Дело № 3а-223/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 октября 2017 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административных ответчиков Спицыной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
установил:
Департамент земельных отношений администрации города Перми обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Пермскому краю от 30 мая 2017 года № ** об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, в размере рыночной равной 6796223 рублей по состоянию на 01.01.2013. В обоснование своих доводов указал, что отчет об оценке, на основании которого было принято оспариваемое решение Комиссии не соответствует по форме и содержанию Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и федеральным стандартам оценки.
Представитель административного истца в суд не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель административных ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю Спицына А.С. с доводами административного истца не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо – Старостина И.В., в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные отзывы на административное исковое заявление, исследовав материалы настоящего дела, а также дело № ** (том 443), суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административные исковые требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Пермскому краю, рассматриваются по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Старостина Л.В. является собственником земельного участка площадью 6023 кв.м. с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01 января 2013 года в размере 11641073,71 рублей.
Не согласившись с указанной оценкой, Старостина И.В. 3 мая 2017 года обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее по тексту – Комиссия), созданную на основании приказа Росреестра от 21 ноября 2011 года № ** и представила отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № ** от 17 апреля 2017 года.
Решением Комиссии от 30 мая 2017 года № ** кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере рыночной стоимости, равной 6796233 рублей, установленной в отчете об оценке № ** от 17 апреля 2017 года.
Отчет о рыночной оценке земельного участка был произведен по состоянию на 01 января 2013 года, что соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На заседании Комиссии от 30 мая 2017 года в результате рассмотрения заявления установлено: отличие рыночной стоимости объекта недвижимости земельного участка от кадастровой стоимости составляет 42%. Оформление и содержание отчета об оценке соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке по состоянию 01 января 2013 года в размере 6796233 рублей.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении заседания комиссии по вопросу определения кадастровой стоимости названного выше земельного участка, принадлежащего Старостиной И.В. направлено в администрацию муниципального образования город Пермь 5 мая 2017 года.
Так же, в адрес администрации муниципального образования город Пермь 5 июня 2017 года (то есть в течение 5 рабочих дней) было направлено уведомление о результатах заседания комиссии от 30 мая 2017 года, которое поступило в адрес администрации г. Перми – 9 июня 2017 года.
Таким образом, органу местного самоуправления в лице администрации города Перми стало известно о вынесенном комиссией решении 9 июня 2017 года. С указанной даты следует исчислять трехмесячный срок для обжалования решения комиссии.
При этом департамент земельных отношений администрации города Перми обратился с настоящим административным исковым заявлением 13 сентября 2017 года (л.д.2), то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В данном случае не будет иметь юридического значения время получения копии уведомления Комиссии Департаментом земельных отношений администрации города Перми от администрации города Перми в виду следующего.
Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии от 30 мая 2017 года департамента земельных отношений, являющегося функциональным органом администрации города Перми, согласно Положению о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 24 февраля 2015 года № 39, не свидетельствует о том, что срок на обжалование следует исчислять с даты получения департаментом земельных отношений администрации города Перми уведомления Комиссии о принятом 30 мая 2017 года решении.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на Комиссии лежит обязанность уведомить о приятом решении орган местного самоуправления, в данном случае – администрацию города Перми.
Принимая во внимание, что орган местного самоуправления узнал о принятом комиссией решении 9 июня 2017 года из соответствующего уведомления, а департамент земельных отношений обратился в суд 13 сентября 2017 года, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании решения Комиссии. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено, ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований департамента земельных отношений администрации города Перми без исследования иных обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Департамента земельных отношений администрации города Перми об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю от 30 мая 2017 года № ** отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья /подпись/