Дело № 2а-1218/22
УИД 76RS0014-01-2022-000267-50
Изготовлено 09 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
25 февраля 2022 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сысоева Дмитрия Валерьевича к Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области, директору Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К. о признании незаконными действия, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении обращений,
у с т а н о в и л:
Сысоев Д.В. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с административными исковыми требованиями, предъявленными к Департаменту государственной службы занятости населения Ярославской области, директору Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К., о признании действия директора Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области незаконными, выразившимися в ненадлежащем рассмотрении обращения от 17 сентября 2021 года; возложении на директора Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области обязанности по рассмотрению обращения в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 17 сентября 2021 года Сысоевым Д.В. в адрес прокурора Ярославской области направлена жалоба на незаконные действия должностных лиц департамента государственной службы занятости населения Ярославской области, государственного казенного учреждения ЯО ЦЗН г. Ярославля. 23.09.2021 года жалоба Сысоева Д.В. перенаправлена ИО прокурора г. Ярославля. 06.10.2021 года жалоба Сысоева Д.В. перенаправлена прокурором г. Ярославля в адрес директора департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К. 27.10.2021 года за №ОГ.16-0269/20.ОГ.16-0272/21 Сысоевым Д.В. получен ответ-отписка, не содержащая ответов по сути постановленных в обращений вопросов за подписью Зудиной Л.К. Реализуя свое право, закрепленное ст.33 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ гражданин имеет право в соответствии с требованиями законодательства получать ответ по сути поставленных в обращении вопросов. Направленный в адрес Сысоева Д.В. ответ не содержит ответов на поставленные вопросы, а также не содержит анализ нормативно-правовых документов, на которые ссылается гражданин, не содержит ответы по факту проведения проверки в отношении должностных лиц ГКУ ЦЗН ЯО г. Ярославля. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 января 2005 года №42-О, гарантированные гражданину вышеуказанными нормами права предполагают право получать на обращение адекватный ответ по существу поставленных вопросов.
Административный истец Сысоев Д.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что из письменных возражений административного ответчика следует, что обращение было рассмотрено директором ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля, что является нарушением Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ.
Представитель административного ответчика директора Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К. по доверенности Лубенина Ю.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Дополнительно пояснила, что в ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля жалоба для рассмотрения не направлялась, действиям сотрудников ГКУ ЯО ЦЗН г. Ярославля оценка была дана судебными актами. Ответ в адрес заявителя был направлен в установленный законом срок, были даны разъяснения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.8, 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что установленный законом срок на обращение в суд с указанным выше административным исковым заявлением Сысоевым Д.В. не пропущен.
Судом установлено, что Сысоев Д.В. 17.09.2021 года обратился с жалобой в адрес прокурора Ярославской области на незаконные действия должностных лиц Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области, ГКУ ЯО ЦЗЕ г.Ярославля.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно требований ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.3.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
В соответствии с п.3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
23.09.2021 года в соответствии с п.3.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, вышеуказанное обращение прокуратурой Ярославской области направлено в прокуратуру г. Ярославля для рассмотрения.
06.10.2021 года в соответствии со ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года №45, вышеуказанное обращение Сысоева Д.В. прокуратурой г. Ярославля направлено директору Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области для рассмотрения.
27.10.2021 года Департаментом государственной службы занятости населения Ярославской области в адрес Сысоева Д.В. направлен ответ, подписанный директором Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К.
Факт получения ответа Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области административным истцом Сысоевым Д.В. не оспорен.
Ответ Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области содержит разъяснения норм законодательства по поставленным в обращении вопросам.
Принимая решение, суд учитывает, что вышеуказанные обращение административного истца разрешено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что обращение Сысоева Д.В. рассмотрено в установленном законом порядке, ответ дан в предусмотренные законом сроки, в рамках компетенции государственного органа, подписан уполномоченным на то лицом, ответ мотивирован, содержание ответа не противоречит действующему законодательству.
Несогласие же административного истца с содержанием полученного ответа, само по себе об его незаконности и необоснованности не свидетельствует, на ненадлежащее и необъективное рассмотрение обращения не указывает, поскольку обращение считается рассмотренным надлежащим образом не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы. Государственный орган самостоятельно определяют способ изложения ответа на поступившие обращения. В свою очередь суд не вправе вмешиваться в полномочия государственного органа, обязывая принять по итогам рассмотрения обращения то или иное конкретное по содержанию решение.
Доводы административного истца о допущенном нарушении требований ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" являются необоснованными, так как жалоба Сысоева Д.В. в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля для рассмотрения не направлялась, ответ заявителю дан за подписью директора Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Зудиной Л.К.
Представленные в материалы дела письма ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля от 25.10.2021 года, 26.10.2021 года содержат пояснения по жалобе Сысоева Д.В., не свидетельствуют о рассмотрении данной жалобы ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля.
Поскольку наличие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, либо возникновение реальной угрозы их нарушения не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Сысоева Дмитрия Валерьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья |
Е.С.Логвинова |