решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2020
УИД 78RS0016-01-2020-003253-22
дело № 2а-3242/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 27 июля 2020 года
Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга в составе
Председательствующего судьи Е.В. Николаевой,
при секретаре Карповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора, действующего в защиту неопределённого круга лиц, о признании информации, распространяемой на Интернет-сайте по сетевому ресурсу запрещённой,
установил:
Прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, действующий в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявление, в котором просил признать информацию, размещенную в Интернете на сайте <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора ФИО4 в заседание явилась, требования и доводы поддержала.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в лице территориального органа – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, представитель заинтересованного лица ООО «Вконтакте» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о дне рассмотрения заявления, ходатайств об отложении слушания не направили, уважительности причин своей неявки суду не сообщили.
Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом мнения участников процесса, суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Материалами дела подтверждено, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет на предмет нарушений законодательства Российской Федерации в области размещения информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе проверки проведен осмотр Интернет-сайта <адрес> и установлено, что на нем размещен информационный материал: текстовый материал с заголовком «Политическая программа «Русского Имперского Движения», начинающийся со слов «Русское Имперское Движение» (далее РИД) - это русская православная национально- монархическая организация» и содержащий «первоочередные задачи русской национальной власти с точки зрения РИД» в «области государственного устройства...», «в области национальной политики...», «в области религиозной политики...», «в области экономики...», «в социальной сфере и в области внутренней политики...», «в области внешней политики...», «в области национальной обороны...».
Изучением содержания вышеуказанных информационных материалов установлено возможное наличие в них признаков нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем организовано исследование данных материалов в Центре экспертиз ФГЪОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».
Согласно полученному заключению вышеуказанного экспертного образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, в указанном информационном материале содержатся признаки исключительности, превосходства русской национальности, а также признак утверждения о необходимости нарушения принципа светского государства. Кроме того, в содержании информационного материала пропагандируется нарушение суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа, что может способствовать планированию, подготовке, развязыванию или ведению агрессивной войны, где под войной понимается организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами с использованием вооруженных сил как главного и решающего средства, а также экономических, политических и идеологических средств борьбы.
Техническая площадка сайта <адрес> размещена на территории Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 4 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Из преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» следует, что в Российской Федерации признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважается христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считается важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Согласно п.п. 1, 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ установлена уголовная ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, а статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение.
По результатам проведенной проверки установить лиц, разместивших информацию в сети Интернет не представилось возможным, вместе с тем информационные материалы продолжают распространяться в сети Интернет и доступны неопределенному кругу лиц.
В связи с изложенным, администратор сайта <адрес>/ - ООО «Вконтакте», на котором неустановленными лицами был размещен указанный информационный материал, привлекается к участию в производстве по делу в качестве заинтересованного лица.
Распространение выявленных в сети Интернет информационных материалов, учитывая их содержание, может привести к формированию в обществе мнения о допустимости оскорбления религиозных чувств верующих, осквернения религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, их порчи или уничтожения, воспрепятствования осуществлению гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания, способствовать межконфессиональным конфликтам, вовлечению читателей в совершении преступлений, предусмотренных статьей 148 УК РФ, и правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 5.26 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан, Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к спорному электронному адресу сайта, на которой размещена вышеуказанная информация, следует ограничить.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и необходимости признания информации, размещенной вышеназванной интернет-странице, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения спорной электронной страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать запрещенным к распространению на территории Российской Федерации текстовый материал, размещённый в сети Интернет по адресу: <адрес>, с заголовком «Политическая программа «Русского Имперского Движения», начинающийся со слов «Русское Имперское Движение» (далее РИД) - это русская православная национально- монархическая организация » и содержащий «первоочередные задачи русской национальной власти с точки зрения РИД» в «области государственного устройства...», «в области национальной политики...», «в области религиозной политики...», «в области экономики...», «в социальной сфере и в области внутренней политики...», «в области внешней политики...», «в области национальной обороны...», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения <адрес> единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.
Судья –