Дело № 12ап-215/2022
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград 27 января 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Полубоярова Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыкова Дениса Григорьевича на постановление мирового судьи судебного участка №118 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от 28 октября 2022 года №5-118-830/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыкова Дениса Григорьевича,
с участием привлекаемого лица Рыкова Д.Г., защитника Рыкова Д.Г. – Гончаровой Е.С., Бескровной И.А. (допущенных к участию в деле по устному ходатайству), помощника прокурора г. Волгограда Сингилевич М.А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №118 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от 28 октября 2022 года №5-118-830/2021 заместитель руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыков Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыков Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что при вынесении обжалуемого решения мировым судьей неверно установлены обстоятельства дела, а так же не верно применены нормы права. Так, мировым судьей не принято во внимание что 05.07.2021 Кузнецовым С.В. подано заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка, при этом 03.08.2021 им подано заявление об отзыве и оставлении данного заявления без рассмотрения, так же в заявлении указано что ответ на данное заявление ему не требуется. В соответствии с п. 2.3 Постановления администрации Волгограда от 15.01.2019 N 41 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в собственность граждан бесплатно без предварительной постановки на учет" результатом предоставления муниципальной услуги является: решение о возможности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград (далее - земельные участки), в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"); решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ). Таким образом, мировым судьей не принято во внимание, что вынесения решения об отказе в представлении или в предоставлении земельного участка по заявлению гражданина Кузнецова С.В. которое им отозвано, являлось бы нарушением его конституционного права на обращение за получением муниципальной услуги, а так же нарушением порядка представления муниципальной услуги. Обжалуемое постановление получено Рыковым Д.Г. только 29.11.2021,в связи с чем срок на обжалование постановления не пропущен.
В судебном заседании привлекаемое лицо Рыков Д.Г., защитник Рыкова Д.Г. – Гончарова Е.С., Бескровная И.А. (допущенные к участию в деле по устному ходатайству), настаивали на отмене постановления от 28.10.2021 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Рыкова Д.Г. состава административного правонарушения, по доводам изложенным в жалобе. Так же указали, что п. 2.3 Административного регламента который регулирует порядок рассмотрения заявления о возможности согласования представления земельного участка, в ходе рассмотрения заявления Кузнецова С.В. возможно было принятие решение о согласовании возможности либо об отказе в согласовании возможности представления земельного участка. Поскольку Кузнецов С.В. отозвал свое заявление и просил оставить без рассмотрения у Департамента отсутствовало право на принятие одного из возможных решений, при этом регламент не содержит сведений о порядке действий при отзыве гражданином ранее поданного заявления, при этом обязанность по подготовке какого-либо ответа в данной ситуации в регламенте так же не предусмотрена.
Помощник прокурора г. Волгограда Сингилевич М.А. в судебном заседании полагала обжалуемое постановление мирового судьи от 28.10.2021 законным и обоснованным, против удовлетворения доводов жалоба возражала. Полагала что в данном случае в связи с отсутствием с профильном регламенте сведений о порядке действия при отзыве заявления, подлежит применения 59-ФЗ, а следовательно должное лицо должно было написать Кузнецову С.В. письмо которым разъяснить что его заявление об отзыве заявления о согласовании возможности представления земельного участка, принято.
Выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно представленных материалов, постановление мирового судьи от 28.10.2021 получено заместителем руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыковым Д.Г. согласно имеющейся в деле расписке 29.11.2021, сведения о более раннем получении обжалуемого постановления материалы ела не содержат, в связи с чем суд полагает срок на обжалование постановления от 28.10.2021 заместителем руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыковым Д.Г. не пропущен.
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка №118 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от 28 октября 2022 года №5-118-830/2021 заместитель руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыков Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2021 года следует, что Прокуратурой г.Волгограда проведена проверка исполнения заместителем руководителя Департамента Рыковым Д.Г. требований законодательства при предоставлении земельных участков льготной категории граждан в собственность бесплатно.
Проведенной проверкой установлено, что за период 4 квартал 2020 года по истекший период 2021 года в департамент муниципального имущества администрации Волгограда поступило 40 заявлений граждан в указанной сфере правоотношений, из которых подготовлено 36 распоряжений о предоставлении в собственность граждан бесплатно земельных участков и 4 распоряжения об отказе в их предоставлении.
В ходе настоящей проверки прокуратурой города выявлено нарушение срока рассмотрения должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда заявления Кузнецова С.В.
Установлено, что 05.07.2021 в департамент муниципального имущества администрации города поступило обращение Кузнецова С.В. (вх. № 2144).
