РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Чунский 02 сентября 2015 года
Чунский районный суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Матвиенко Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Кутукове А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Чунского района в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чунского районного муниципального образования, третье лицо Общество с Ограниченной Ответственностью «Коммунальщик» о понуждении администрации Чунского районного муниципального образования, к выполнению обязательств по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Чунского района обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чунского районного муниципального образования, третье лицо Общество с Ограниченной Ответственностью «Коммунальщик» о понуждении администрации Чунского районного муниципального образования, к выполнению обязательств по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в обоснование своих доводов указал на следующее.
В рамках осуществления прокуратурой района надзора за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства, направленного на обеспечение жизнедеятельности населения, установлено, что у районных учреждений, финансируемых из местного бюджета, перед предприятиями ЖКХ, оказывающими коммунальные услуги потребителям, имеется задолженность по их оплате.
Так, задолженность учреждений районного бюджета за потребленную тепловую энергию перед ООО «Коммунальщик» по состоянию на 01.06.2015 года составила сумму <данные изъяты> рублей. Задолженность образовалась у учреждений образования, культуры.
В нарушение действующего законодательства задолженность бюджетных учреждений по оплате потребленных услуг образовалась по причине несвоевременного выделения денежных средств, направляемых на их оплату, финансовым управлением администрации района.
В соответствии с бюджетным законодательством органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. В связи с несвоевременным выделением денежных средств, направляемых на оплату потребленных услуг по отоплению и горячему водоснабжению учреждениями района, главным распорядителем бюджетных средств, распорядители бюджетных средств на местах в лице руководителей учреждений бюджета не имеют возможности осуществления своих полномочий, предусмотренных ст. 158 БК РФ, по распределению бюджетных средств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполнению соответствующей части бюджета. Соответственно, подведомственные бюджетные учреждения лишены возможности исполнить свои полномочия по принятию и исполнению бюджетных обязательств в соответствии со ст. 162 БК РФ.
ООО «Коммунальщик» осуществляет эксплуатацию обслуживание тепловых водопроводных и канализационных сетей, и канализационно - очистных сооружений, вывоза твердых бытовых отходов (ТБО). Обслуживание теплоисточника предприятие осуществляет за счет собственных средств, поступающих по договорам оказания услуг от потребителей.
Неправомерные действия потребителей, выраженные в неисполнении условий договоров в части оплаты за потребленную тепловую энергию, явившиеся следствием неисполнения администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств, лишают теплоснабжающую организацию возможности производить оплату текущих расходов, обязательных платежей, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, производить текущий ремонт подведомственных объектов жизнеобеспечения, обеспечивать бесперебойную выплату заработной платы работникам предприятия, надлежащим образом и в запланированные сроки выполнять мероприятия по подготовке объектов жизнеобеспечения к предстоящему отопительному сезону, обеспечивать бесперебойный запас топлива на котельной.
Указанные обстоятельства могут привести к аварийным ситуациям в период отопительного сезона 2016-2016 гг., нарушению прав граждан на нормальную жизнедеятельность в период отопительного сезона, прав потребителей на получение качественных коммунальных услуг, нарушению деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, что недопустимо.
Просит суд обязать администрацию Чунского районного муниципального образования исполнить свои полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы бюджетных учреждений по оплате поставленных ООО «Коммунальщик» услуг по отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Сахаров В.А., поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ООО «Коммунальщик» М.С.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что ООО «Коммунальщик», согласно договоров предоставляет тепловую энергию учреждениям культуры, образования. Однако оплата за потребленную теплоэнергию учреждениям, финансируемым из районного бюджета поступает на расчетные счета. ООО «Коммунальщик», несвоевременно, складывается большая задолженность.
Представитель ответчика Ф.С.Г., исковые требования признал, пояснил суду, что задолженность имеется, ввиду того, что районный бюджет дефицитный, оплата производится по мере поступления средств из областного бюджета.
Суд, выслушав доводы представителя прокурора Сахарова В.А., представителя ООО «Коммунальщик» М.С.В., представителя ответчика Ф.С.Г., оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10 февраля 2009 года, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
Статьёй 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом достоверно установлено, что по состоянию на 01 июня 2015 года у муниципальных организаций Чунского района перед ООО «Коммунальщик» сумма задолженности составила по оплате поставленных услуг <данные изъяты> рублей.
Согласно актам сверки ООО «Коммунальщик» и учреждений финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, имеется задолженность по оплате за потребленную энергию по отоплению и холодному водоснабжению, водоотведению и вывозу ТБО.
Согласно ст.ст.10 и 11 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Как указано в статье 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Статьей 6 Устава Чунского районного муниципального образования также предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Как указано в ст. 9 Устава Чунского районного муниципального образования, органы местного самоуправления Чунского района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных Чунскому району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Собственные материальные ресурсы и (или) финансовые средства Чунского района могут использоваться в случае недостаточности выделенных Чунскому району в соответствии с федеральными законами или законами области материальных ресурсов и (или) финансовых средств. Такое использование осуществляется на основании правового акта мэра района определяющего допустимый предел использования указанных средств и (или) ресурсов и не противоречащего порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определенным районной Думой и (или) нормативному правовому акту о бюджетном процессе в Чунском районе, принимаемому районной Думой.
Статьей 36 Устава Чунского районного муниципального образования предусмотрено, что к полномочиям администрации района относится формирование, исполнение местного бюджета, а также осуществление управления муниципальными учреждениями и учреждениями.
Суд полагает, что на основании приведенных норм Федерального закона, а также Устава Чунского районного муниципального образования со стороны администрации района имеет место бездействие, выразившееся в невыполнении обязательств по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, что подтверждается представленными суду доказательствами, а именно сведениями о большой задолженности муниципальных образовательных учреждений, которые финансируются из местного бюджета, перед ООО «Коммунальщик».
Администрация Чунского районного муниципального образования, как орган местного самоуправления должна была принять меры по своевременному финансированию муниципальных учреждений по погашению задолженности перед ООО «Коммунальщик», по оплате за потребление тепловой энергии. Суд считает, что администрацией Чунского районного муниципального образования нарушаются требования, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставом Чунского районного муниципального образования.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы прокурора района о том, что неисполнение условий договоров в части оплаты за потребленную теплоэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, является следствием неисполнения администрацией Чунского районного муниципального образования, своих финансовых обязательств. Бездействие администрации Чунского районного муниципального образования по исполнению финансовых обязательств, влечет неисполнение своих полномочий органом местного самоуправления в решении вопросов местного значения, может привести к тяжелым последствиям, нарушению прав граждан на образование, охрану здоровья и нормальную жизнедеятельность. ООО «Коммунальщик», является организацией, осуществляющей поставку теплоэнергии холодного водоснабжение, водоотведения, вывоз ТБО потребителям в соответствии с договорами, заключенными теплоснабжающей организацией ООО «Коммунальщик», с учреждениями, финансируемыми из районного бюджета. Обслуживание теплоисточника, поставку холодного водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО предприятие осуществляет за счет собственных средств, поступающих по договорам оказания услуг от потребителей.
По мнению суда, администрация Чунского районного муниципального образования заблаговременно должна была провести мероприятия по решению вопроса о погашении задолженности муниципальных учреждений перед ООО «Коммунальщик».
Задолженность муниципальных учреждений имеет место и в настоящее время. Обслуживание теплоисточника, поставка холодного водоснабжения, водоотведения, вывоз ТБО предприятие осуществляет за счет собственных средств, поступающих по договорам оказания услуг от потребителей. Неправомерные действия потребителей, выраженные в неисполнении договоров, в части оплаты за потребленную тепловую энергию, холодное водоснабжение, водоотведения, вывоз ТБО явившиеся следствием неисполнения администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств своих финансовых обязательств, лишают ООО «Коммунальщик» возможности производить оплату текущих расходов, обязательных платежей, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, производить текущий ремонт подведомственных объектов жизнеобеспечения, обеспечивать бесперебойную выплату заработной платы работникам предприятия, надлежащим образом и в запланированные сроки выполнять мероприятия по подготовке объектов жизнеобеспечения к предстоящему отопительному сезону, обеспечивать бесперебойный запас топлива на котельной.
Указанные обстоятельства могут привести к аварийным ситуациям в период отопительного сезона 2015-2016 гг., нарушению прав граждан на нормальную жизнедеятельность в период отопительного сезона, прав потребителей на получение качественных коммунальных услуг, нарушению деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, что недопустимо. В соответствии с требованиями ст. ст. 7 и 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на органы местного самоуправления и эксплуатирующие организации возложена обязанность по надлежащему содержанию муниципального жилого фонда и объектов энерго-, тепло-, водоснабжения и проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Ненадлежащее финансирование учреждений бюджета не только свидетельствует об отсутствии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации со стороны администрации района, но способствует в условиях зимнего времени к ее возникновению в случае прекращения деятельности котельной.
Статьей со ст.55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.56 ПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чунского района о понуждении администрации Чунского районного муниципального образования, к выполнению обязательств по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования - удовлетворить.
Обязать администрацию Чунского районного муниципального образования Иркутской области исполнить свои полномочия по содержанию учреждений, финансируемых из бюджета Чунского районного муниципального образования, в части выделения денежных средств на расходы бюджетных учреждений по оплате поставленных ООО «Коммунальщик» услуг по отоплению, холодному водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца с момента его вынесения, с подачей апелляционной жалобы через Чунский районный суд.
Председательствующий