оборудованы откидными фрамугами.
8. В нарушение требований ст.11. 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п. 5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости учащиеся I ступени образования обеспечены школьными партами без регулятора наклона поверхности рабочей плоскости.
9. В нарушение требований ст.11., 19, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривающего, что в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины. Фактически в лаборантской и кабинете химии, в 3 помещениях начальных классов не предусмотрены умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды.
10. В нарушение требований ст.11, 22, 28 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., 8.5. СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.2 СанПиН 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июля 2001г. (далее по тексту СанПиН 2.1.5.1059-01), не проводится проверка водонепроницаемости выгребных ям. Выгребные ямы надворных туалетов, выгребной ямы для ЖБО водопроницаемы. Отсутствует обустроенная выгребная яма для сбора ЖБО от здания школы; фактически слив сточных вод производится на рельеф местности. В неканализованных сельских районах оборудуются люфтклозеты при условии устройства локальных очистных сооружений.
11. В нарушение требований ст.11, 15, 28 ФЗ № 52 от 30.03.99 г, п.6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 45 от 23.07.2008 г не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Фактически после 3 урока организована большая перемена 40 минут и учащиеся ходят домой для принятия пищи.
12. В нарушение требований ст. 11,12, 20 ФЗ № 52 от 30.03.1999 п. 7 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 г не определены размеры санитарно – защитной зоны от котельной путем проведения расчетов рассеивания загрязнения в атмосферный воздух и уровней физического воздействия, а также на основании результатов натурных исследований и измерений. Не оборудована специализированная площадка для хранения золо - шлаковых отходов от котельной, что является нарушением требований п.3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 г. В нарушение требований ст. 20 ФЗ-52 от 30.03.1999 отсутствует проект предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует санитарно – эпидемиологическое заключение на данный проект.
Ответственность за выполнение вышеуказанных мероприятий по предписанию возложено на юридическое лицо МБОУ«Гусихинская основная общеобразовательная школа».
13. В нарушение требований ст. 36 ФЗ №52 от 30.03.1999 г, п. 11.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирующего, что все работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Фактически профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация отсутствует.
14. В нарушение требований ст.11, 24., 28, 32 ФЗ №52 от 30.03.1999 г, п. 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 освещенность в точках: (учительская, музей, раздевалка спортивного зала); освещенность поверхностей стола не соответствует в точках: кабинет биологии, кабинет начальных классов №, кабинет бурятского языка, кабинет русского языка, кабинет начальных классов №, №, кабинет математики)- всего -10 точек не замерены параметры в рамках производственного контроля. Протоколы замеров не предоставлены в ТО.
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства юридическое лицо МБОУ «Гусихинская ООШ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ:
Постановлением Мирового судьи судебного участка № 2 Баргузинского района Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ дело № в виде штрафа в размере 10000,0 рублей;
Таким образом, допущенные юридическим лицом МБОУ «Гусихинская ООШ» нарушения, носят длящийся характер.
Как видно из материалов дела директором МБОУ «Гусихинская ООШ» Бориско Г.В. учредителю МКУ «Управление образования Администрации МО «Баргузинский район», были направлены заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений. При этом бюджетные средства на указанные цели учреждению не выделялись.
Вместе с тем, несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ «Гусихинская ООШ» ставит под угрозу конституционные права граждан на охрану здоровья, обеспечение безопасности их жизни.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими нормативными актами.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. -
В соответствии со статьей 28 Закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу статьи 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, утвержденных и введенных в действие федеральным органом исполнительной власти на территории Российской Федерации.
В соответствии п.п. 8, 9 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечение организации обучающихся и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 3 ч. 4. ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии п.п. 1, 4, 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05,2013 № 26 (в ред. от 27.08.2015 г. № 41), настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: условиям размещения дошкольных образовательных организаций; оборудованию и содержанию территории; помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному освещению помещений; отоплению и вентиляции; водоснабжению и канализации; организации питания; приему детей в дошкольные образовательные организации; организации режима дня; организации физического воспитания; личной гигиене персонала.
Учредителем юридического лица МБОУ «Гусихинская ООШ» является Муниципальное образование «Баргузинский район» в лице Муниципального учреждения Управление образования администрации МО «Баргузинский район». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет Администрация Муниципального образования «Баргузинский район». Функции и полномочия Учредителя в области формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования "Баргузинский район"» (п. 1.5. Устава МБОУ «Гусихинская ООШ»).
Администрация МО «Баргузинский район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Правовое положение бюджетного учреждения регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»). В соответствии с частью 1 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч. 3 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Из комплексного анализа вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что юридическое лицо МБОУ «Гусихинская ООШ» является бюджетным учреждением, созданным Муниципальным образованием «Баргузинский район» в целях исполнения полномочий муниципального района по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Баргузинского района, за счет субсидии предоставляемых из местного бюджета на финансовое обеспечение исполнения муниципального задания, в том числе по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гусихинская основная общеобразовательная школа», Администрация МО «Баргузинский район», МКУ «Управление образования Администрации МО «Баргузинский район» не приняты необходимые меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения.