Вместе с тем, на момент проверки - 15.10.2021 решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка в собственность Кузнецову С.В. бесплатно должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда не принято, поскольку 03.08.2021 от заявителя поступило заявление об оставлении ранее поданного заявления без рассмотрения. При этом действующий Административный регламент № 41, а также Земельным кодексом Российской Федерации не предусматривает оставление поступивших заявлений без рассмотрения, то есть без принятия какого-либо решения в соответствии с п. 2.3 Административного регламента № 41. П. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 02.09.2016 г. № 215-к Рыков Денис Григорьевич назначен на должность заместителя руководителя департамента земельных ресурсов администрации Волгограда.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.08.2017 г. к трудовому договору №359 от 02.09.2016 г. наименование работодателя сменилось с департамента земельных ресурсов администрации Волгограда на департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
В соответствии с п. 5.14 распоряжения Департамента от 17.04.2020 № 1606р «О предоставлении права подписи документов» заместителю руководителя Департамента Рыкову Д.Г. предоставлено право подписи распоряжений Департамента о проведении внеплановых выездных проверок.
Согласно ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальной услугой является предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федераций, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Так, постановлением администрации Волгоградской области от 15.01.2019 № 41 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в собственность граждан бесплатно без предварительной постановки на учет».
В соответствии с п. 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является решение о возможности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ), решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки прокуратурой Волгограда установлено, что за период 4 квартал 2020 года по истекший период 2021 года в департамент муниципального имущества администрации Волгограда поступило 40 заявлений граждан в указанной сфере правоотношений, из которых подготовлено 36 распоряжений о предоставлении в собственность граждан бесплатно земельных участков и 4 распоряжения об отказе в их предоставлении.
В ходе настоящей проверки прокуратурой города выявлено нарушение срока рассмотрения должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда заявления Кузнецова С.В.
Установлено, что 05.07.2021 в департамент муниципального имущества администрации города поступило обращение Кузнецова С.В. (вх. № 2144).
Вместе с тем, на момент проверки - 15.10.2021 решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка в собственность Кузнецову С.В. бесплатно должностными лицами департамента муниципального имущества администрации Волгограда не принято, поскольку 03.08.2021 от заявителя поступило заявление об оставлении ранее поданного заявления без рассмотрения. При этом действующий Административный регламент № 41, а также Земельным кодексом Российской Федерации не предусматривает оставление поступивших заявлений без рассмотрения, то есть без принятия какого-либо решения в соответствии с п. 2.3 Административного регламента № 41. П. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 02.09.2016 г. № 215-к Рыков Денис Григорьевич назначен на должность заместителя руководителя департамента земельных ресурсов администрации Волгограда.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.08.2017 г. к трудовому договору №359 от 02.09.2016 г. наименование работодателя сменилось с департамента земельных ресурсов администрации Волгограда на департамент муниципального имущества администрации Волгограда.
В соответствии с п. 5.14 распоряжения Департамента от 17.04.2020 № 1606р «О предоставлении права подписи документов» заместителю руководителя Департамента Рыкову Д.Г. предоставлено право подписи распоряжений Департамента о проведении внеплановых выездных проверок.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен ст. 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Привлекая заместителя руководителя Департамента Рыкова Д.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что он, в силу возложенных на него обязанностей, не рассмотрел в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Однако, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, то есть место, время и способ его совершения.
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, также должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Одним из конструктивных элементов объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, является в нарушении должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов (ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ).
Между тем, названные требования закона мировым судьей при рассмотрении дела в отношении заместителя руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыкова Д.Г. выполнены не были, поскольку вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.9 КоАП РФ, основан исключительно на установлении факта не направления Кузнецову С.В. решения о предоставлении или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка установлен исключительно ст. 39.15 ЗК РФ.
Как указано в п. 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является решение о возможности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно (в случае, если земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет либо земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ), решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, в соответствии с п. 2.3 Регламента, заместитель руководителя Департамента Рыков Д.Г. наделен полномочиями по принятию решения по заявлению граждан о согласовании возможности представления земельного участка, выраженного в согласовании либо отказе в согласовании возможности предоставления земельного участка.
При этом в ходе рассмотрения дела установлено, что Кузнецов С.В. 03.08.2021 отозвал заявление от 05.07.2021 вх. №2144 о согласовании возможности представления земельного участка, просил оставить его без рассмотрения. Следовательно у руководителя Департамента Рыкова Д.Г. согласно п. 2.3 Регламента отсутствовали основания для принятия решения. При этом Регламент и ст. 39.15 ЗК РФ не содержит обязанности должностного лица сообщить посредством направления письма Кузнецову С.В. о принятии его заявления от 03.08.2021 об отзыве заявления от 03.07.2021.
Довод помощника прокурора Волгограда Сингилевич М.А. о необходимости применения аналогии Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с отсутствием в Регламенте порядка действий при отзыве гражданином заявления, основан на неверном толковании норм права.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
На основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №118 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от 28.10.2021 №5-118-830/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.9 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыкова Д.Г. нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №118 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от 28 октября 2021 года №5-118-830/2021, которым заместитель руководителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда Рыков Денис Григорьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения – отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.Г. Полубоярова