Решение по делу № 2-300/2018 от 20.10.2017

Дело № 2-300/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2018 года                          город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Лисовской В.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Меньшикова А.И. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г.Перми о признании права на предоставление земельного участка, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Меньшиков А.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент), Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г.Перми о признании права на предоставление садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми как ветерану боевых действий. Также просит возложить обязанность на администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем подготовки и издания решения о предоставлении ему бесплатно в собственность садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми площадью не менее 0,06 га (6 соток).

В обоснование заявленных требований указано, что истец является ветераном боевых действий, в связи с чем, на основании ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» намерен получить садовый земельный участок. 30.09.2016 он обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании его нуждающимся и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка. 28.10.2016 получен ответ Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в постановке на учет в целях предоставления садового участка, в связи с тем, что администрация г. Перми не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков, в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена постановка на учет в целях получения садового земельного участка. Решением Ленинского районного суда г.Перми от 27.03.2016 по делу № 2-953/2017 отказ Департамента признан незаконным и истец постановлением администрации г.Перми от 26.05.2017 № 402 включен в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков. 25.08.2017 истец вновь обратился в Департамент с заявлением о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Из письма Департамента от 18.08.2017 следует, что Меньшиков А.И. включен в указанный список с 30.09.2016, вместе с тем, в соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми дальнейшее развитие зоны садовых и дачных участков (Р-3) не предусмотрено, при этом на территории г.Перми формирование новых земельных участков для ведения садоводства в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3 не предусмотрено. С данными доводами истец не согласен, поскольку федеральное законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Считает, что орган местного самоуправления не дал ответа по существу его заявленных требований. Ссылка Департамента на то, что Генеральным планом города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205, не предусмотрено развитие территорий для ведения садоводства и дачного хозяйства на территории города Перми, приводит к выводу о том, что ему фактически отказано в предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, как ветерану боевых действий. На основании изложенного, просит заявленные требования удовлетворить.

Истец – Меньшиков А.И. – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 48), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д. 58). Также представил письменные пояснения (л.д. 52-54), из содержания которых следует, что возражения Департамента о предоставлении ему земельного участка во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, которые поставлены на учет ранее, не состоятельны, основаны на неверном толковании норм Земельного кодекса РФ. Ссылаясь на ст. 39.5 ЗК РФ указывает, что Земельным кодексом РФ не предусмотрена очередность предоставления земельного участка таким гражданам, в случае их предоставления в собственность бесплатно. Считает, что список органом местного самоуправления ведется не для очередности предоставления земельного участка, а для определения потребности граждан в предоставлении садовых, огородных или дачных участков площади земельного участка. Списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления. В том числе на праве аренды.

Ответчик – Департамент земельных отношений администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 50). Представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что поддерживает позицию, изложенную ранее (л.д. 59). Как следует из письменного отзыва на иск (л.д. 30-32), Департамент с заявленными требованиями не согласен по следующим основаниям. Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона № 5 от 12.01.1995 «О ветеранах», ст. 13, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», п.п. 11 п. 2 ст. 39.10, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ указывает, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды, при этом, именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещении общей инфраструктуры товарищества. Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельных участков для целей ведения дачного хозяйства, нормы земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимозависимости с положениями Закона о садоводческих объединениях. Вместе с тем, на территории г.Перми фонд перераспределения земель не сформирован. Также указывает, что во исполнение решения Ленинского районного суда г.Перми от 27.03.2017 по делу № 2-953/2017 постановление администрации г.Перми от 26.05.2017 № 402 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми «Об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка» истец включен в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков с 30.09.2016. Также ссылаясь на ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, указывает, что Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, не предусмотрено развитии территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот дополнительных территорий для ведения садоводства и дачного хозяйства на территории г.Перми не предусматривается. Таким образом, на территории г.Перми формирование новых земельных участков для ведения садоводства в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3 не предусмотрено. Кроме того, решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 165 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143», опубликованного 04.09.2015, в указанные Правила внесены изменения в части установления градостроительных регламентов на территории г.Перми применительно к зоне Р-3 дополнены абзацами следующего содержания: «Минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства – 100 кв.м. Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства – 600 кв.м.». Вместе с тем, предоставление Меньшикову А.И. земельного участка во внеочередном порядке повлечет нарушение прав и законных интересов граждан, которые поставлены на учет ранее истца.

Ответчик – Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г.Перми – в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 51). Представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что поддерживает позицию, изложенную Департаментом земельных отношений администрации г.Перми (л.д. 61).

Суд, оценив доводы искового заявления, учитывая возражения ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № 2-953/2017, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно представленному удостоверению серии РМ № 778039, выданному 02 ноября 2004 года ГУВД Свердловской области (л.д.9), истец Меньшиков А.И. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

В статье 14 вышеуказанного Федерального закона указано, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

В соответствии со ст. 58 Устава города Перми администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).

Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города, осуществляет полномочия администрации г. Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210).

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Заочным решением Ленинского районного суда г.Перми от 27 марта 2017 года признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми, об отказе включить Меньшикова А.И. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Также на администрацию г. Перми возложена обязанность зарегистрировать заявление Меньшикова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ и включить Меньшикова А.И. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения – 30.09.2016 (гр.дело № 2-953/2017 л.д. 55, 56-58).

Судом установлено, что федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету граждан, нуждающихся в предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка граждан, а также обязанность по последующему утверждению таких списков для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков и последующего их предоставления лицам, нуждающимся в их получении.

Заочное решение суда вступило в законную силу 30.05.2017.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г.Перми от 26.05.2017 № 402 внесены изменения в постановление администрации города Перми от 27.03.2013 №182 «Об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка» (л.д. 11-12). Согласно Приложению к данному Постановлению под значится Меньшиков А.И. (л.д. 13-14).

Департамент земельных отношений администрации г.Перми на обращение Меньшикова А.И. о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка ветерану боевых действий сообщил письмом от 18.08.2017 следующее. Во исполнение решения Ленинского районного суда г.Перми от 27.03.2017 по делу № 2-953/2017 постановлением администрации города Перми от 27.03.2013 № 182 «Об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка» Меньшиков А.И. включен в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное право на получение садовых огородных или дачных земельных участков с 30.09.2016. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данной статьей. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе гражданам для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, при этом, реализация права носит заявительный характер. В соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха выделена зона садовых и дачных участков Р-3; дальнейшее развитие зоны Р-3 Правилами землепользования и застройки не предусмотрено. Генеральным планом города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, не предусмотрено развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот дополнительных территорий для ведения садоводства и дачного хозяйства на территории города Перми не предусматривается, таким образом, на территории города Перми формирование новых земельных участков для ведения садоводства в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3 не предусмотрено (л.д. 15-16).

Проанализировав указанные выше положения закона, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Меньшикова А.И. к ответчикам о признании права на предоставление садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми как ветерану боевых действий; возложении обязанности на администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и издания решения о предоставлении ему бесплатно в собственность садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми площадью не менее 0,06 га.

При этом суд исходит из того, что, как указано выше, во исполнение решения Ленинского районного суда г.Перми от 27.03.2017 по делу № 2-953/2017 постановлением администрации города Перми от 27.03.2013 № 182 «Об утверждении списков граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка» Меньшиков А.И. включен в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное право на получение садовых огородных или дачных земельных участков с 30.09.2016. Таким образом, право истца на предоставление садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми как ветерану боевых действий ответчиками не оспаривается.

Кроме того, суд не вправе подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка и предрешать вопросы, которые относятся к компетенции соответствующих органов или должностных лиц.

Суд - в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации - не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Меньшикову А.И. в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г.Перми о признании права на предоставление садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми как ветерану боевых действий; возложении обязанности на администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки и издания решения о предоставлении ему бесплатно в собственность садового, огородного или дачного земельного участка, расположенного в границах муниципального образования г.Перми площадью не менее 0,06 га., - отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Судья            подпись                В.В. Лисовская

Копия верна. Судья                        В.В. Лисовская

2-300/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Меньшиков А.И.
Ответчики
Муниципальное образование "Город Пермь" в лице Администрации города Перми
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
20.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2017Передача материалов судье
25.10.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2017Предварительное судебное заседание
17.01.2018Предварительное судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
06.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее