Дело № 2-281/2023
25RS0014-01-2023-000554-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Анучино 11 декабря 2023 года
Анучинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.,
при секретаре судебного заседания Каменной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Анучинского муниципального округа о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с вышеуказанным требованием, в обоснование которого указал, что решением Анучинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление прокурора Анучинского района, на администрацию Анучинского муниципального округа возложена обязанность принять меры к постановке на учет сетей водоснабжения и водоотведения, как бесхозяйных объектов. На основании распоряжения главы Анучинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р сооружение коммунального хозяйства – сеть водоотведения, расположенная по адресу<адрес>, протяженностью 165 м, поставлена на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю как бесхозяйная вещь. В соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-№, сеть водоотведения (кадастровый №) принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. С момента постановки вышеуказанного объекта недвижимого имущества на учёт как бесхозяйного и до настоящего времени никто своих прав на данный объект не заявил, какой-либо спор о праве отсутствует. Признание права собственности на объект недвижимости – сеть водоотведения и регистрация права собственности на данный объект, необходимы для включения его в реестр муниципальной собственности с целью выделения органом местного самоуправления из бюджета Анучинского муниципального округа денежных средств на содержание объекта коммунального хозяйства. Использование указанного объекта недвижимости должно осуществляться органом местного самоуправления в рамках исполнения полномочий, предусмотренных п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации). Просила суд признать за Анучинским муниципальным округом право собственности на бесхозяйное имущество – сеть водоотведения с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 165 м.
В судебное заседание представитель заявителя администрации Анучинского муниципального округа – главный специалист правового отдела Глушко Е.Н. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Анучинского муниципального округа, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство, в котором просил провести судебное заседание по данному делу без участия представителя Управления.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Абзац 2 данного пункта предусматривает, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из материалов дела следует, что решением Анучинского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление прокурора Анучинского района к администрации Анучинского муниципального округа о возложении обязанности удовлетворено, на администрацию Анучинского муниципального округа возложена обязанность принять меры к постановке на учет, расположенных на территории Анучинского муниципального округа сетей водоснабжения и водоотведения: <адрес>, протяженностью 82 м, водопровод, расположенный по адресу<адрес> протяженностью 157 м, сеть водоотведения, расположенная по адресу: <адрес> протяженностью 165 м, проходящие от <адрес> как бесхозяйных объектов, путем направления заявления в Управление Росреестра по Приморскому краю с соблюдением требований, установленных порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Распоряжением главы Анучинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р сооружение коммунального хозяйства – сеть водоотведения, расположенная по адресу: <адрес> протяженностью 165 м, поставлена на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю как бесхозяйная вещь.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-№ сеть водоотведения с кадастровым №, местоположение <адрес>, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки следует, что сведений об осуществлении государственной регистрации сделки, права, ограничения права без необходимого в силу закона согласия третьего лица, ограничении прав и обременение объекта недвижимости, сведений о возражении в отношении зарегистрированного права, сведений о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд не зарегистрировано.
Из сообщения заместителя начальника отдела учета и управления федеральным имуществом следует, что в реестре федерального имущества сведения об объекте: сооружении коммунального хозяйства – «Сеть водоотведения, протяженностью 165 м., 1973 г.», адрес (местоположение) объекта<адрес> отсутствуют.
Согласно информации, представленной из Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ сооружения коммунального хозяйства:
- водопровод протяженностью 157 м, расположенный по адресу: <адрес> 1973 г.;
- водопровод протяженностью 82 м, расположенный по адресу<адрес> 1973 г.;
- сеть водоотведения протяженностью 165 м, расположенная по адресу: <адрес> 1973 г., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре имущества Приморского края не значатся.
Обращаясь в суд с настоящим требованием, администрация представила суду доказательства того, что сооружение коммунального хозяйства было поставлено на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и находилось на этом учете более трех месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Поскольку со дня постановки данного объекта на учёт никто о своих правах на него не заявил, у заявителя возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права муниципальной собственности.
Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, правовой статус заявленного объекта на момент рассмотрения дела в суде не изменился, поэтому оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Анучинского муниципального округа о признании права муниципальной собственности за Анучинским муниципальным округом на бесхозяйное имущество - удовлетворить.
Признать за Анучинским муниципальным округом право собственности на бесхозяйное имущество – сеть водоотведения, с кадастровым №, расположенную по адресу<адрес> протяженностью 165 м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Анучинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.А. Сортов