Предъявление истцом иска в интересах детей, находящихся на обучении в МБОУ «Гусихинская ООШ» обусловлено необходимостью защиты прав и интересов детей, обеспечения им нормальных условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья в процессе получения образовательных услуг в соответствии с нормативными актами Российской Федерации.
Обращение в суд обусловлено также необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, обучающихся и посещающих указанное в заявлении образовательное учреждение, ежегодно изменяется, его невозможно индивидуализировать. Обращение истца с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, обусловлено необходимостью защиты их прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, поскольку несоблюдение нормативно правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а бездействие юридического лица и муниципального казенного учреждения «Районное управление образование» МО «Баргузинский район» Республики Бурятия, в обязанность которых входит обеспечить соответствующие условия воспитанникам во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, нарушают конституционные права граждан на достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану здоровья и детства, не создают оптимальные условия среды обитания, воспитания, обучения, тем самым создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди детского населения.
Обращение в суд обусловлено также необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, находящихся в МБОУ «Гусихинская ООШ», постоянно изменяется, его невозможно индивидуализировать. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты права, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.
Неисполнение законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в установленный срок может повлечь понуждение хозяйствующего субъекта к его исполнению в судебном порядке. Это право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания право Управления Роспотребнадзора обратиться в суд с требованием к хозяйствующему субъекту, связанным с неисполнением предписания, направленным на устранение и (или) предотвращения нарушения санитарного законодательства.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя ответчика Администрация МО «Баргузинский район» Галимова В.Г., что <адрес> находится в границах государственного лесного фонда, которое является собственностью Российской Федерации, а для перевода земель с государственного лесного фонда в границы городского поселения «Усть-Баргузин» является очень долгой процедурой, потому что это все решается на уровне Российской Федерации. В связи с чем пока земля не находится в границах городского поселения «Усть-Баргузин», считает, что не представляется возможным исполнить требования истца. Также, даже если данную землю передадут в границы городского поселения «Усть-Баргузин», положительное заключение государственной экологической экспертизы тоже делается не так быстро, поэтому администрации МО «Баргузинский район» просит отсрочку исполнения требования истца до 2030 года суд, считает несостоятельным, так как вышеуказанные нарушения с объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Галсанова Б.Ч., были выявлены в 2006 году, практически те же самые нарушения были выявлены в ходе плановой проверки в 2016 году, где представители ответчиков не отрицали, и тем самым на протяжении последних 15 лет мер по приведению данного учебного заведения в соответствие, как со стороны учредителей, так и со стороны главных распорядителей бюджетных средств не принимались. Также вышеуказанные нарушения оказывают существенное влияние на здоровье учащихся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гусихинская основная общеобразовательная школа» выполнить требования санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования, и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности о соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 г.
Оборудовать тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами входы в здание учреждения.
Гардероб оборудовать вешалками для одежды и ячейками для обуви, а для начальных классов - индивидуальные шкафчики.
Оборудовать в помещениях лаборантской, кабинете химии, в 3 начальных классах умывальные раковины с учетом росто -возрастных особенностей с подводкой холодной и горячей воды.
В кабинетах русского языка и бурятского языка потолок отремонтировать. Исключить его провисание.
Классные доски оборудовать софитами.
Окна в спортивном зале оборудовать откидными фрамугами, обеспечить регулярное проветривание.
Ученическая мебель для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
Здание общеобразовательного учреждения оборудовать системой хозяйственно - питьевого водоснабжения;
Обустроить герметичные выгребные ямы для сбора ЖБО от здания школы, надворных туалетов.
Организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Определить размеры санитарно - защитной зоны (СЗЗ) от котельной путем проведения расчетов рассеивания загрязнения в атмосферный воздух и уровней физического воздействия, а также на основании результатов натурных исследований и измерений. Разработать проект СЗЗ для котельной, оборудовать специализированную площадку для хранения золо - шлаковых отходов от котельной. Разработать проект предельно - допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с оформлением санитарно – эпидемиологического заключения на данный проект.
Обеспечить работников общеобразовательного учреждения при трудоустройстве прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации по договору с аккредитованной организацией.
Обеспечить уровень освещенности во всех помещениях в соответствие требований санитарных правил. В рамках производственного контроля провести замеры освещенности и результаты замеров предоставить в Территориальный отдел (ТО).
Обязать Администрацию муниципального образования «Баргузинский район» и Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования "Баргузинский район"», как главного распорядителя бюджетных средств, осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ финансирование для устранения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гусихинская основная общеобразовательная школа» нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МБОУ «Гусихинская основная общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья М.М. Ласкина