Судья: Бардышева Е.И. 24RS0009-01-2020-000169-34
Дело №33-13554/2020
092г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 января 2021г. Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Охременко О.В., Сударьковой Е.В.,
помощника судьи: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Руденова Михаила Васильевича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Территориальному отделению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Большеулуйскому району Красноярского края о признании незаконными действий по перерасчету жилищной субсидии, отмене установленной жилищной субсидии и оставлении ее в прежнем размере,
по апелляционной жалобе Руденова М.В.,
на решение Большеулуйского районного суда от 07 октября 2020г., которым постановлено:
Иск Руденова Михаила Васильевича удовлетворить частично к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения».
Признать незаконным действие Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по (пересчету) сравнению с фактическими расходами установленной Руденову Михаилу Васильевичу жилищной субсидии на период с 1 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года по протоколу от 24 марта 2020 года в части произведенного сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в указанный период без учета изменения с 1 января 2020 года предельных цен на твердое топливо.
В остальной части в удовлетворении иска Руденову Михаилу Васильевичу отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Руденов М.В. обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения», Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Большеулуйскому району Красноярского края о признании незаконными действий по перерасчету жилищной субсидии, отмене установленной жилищной субсидии и оставлении ее в прежнем размере. Свои требования он мотивировал тем, что ему была установлена жилищная субсидия на период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. в размере 314 руб. 11 коп. Протоколом от 24 марта 2020г. жилищную субсидию на тот же период установили в размере 80 руб. 56 коп. Перерасчет он считает незаконным. Он совместно с супругой являются неработающими пенсионерами, проживают в собственном жилом доме, имеющем печное отопление. Среднедушевой доход его семьи в спорный период не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в указанный период на территории Красноярского края. Он имеет статус «Ветеран труда» и пользуется льготой в виде 50% оплаты коммунальных услуг. Статьей 23 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда возможен перерасчет размера уже назначенной субсидии. Пунктом 98 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что при изменении доходов семьи (уменьшении или увеличении), предоставлении права или отказе в праве на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидки, изменении размера предоставляемой скидки и иных обстоятельств в связи с наступлением событий, не предусмотренных п.п. «а» и «б» п.60 Правил, размер ранее предоставленной субсидии рекомендуется не пересчитывать. В силу п.27(2) и п.49 Правил в случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в добровольном или судебном порядке, либо необоснованно полученные денежные средства засчитываются в счет будущей субсидии при наличии права на нее. В соответствии с указанными Законом Красноярского края, Методическими рекомендациями и Правилами субсидия пересчитана быть не может. Однако предоставленная субсидия ответчиком была пересчитана. В этой связи он просил суд (с учетом уточнений) признать незаконными действия КГКУ «УСЗН» по перерасчету установленной жилищной субсидии согласно протоколу от 24 марта 2020г. по состоянию на 01 сентября 2019г. в сумме 80 руб. 56 коп, отменить жилищную субсидию, установленную на основании протокола от 24 марта 2020г. в сумме 80 руб. 56 коп. и оставить ее в размере 314 руб. 11 коп., установленную на основании протокола от 19 сентября 2019г. на период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г.
Определением Большеулуйского районного суда от 07 октября 2020г. производство по иску в части требований об отмене установленной жилищной субсидии, установленной на основании протокола от 24 марта 2020г. и оставлении ее в размере, установленном протоколом от 19 сентября 2019г. на период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Руденов М.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела. Указывает на неподтвержденные доказательствами выводы суда о том, что фактические расходы были меньше размера назначенной субсидии. Считает, что перерасчет субсидии в сторону уменьшения произведен в нарушение норм действующего законодательства, что судом не было учтено.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющая обязанности начальника Территориального отделения КГКУ «Управление социальной защиты населения» по Большеулуйскому району Красноярского края Муту Н.Н., ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание Руденов М.В., представитель Территориального отделения Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по Большеулуйскому району Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» Коцюба К.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью четвертой статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу ч.4 ст.157 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п.20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005г. № 761 (далее по тексту - «Правила»), размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Согласно п.21 Правил, размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.
Из п.27(2) Правил следует, что в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном п.49 настоящих Правил.
В силу п.49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены и в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России №857 от 30.12.2016, согласно п. 89 которых при превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства рекомендуется засчитывать в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет.
Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее по тексту - Закон Красноярского края), ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона «О ветеранах», достигшим возраста 60 и 55 лет (мужчинам и женщинам соответственно) или которым назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», предоставляются компенсации в следующих размерах: 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.«г» ст.11 Закона Красноярского края собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) имеют право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.
Из п.п.1, 3 ст.15 Закона Красноярского края следует, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2-10.1настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан. Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина). Для семей, состоящих из пенсионеров, в которых размер среднедушевого дохода не превышает 1-го прожиточного минимума, доля собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должна превышать 5 % от совокупного дохода семьи заявителя.
