Дело № 2-1783/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.
при секретаре Самсоновой А.И.,
с участием представителя ответчика Рак-Вейсовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Бельской Анастасии Тимофеевны к Федеральному казенному учреждению «ГБ МСЭ по Республике Крым» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением с требованием признать незаконным решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» о присвоении 2 группы инвалидности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и обязать признать ФИО1 инвали<адрес> группы бессрочно.
Требования мотивирует следующим.
С ДД.ММ.ГГГГ филиалом № ФКУ ГБ «МСЭ по <адрес>» истцу изменена группа инвалидности с 1 на 2.
Истец обжаловала это решение ответчику.
После проведение ДД.ММ.ГГГГ заочной медико-социальной экспертизы специалистами 3 экспертного состава ГБ 2МСЭ по <адрес>» истцу подтверждена 2 группа инвалидности. ФИО5 считает указанное решение незаконным. Сообщает, что у ФИО5 имеются все условия для присвоения ей 1 группы инвалидности бессрочно. После присвоения ей статуса инвалида 1 группы ДД.ММ.ГГГГ, никаких улучшений ее здоровья не произошло.
В судебное заседание представитель истца не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ при данной явке лиц.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в связи с поступившим направлением на медико-социальную экспертизу повторно освидетельствована бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России: установлена 3 группа инвалидности, общее заболевание, бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в связи с поступившим направлением на медико-социальную экспертизу повторно (досрочно) освидетельствована бюро№ ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России: установлена 1 группа инвалидности, общее заболевание, сроком на 2 года.
ДД.ММ.ГГГГ бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России 1 группа инвалидности продлена ФИО1 сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с Временным порядком признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Временный порядок).
ДД.ММ.ГГГГ бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России 1 группа инвалидности продлена ФИО1 сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с Временным порядком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в связи с поступившим направлением на медико-социальную экспертизу повторно освидетельствована бюро№ - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России: установлена 2 группа инвалидности, общее заболевание, сроком на 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в порядке обжалования освидетельствована экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России: решение бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не изменено.
Суммарная оценка степени нарушения функций организмаФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составила 80%, что дает основания для установления 2 группы инвалидности.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ«Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с ДД.ММ.ГГГГ проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Закон № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Закона № 181-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Порядок и условия признания лица инвалидом определяются Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 5 Правил признания лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Пунктом 6 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно п. 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п. 28 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп. «б», «д» п. 34 Правил признания лица инвалидом, в соответствии с п. 73 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, в частности, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя услуги по проведению МСЭ и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя услуги по проведению МСЭ принимают решение об установлении инвалидности либо об отказе в ее установлении.
Для использования федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от ДД.ММ.ГГГГ №н утвердило «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Классификации определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами и степень их выраженности, основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии определяют условия установления групп инвалидности.
Согласно п. 11 Приказа 585н критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 12).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.13).
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), предусмотрено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ, медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ15-22, установление инвалидности и признание лица инвалидом не относится к компетенции судебных органов. В случае несогласия гражданина с решением медико-социальной экспертизы об отказе в установлении ему инвалидности он вправе обжаловать это решение в суд. Суд, разрешая дело, при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом, может назначить проведение судебной медико-социальной экспертизы в учреждениях, которым предоставлено в соответствии с положениями действующего законодательства право проводить такие экспертизы.
Согласно заключения судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для установления ФИО1 1 группы инвалидности на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не имелось.
Учитывая изложенное, правовые основания для удовлетворения исковых требований, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 признать незаконным решение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России о присвоении 2 группы инвалидности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и обязать признать ФИО1 инвали<адрес> группы бессрочно, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