дело № 33-14255/2023 (2-471/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 07.09.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ершовой Т.Е., Зоновой А.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Евстафьевой М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Остроухова Сергея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, назначении льготной пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20.06.2023.
Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., судебная коллегия
установила:
Остроухов С.В. обратился с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, назначении льготной пенсии по старости, в котором просит:
- признать незаконным решение № 492704/22 от 29.08.2022 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
- зачесть в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 08.08.1989 по 19.10.1991 пожарным 7 ОП ПО г. Красноуральска; с 26.12.1989 по 02.07.1991 старшим пожарным 7 ОП ПО 163 - ПП; с 01.12.1991 по 08.04.1993 пожарным 7 ОППО 163 - ППЧ г. Красноуральска; с 15.09.1993 по 20.08.1994 пожарным 17 отряда пожарной охраны г. Красноуральска; а также стаж с 01.01.2022 по 05.06.2022 в должности пожарного 163 пожарно-спасательной части 46 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области;
- обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с пенсионный орган, то есть с 06.06.2022, а также взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы на оплату услуг юриста в размере 3000 рублей.
В обоснование иска указал, что более 25 лет осуществлял работы на должностях Государственной противопожарной службы в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно – правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 06.06.2022 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № 492704/22 от 29.08.2022 ответчиком ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный страховой стаж ответчиком не были включены оспариваемые периоды. С таким решением пенсионного органа он не согласен, поскольку полагает, что до 01.01.2002 Государственная противопожарная служба в Российской Федерации была единой самостоятельной оперативной службой МВД России, осуществляющей профилактику и тушение пожаров в населенных пунктах. Противопожарной службы субъекта не существовало. Его работа в период с 08.08.1989 по 20.08.1994 осуществлялась в учреждениях, находящихся в ведомственном подчинении УВД Свердловской области, системы МВД России, не является работой противопожарной службы субъекта РФ. В случае включения оспариваемых им периодов в специальный страховой стаж, его стаж на соответствующих видах работ составит более 26 лет, что дает право для назначения пенсии с момента обращения в пенсионный орган 06.06.2022. Не обладая юридическими познаниями, при обращении в суд для защиты прав, был вынужден обратиться за юридической помощью, оплатить государственную пошлину, на что затратил 3300 рублей, которые в случае удовлетворения исковых требований подлежат взысканию с ответчика в его пользу.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что в стаж на соответствующих видах работ при определении права на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» до 01.01.2002 засчитывается работа (по списку профессий и должностей) в Государственной противопожарной службе, противопожарной и аварийно – спасательной службах МВД России, со дня реорганизации после 01.01.2002 на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно – спасательной служб) МЧС России. Работа в других противопожарных службах и частях зачету в специальный стаж не подлежит. Главное управление МЧС России по Свердловской области подтверждает факт работы истца, начиная с 16.05.1997 (справка от 20.06.2022 № 848-10-135), поэтому оснований включить спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ не имеется.
Определением суда от 20.06.2023 принят отказ от иска в части включения в специальный стаж периода работы с 01.01.2022 по 05.06.2022 в должности пожарного 163 пожарно-спасательной части 46 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Свердловской области, производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 20.06.2023 исковые требования истца удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области № 492704/22 от 29.08.2022 об отказе в установлении Остроухову С.В. досрочной страховой пенсии по старости.
В специальный страховой стаж Остроухова Сергея Васильевича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» включены периоды работы с 08.08.1989 по 19.10.1991 пожарным 7 ОП ПО г. Красноуральска; с 26.12.1989 по 02.07.1991 старшим пожарным 7 ОП ПО 163 - ПП; с 01.12.1991 по 08.04.1993 пожарным 7 ОППО 163 - ППЧ г. Красноуральска; с 15.09.1993 по 20.08.1994 пожарным 17 отряда пожарной охраны г. Красноуральска.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность назначить Остроухову Сергею Васильевичудосрочную страховую пенсию в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 06.06.2022.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу Остроухова Сергея Васильевича в возмещение судебных расходов взыскано 3000 рублей.
Определением суда от 10.07.2023 устранена описка в решении суда в части указания суммы взыскания судебных расходов в размере 3300 руб.