Согласно ч.1 ст.18 Закона Красноярского края определение размера субсидий, указанных в статье11 настоящего Закона, производится в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, с учетом части излишней площади жилья в размере не более 10 квадратных метров на семью заявителя и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.19 Закона Красноярского края заявителям (получателям субсидий), проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.
В соответствии с Законом Красноярского края от 04 июня 2019г. №7-2828 «О внесении изменений в Законы края о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан», с 01 января 2020г. функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края исполняются Краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения».
В силу ч.1 ст.23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» уполномоченная организация производит перерасчет размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, без истребования каких-либо документов с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта в следующих случаях:
а) изменения цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг;
б) изменения условий и порядка предоставления субсидий;
в) изменения установленных в крае величин прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относятся получатель субсидии и члены его семьи.
В соответствии с ч.2 ст.23 указанного Закона Красноярского края уполномоченная организация производит перерасчет размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, при предъявлении получателем субсидий необходимых документов или получении от соответствующих органов (организаций) сведений о следующих событиях:
а) изменении постоянного места жительства членов семьи получателя субсидий;
б) изменении состава семьи получателя субсидий;
в) изменении основания проживания членов семьи получателя субсидий;
г) изменении гражданства членов семьи получателя субсидий;
д) изменении (уменьшении) доходов получателя субсидий и (или) членов его семьи.
Из материалов дела видно, что Руденов М.В. является получателем пенсии по старости с 01 ноября 2010г. Согласно удостоверению серии № №, выданному 5 ноября 2015г. Министерством социальной политики Красноярского края, Руденов М.В. является ветераном труда. Из выписки из похозяйственной книги, выданной Администрацией Большеулуйского сельсовета, Руденов М.В. проживает и состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>; проживает с супругой ФИО8; дом принадлежит на праве собственности Руденову М.В., общая площадь дома - 43,7 кв.м, водоснабжение: колонка, отопление: печное; электроснабжение: центральное.
Руденову М.В., как ветерану труда, в соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предоставляются меры социальной поддержки. Кроме того, он является получателем субсидии на основании ст.11 указанного Закона Красноярского края, предоставляемой в зависимости от доходов плательщика услуг.
Среднедушевой доход семьи Руденова М.В. в период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в указанный период на территории Красноярского края.
Согласно протоколу назначения жилищной субсидии от 19 сентября 2019г. истцу на период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. была назначена жилищная субсидия в размере 314 руб. 11 коп. Протоколом назначения жилищной субсидии от 24 марта 2020г. размер ранее назначенной жилищной субсидии на период с 01 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. был пересмотрен в сторону ее уменьшения и составил 80 руб. 56 коп.
Руденов М.В., считая такой перерасчет размера ранее назначенной жилищной субсидии незаконным, обратился в суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным действия Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по (пересчету) сравнению с фактическими расходами установленной Руденову М.В. жилищной субсидии на период с 1 сентября 2019г. по 29 февраля 2020г. по протоколу от 24 марта 2020г. в части произведенного сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на жилищно-коммунальные услуги в указанный период, поскольку в ходе сравнения получаемой истцом субсидии с фактическими расходами, понесенными им в течение срока получения последней субсидии, при изменении в спорный период тарифов на твердое топливо, ответчиком, в нарушение требований п.«а» ч.1 ст.23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», не был произведен перерасчет размера субсидий, указанной в ст.11 Закона Красноярского края.
Отказывая истцу в удовлетворении остальной части требований, суд, проверив размер предоставленной истцу в спорный период субсидии, исследовав представленные сведения о фактических расходах семьи Руденова М.В. на оплату коммунальных услуг в спорный период, правомерно исходил из того, что ответчик, вопреки доводам истца, перерасчета субсидии не производил. При составлении ответчиком протокола о назначении жилищной субсидии от 24 марта 2020г. имело место сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, предусмотренное ст.27(1) Правил, что не противоречит действующему законодательству.
Из материалов дела видно и судом правильно установлено, что в спорный период субсидия по ст.11 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» была назначена Руденову М.В. по существующим нормативам потребления и тарифам на каждую из видов коммунальных услуг. Субсидия на дрова была перечислена истцу единовременно, субсидия на другие виды коммунальных услуг перечислялась равномерными ежемесячными платежами. По окончании субсидируемого периода ответчиком были запрошены в организациях платежные документы о фактически понесенных истцом расходах на коммунальные услуги и было установлено, что расходы Руденова М.В. на оплату электроэнергии и газ в баллонах оказались ниже, чем ему была выплачена субсидия, расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами истец не нес. Ответчик, установив путем сравнения, что предоставленная Руденову М.В. в указанный период субсидия превысила фактические расходы его семьи, уменьшил сумму назначенной Руденову М.В. субсидии на спорный период, оформив это действие протоколом о назначении субсидии от 24 марта 2020г.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части у суда не имелось.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на правильно примененных нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они ничем не подтверждены, не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.
При разрешении настоящего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Большеулуйского районного суда от 07 октября 2020г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Руденова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: