РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2022 г. г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю.,
при помощнике судьи Шефер М.М.,
с участием представителя ответчика МО МВД России «Усть-Илимский» Целуйко Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3094/2022 по исковому заявлению Лисица А.В. к Межмуниципальному отделу МВД России «Усть-Илимский» о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований указано, что истец являлась сотрудником МО МВД «Усть-Илимский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении ей не выплатили выходное пособие в сумме 36160 рублей. Просит суд взыскать с ответчика задолженность в сумме 36160 рублей, в соответствии со ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты (42 дня) 2126 рублей, компенсацию морального вреда 60000 рублей.
В судебном заседании истец не присутствует, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Целуйко Н.В. в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что сумма 36160 рублей является выходным пособием при увольнении, выплачено истцу ДД.ММ.ГГГГ. Относительно компенсации морального вреда возражала, указав, что ссылаться на моральный вред, из-за того что истец не устроилась на работу, поскольку рассчитывала на определенные денежные средства, нецелесообразно. Не согласна с расчётами истицы в сумме 2126 руб., полагая его завышенным.
Суд, изучив позицию истца, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст.67,68 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.
Определяя правовой статус сотрудника органов внутренних дел, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) устанавливает право сотрудника органов внутренних дел на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (п. 4 ч. 1 ст. 11).
Порядок и условия выплаты денежного довольствия и иных выплат, гарантированных сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при увольнении их со службы в органах внутренних дел, определены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и принятым в соответствии с этим законом Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации).
Согласно пунктам 4, 5 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 25 число каждого месяца. Выплата денежного довольствия ранее установленного п. 4 настоящего Порядка периода производится, в том числе, увольняемому сотруднику в последний день службы (п.5.4.).
Согласно ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.
В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ст. 236 ТК РФ основанием для наступления материальной ответственности представителя нанимателя является сам факт нарушения установленного срока выплаты, вне зависимости от обстоятельств, послуживших причиной задержки выплат, обязанность по выплате предусмотренной данной нормой денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Положениями данной нормы ТК РФ перечень выплат, на которые начисляется денежная компенсация (проценты), не установлен, содержится указание на все выплаты, причитающиеся работнику.
Поскольку перечень выплат, подлежащих к расчету в последний день службы сотрудника органов внутренних дел не установлен, следовательно, правило окончательного расчета в последний день службы распространяется на все выплаты, причитающиеся сотруднику при увольнении.
Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из положений ст. ст. 236, 237 ТК РФ основанием для материальной ответственности за задержку причитающихся работнику выплат является нарушение установленного срока их выплаты, а основанием для возложения на работодателя обязанности возместить причиненный работнику моральный вред являются неправомерные действия или бездействие работодателя.
Как следует из приказов начальника МО МВД России «Усть-Илимский» №л/с от ДД.ММ.ГГГГ, № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Лисица А.В. состояла на службе в полиции МО МВД России «Усть-Илимский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Последний день службы - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно в этот день, должен быть произведен окончательный расчет.
Как видно из расчетных листков за октябрь, ДД.ММ.ГГГГ долг за учреждением МО МВД России «Усть-Илимский» после увольнения Лисица А.В. составляет 36160 рублей.
Из представленного платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, реестра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на счет Лисица А.В. МО МВД России «Усть-Илимский» проведено зачисление 36160 рублей.
Поскольку выплата произведена, то взысканию судебным решением указанная сумма не подлежит.
Истец просит взыскать на основании ст. 236 ТК РФ компенсацию в сумме 2126 рублей.
Расчет истца судом проверен. Расчет подлежит корректировке.
Согласно расчету истец просит произвести взыскание за задержку выплаты по ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно расчет будет следующим: Компенсация = сумма задержанных средств * 1/150 ключевой ставки Банка России в период задержки * количество дней задержки выплаты. Сумма задержки 36160 рублей, период задержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 44 дня, ставка, 7,5 % годовых. Итого: 795,52 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд учитывает, что в судебном заседании установлен факт нарушения прав истца: имела место несвоевременная выплата сумм при увольнении, и с учетом степени перенесенных истцом страданий, периода просрочки, степени вины ответчика в нарушении трудовых прав истца суд полагает, что разумной и соразмерной компенсацией моральному вреду является сумма 5000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МО МВД России «Усть-Илимский» в пользу Лисица А.В. компенсацию за задержку выплат при увольнении 795,25 рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, а всего 5795,25 рублей.
В удовлетворении исковых требований Лисица А.В. к Межмуниципальному отделу МВД России «Усть-Илимский» о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 36160 рублей, компенсации за задержку выплат при увольнении в сумме 1330,95 рублей, компенсации морального вреда в большем размере, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Ю.Салыкина
Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2022