С данным решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что действующим законодательством право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют работники территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС (до 01 января 2002 года-МВД). Истец в спорные периоды работал в пожарной организации, которая имела муниципальную подчиненность, что не дает ему право на зачет спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ. Также суд оставил без внимания тот факт, что спорный период имел место до 10.01.1996 года, когда действовавшим законом не предусмотрено было право на досрочную пенсию работникам противопожарной службы.
От представителя третьего лица ГУ МЧС Росси по Свердловской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность принятого решения суда, несостоятельность доводов жалобы ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещалися заблаговременно и надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.06.2022 Остроухов С.В. 18.11.1964 года рождения (по достижении возраста 50 лет) обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № 492704/22 от 29.08.2022 ему отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа на соответствующих видах работ /л.д. 11-13/.
В стаж на соответствующих видах работ ему зачтено 22 года 08 месяцев 23 дня. Не зачтено 05 лет 09 месяцев 22 дня, в том числе, оспариваемые истцом периоды работы с 08.08.1989 по 19.10.1991 пожарным 7 ОП ПО г. Красноуральска; с 26.12.1989 по 02.07.1991 старшим пожарным 7 ОП ПО 163 - ПП; с 01.12.1991 по 08.04.1993 пожарным 7 ОППО 163 - ППЧ г. Красноуральска; с 15.09.1993 по 20.08.1994 пожарным 17 отряда пожарной охраны г. Красноуральска, поскольку документами (архивная справка от 27.11.2019 № 596) не подтверждена занятость на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно – спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно – правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно записям трудовой книжки 08.08.1989 Остроухов С.В. был принят пожарным в 7-ОП ПО г. Красноуральска, откуда уволен 19.10.1989; 26.12.1989 принят старшим пожарным в 7-ОП ПО 163-ПП, откуда уволен 02.07.1991; 01.12.991 принят пожарным в 7-ОП ПО 163-ППЧ г. Красноуральск, откуда уволен 08.04.1993; 15.09.1993 принят пожарным 17 отряда пожарной охраны г. Красноуральск, откуда 21.08.1994 переведен в Муниципальный отряд пожарной охраны /л.д. 19-48/.
Изложенное подтверждается архивной справкой № 596 от 27.11.2019 /л.д. 76/, личной карточкой формы Т-2 /л.д. 57/, лицевыми счетами за оспариваемый период /л.д. 58-60/.
10.01.2023 Главное управление МЧС России по Свердловской области, рассмотрев обращение Остроухова С.В., сообщило подробную информацию по ведомственной принадлежности учреждений, согласно штатного расписания, в оспариваемые периоды и указано, что Приказом Управления Внутренних дел Свердловского облисполкома от 30.04.1987 № 298 был утвержден штат 7 отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны Управления внутренних дел Свердловского облисполкома по охране города Красноуральска и промышленных предприятии города Красноуральск (отряду подчинены 163,164 ППЧ);
Приказом Управления внутренних дел Свердловского облисполкома от 31.05.1991 № 654 утвержден штат 7 отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны Управления внутренних дел Свердловского облисполкома по охране производственного объединения «Красноуральский медеплавильный комбинат имени Серго Орджоникидзе» Главного технологического управления Министерства металлургии СССР, Салдинского карьера Уральского производственного золотодобывающего объединения «Уралзолото» Главного управления драгоценных металлов и алмазов при кабинете Министров СССР, города Красноуральска (отряду подчинены 163 ППЧ, 164 ППЧ). Отменен приказом УВД Свердловского облисполкома 24.12.1991 № 1363.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 16.08.1991 № 433 организованы службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел РСФСР.
Приказом Управления внутренних дел Свердловского облисполкома от 24.12.1991 № 1363 утвержден штат 7 пожарно-спасательного отряда противопожарной и аварийно-спасательной службы Управления внутренних дел Свердловского облисполкома по охране производственного объединения «Красноуральский медеплавильный комбинат имени Серго Орджоникидзе» Министерства металлургии РСФСР, Салдинского карьера Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве экономики и финансов РСФСР (отряду подчинены 163 ППЧ, 164 ППЧ). Штат 7 Отряда упразднен приказом УВД Свердловского облисполкома от 29.02.1992 № 323 сокращены все должности, техника).
Приказом Управления внутренних дел Свердловской области от 31.07.1993 № 924 утвержден штат 17 отряда пожарной охраны управления Государственной противопожарной аварийно-спасательной службы управления внутренних дел Свердловской области по охране города Красноуральска, поселков Октябрьского и Дачного (отряду подчинены 163, 164, 165 части ППО). Штат 17 отряда упразднен приказом Управления Государственной противопожарной службы Управления внутренних дел Свердловской области от 12.10.1994 № 293).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 849 в целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации преобразованы службы противопожарных и аварийно- спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий /л.д. 50-52/.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуясь положениями Федерального закона № 400-ФЗ, пришел к выводу в спорные периоды истец работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти (УВД Свердловской области), осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, они подлежат зачету в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Суд первой инстанции пришел к выводу, об удовлетворении требований о включении периодов работы с 08.08.1989 по 19.10.1991 (00.02.12); с 26.12.1989 по 02.07.1991 с (01.06.07); с 01.12.1991 по 08.04.1993 (01.04.08); с 15.09.1993 по 20.08.1994 (00.11.06) в специальный стаж, в связи с включением указанных периодов пришел к выводу, что истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то есть с 06.06.2022.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, решение суда в полной мере соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 (далее - Список от 18.06.2002 № 437).
Согласно Списку от 18.06.2002 № 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуется пожарный.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт введен Федеральным законом от 27.12.1995 года № 211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, включающим должности старший пожарный и пожарный, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в подп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2007 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из положений подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-О-О от 05.02.2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26.12.1977 года № 1115 «Об утверждении Положения «О государственном пожарном надзоре в СССР» органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2).
Исходя из п. 4, пп. «ч» п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.06.1972 года № 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.
Таким образом, в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, вывод суда о включении данных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, является правильным.
Удовлетворяя требования истца о включении указанных периодов в льготный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В основу данного вывода суд верно положил письмо Главного управления МЧС России по Свердловской области от 10.01.2023., в котором указана подробная информация по ведомственной принадлежности учреждений, а также справка архивного отдела Администрации городского округа Красноуральска № 596 от 27.11.2019, содержащая сведения о трудовом стаже истца, начислении заработной платы за спорные периоды.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что ответ о факте работы истца получен не из архива МЧС и МВД, а из архивного отдела Администрации, отклоняется судебной коллегией как не состоятельный, поскольку из письма ГУ МЧС России по Свердловской области № ИВ-226-14 от 10.01.2023 следует, что при ликвидации (упразднении) отрядов архивы были переданы в архивный отдел Администрации городского округа Красноуральск, в Главном Управлении МЧС имеются только копии штатных расписаний.
Доводы ответчика в части того, что до 10.01.1996 ранее действовавшее пенсионное законодательство не предусматривало право на досрочную пенсию работникам противопожарной службы, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, исходя из следующего.
Право на досрочное назначение пенсии работникам Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России) было предусмотрено подпунктом "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, вступившим в законную силу с 10 января 1996 г.
Возможность включения в специальный стаж по подпункту "о" пункта 1 статьи 12 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" службы в органах внутренних дел данный закон не предусматривал.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19 марта 1996 г. N 1-2-У, содержащему разъяснения о порядке реализации Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 г. N 241. В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Из приведенных правовых норм следует, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Для решения спора по данным исковым требованиям юридически значимыми с учетом правоотношений сторон и основания заявленного иска являлось выяснение того обстоятельства, занимал ли истец в спорный период должность, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным приказом МВД России от 23 июня 1995 г. N 241, Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437; относился ли при этом к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что истец в указанный период занимал должность, предусмотренную списком № 241, к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел не относился, из записи в трудовой книжке не подтверждается присвоение истцу специального звания внутренней службы.
Таким образом, оснований для отказа во включении в специальный стаж истца спорных периодов у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия приходит к выводу, что в спорные периоды истец работал в пожарных подразделениях, которые входили в структуру и подчинялись УГПС УВД Свердловской области.
Довод ответчика о том, что истец работал в муниципальном отряде, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку государственные пожарно-технические учреждения на территории Свердловской области, подчиненные Свердловской области как субъекту Российской Федерации, созданы после вступления в законную силу закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области».
Оценка представленных доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволила суду сделать правильный вывод о том, что работа истца в спорный период соответствовала характеристике работ, наименованию должности и месту работы, указанных в Списке.
Судом первой инстанции оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном решении.
По сути своей доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 20.06.2023 с учетом определения от 10.07.2023 об устранении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Ершова Т.Е.
Зонова А.Е.