Решение по делу № 2а-1456/2019 от 01.03.2019

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 марта 2019 года

Дело № 2а-1456/2019

город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кириленко Е.А.,

секретарь судебного заседания Чикинева В.П.,

при участии: представителя административного истца – Нагорной Е.В., представителя административного ответчика – Савинова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Клевина Е.А, Клевиной Т.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обжаловании решений органа государственной власти, понуждении совершить определенные действия,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

В марте 2019 года Клевин Е.А., Клевина Т.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об обжаловании решений органа государственной власти, понуждении совершить определенные действия. Просят: признать незаконным решения административного ответчика от 30.08.2018 года № об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ под номером №; от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственном кадастровом учете объекта: здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ под номером №; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществить: государственный кадастровый учет объекта - здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ под номером № и предоставленных документов; государственную регистрацию права общей долевой собственности на объект: здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ под номером № и предоставленных документов.

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что административным ответчиком неправомерно отказано им в регистрации права собственности на объект недвижимости и в его кадастровом учете, а также на нарушение порядка рассмотрения заявлений.

В судебном заседании представитель истцов настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения искового заявления в полном объеме.

Заслушав доводы представителя истца, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками, по 1/2 доли, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, серии <данные изъяты>, выданных Управлением государственной регистрации права и кадастра ДД.ММ.ГГГГ.

На данном земельном участке построен индивидуальный жилой дом, площадью 501, 8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете объекта - здания, расположенного по адресу: <адрес> (заявление №).

Также ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (заявление №).

Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № административным истцам отказано в регистрации права общей долевой собственности на объект, расположенный по адресу: <адрес>, на том основании, что указанный объект обладает признаками блокированной застройки. Данный вывод сделан на основании информации, предоставленной отделом государственного земельного надзора и контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, акта обследования земельного участка.

24.09.2018 года решением № Севреестром приостановлено осуществление кадастрового учета по заявлению №, причина – не поступление ответов на межведомственные запросы.

Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 30.11.2018 года административным истцам отказано в осуществлении кадастрового учета, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данными Кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 6 статьи 131 ГК РФ).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ определено, что одним из документов - оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости помимо заявления заинтересованного лица является технический план объекта недвижимости.

Кроме того, частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Согласно части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на строительство и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости.

Согласно части 7 статьи 70 Закона № 218-ФЗ (в редакции, что действовала на момент обращения истцов в Севреестр) до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Из приведенных положений следует, что для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства обязательной является только подготовка технического плана.

Административные истцы воспользовались своим правом на одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, при подачи заявлений предоставили технический план здания.

Отказывая в государственной регистрации прав административный ответчик сослался на то, что объект, на который просили зарегистрировать право собственности, обладает признаками блокированной застройки.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Таким образом, определение жилого дома блокированной застройки не в полной мере соотносится с определением жилого дома, закрепленным в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Административный ответчик пришел к выводу о том, что объект, расположенный по адресу: <адрес>, обладает признаками блокированной застройки на основании акта обследования земельного участка. При этом, оценка предоставленному техническому плану здания дана не была, обследования объекта недвижимости внутри не производилось.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены в статье 26 Закона № 218-ФЗ.

Как следует из статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Административный ответчиком не предоставлены доказательства приостановки государственной регистрации права, сообщение о приостановке государственной услуги истцам не направлялось, они были лишены возможности устранить недостатки, указанные государственным регистратором.

Кроме того, сообщение об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № административными истцами получено одновременно с решением от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственном кадастровом учете. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком не предоставлено.

Отказывая в осуществлении кадастрового учета административный ответчик ссылается на то, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, при этом причиной приостановки предоставления государственной услуги явилось то обстоятельство, что государственному регистратору не поступили ответы на межведомственные запросы.

Так, пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Вместе с тем, государственным регистратором не указано какую именно информацию он запрашивал и имеет ли данная информация отношение к оказанию услуги по постановке на государственный кадастровый учет объекта, расположенного по адресу: <адрес>, что делает невозможным оценить законность и обоснованность принятого решения.

В силу части второй статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

При рассмотрении дел об обжаловании решений органов государственной власти, суд не вправе ограничивается формальным установлением обстоятельств, акт органа публичной власти подлежит оценке на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял этот акт.

Из представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу усматривается, что административным ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги административным истцам без надлежащего обоснования причин, основанных на действующем законодательстве, без надлежащей проверки всех обстоятельств, имеющих значение для оказание государственной услуги.

При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Восстановление нарушенного права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия должно быть произведено, если судом будет установлено, что эта обязанность безусловно подлежала исполнению таким органом в рамках своих полномочий.

Такие обстоятельства судом установлены не были, в связи с чем суд понуждает ответчика устранить нарушение прав истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по делу, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении с настоящим иском суд в размере 300,00 руб.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Административное исковое заявление Клевина Е.А, Клевиной Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным решения Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект – здание, расположенное по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственном кадастровом учете объекта – здания, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ №.

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на государственный кадастровый учет объекта - здания, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект: здание, расположенное по адресу: <адрес>

Взыскать с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Клевина Е.А судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

РЎСѓРґСЊСЏ

(РїРѕРґРїРёСЃСЊ)

Е.А. Кириленко

Мотивированное решение составлено

29 марта 2019 года

Копия верна

РЎСѓРґСЊСЏ                                    Р•.Рђ. Кириленко

2а-1456/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Клевин Е.А.
Клевина Т.В.
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Кириленко Елена Александровна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
01.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2019[Адм.] Судебное заседание
29.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее