Решение по делу № 66а-3711/2021 от 22.11.2021

    Судья Калинникова О.А.                                                          Дело № 66а-3711/2021

                 (номер дела в суде первой инстанции 3а-1459/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                                      21 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего    Сорокина М.С.,

    судей    Батялова В.А., Рогачёвой Ю.А.

    при секретаре    Защитниковой А.М.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Часовского А.П. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими со дня их принятия: пункта № 19841 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год»; пункта № 22358 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год»; пункта № 24069 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год», по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 8 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 № 1907 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год» установлен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).

Данный документ опубликован в изданиях «Волжская коммуна», № 313(29859), 24.11.2016, «Волжская коммуна», № 316(29862), 29.11.2016, «Волжская коммуна», № 318(29864), 30.11.2016, а также на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год» установлен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).

Данный документ опубликован в изданиях «Волжская коммуна» № 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), «Волжская коммуна», № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), «Волжская коммуна», № 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), «Волжская коммуна», № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» установлен перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).

Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, а также в издании «Волжская коммуна», № 308(30543), 20.11.2018.

В указанные Перечни на 2017-2019 года в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Часовской А.П., являясь собственником вышеуказанного объекта недвижимости считает, что включение объекта недвижимости с кадастровым номером в указанные Перечни на 2017, 2018, 2019 годы нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Решением Самарского областного суда от 8 сентября 2021 года административное исковое заявление Часовского А.П. удовлетворено. Признаны недействующими со дня их принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № 19841 нежилого    помещения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № 22358 нежилого    помещения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № 24069 нежилого    помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В апелляционной жалобе административный ответчик – Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение Самарского областного суда от 8 сентября 2021 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что согласно поступившего в адрес Министерства обращения инициативной группы жителей многоквартирного дома, коммуникации используются в целях бытового обслуживания населения, следовательно, по мнению административного ответчика, нежилое помещение подпадает под действие пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прокуратурой Самарской области и административным истцом поданы возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

На территории Самарской области в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года № 482 «О налоге на имущество физических лиц» на территориях внутригородских районов городского округа Самара введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).

Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2);

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 2).

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно положений пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к имуществу, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его предназначения и (или) вида его фактического использования.

    Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

    Судом первой инстанции установлено, что Часовской А.П. в период с 17 февраля 2011 года по 14 ноября 2019 года являлся собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 25 июня 2021 года, согласно которой указанный объект имеет назначение и наименование «нежилое помещение», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

Установлено также, что спорное нежилое помещение находится на первом техническом этаже здания с кадастровым номером , назначением «многоквартирный дом» и наименованием «объект незавершенного строительства», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 июня 2021 года.

Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2019 годы. В оспариваемой части нормативные правовые акты не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции считает указанный вывод обоснованным.

Согласно технической документации – техническому паспорту на нежилое помещение от 6 октября 2010 года, подготовленному ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», оно имеет наименование «нежилое помещение» и включает части назначением: «помещение», что подтверждено сведениями в разделе «Экспликация».

Так, судом первой инстанции установлено, что здание многоквартирного жилого дома расположено на земельном участке с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки», что подтверждено выпиской из ЕГРН от 8 сентября 2021 года, договором аренды от 9 июня 2006 года, постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 года.

Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование, назначение, разрешенное использование спорного нежилого помещения и здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не предусматривают размещение в спорном помещении офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Из объяснений представителя административного истца в суде первой инстанции следует, что в налоговые периоды 2017-2019г.г. помещение, расположенное на техническом этаже, было передано в безвозмездное пользование ТСЖ «Вавилон» с целью использования под размещение коммуникаций многоквартирного жилого дома, о чем представлены договоры безвозмездного пользования от 1 февраля 2016 года, 1 декабря 2017 года, 1 ноября 2018 года, 1 октября 2019 года.

Доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого помещения в налоговые периоды 2017-2019 г.г. использовалось в целях, предусмотренных п.п. 2 п. 1, п. 5 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.

Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, а также исходя из критерия фактического использования спорного нежилого помещения в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, спорное помещение по указанному основанию в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы включено быть не могло.

По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию спорного объекта с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в указанные Перечни административным ответчиком не проводились.

Довод, указанный в апелляционной жалобе о том, что согласно поступившего в адрес Министерства обращения инициативной группы жителей многоквартирного дома, коммуникации используются в целях бытового обслуживания населения, следовательно, по мнению административного ответчика, нежилое помещение подпадает под действие пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные сведения не могут подтверждать фактическое использование нежилого помещения в целях делового, административного или коммерческого назначения в отсутствии надлежащим образом проведенного фактического обследования нежилого помещения. Данные сведения не подтверждают наличие оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.

Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи

66а-3711/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Часовской Алексей Петрович
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Пугачева Татьяна Александровна
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Батялов Владимир Александрович
Дело на странице суда
4ap.sudrf.ru
23.11.2021Передача дела судье
21.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2021Передано в экспедицию
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее