Дело № 2-1815/2022
УИД 39RS0001-01-2022-000555-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Пичуриной О.С.
при секретаре Бондаревой А.В.,
с участием истца Видникевич Э.В., представителя ответчиков по доверенности Явкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Видникевич Э.В. к Калининградской областной таможне, Федеральной таможенной службе России о признании выхода на пенсию причиной расторжения служебного контракта, признании права на единовременное пособие при увольнении, в связи с выходом на пенсию, обязании произвести выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Видникевич Э.В. обратилась в суд с данным иском, указав, что проходила государственную гражданскую службу в Калининградской областной таможне с 13 сентября 2002 года в должности, на которую была переведена в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее Закон № 78-ФЗ). Достигла пенсионного возраста и с 09 июля 2020 года ей назначена страховая пенсия по старости. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего) была уволена с государственной гражданской службы по личному заявлению. Она относится к той категории государственных гражданских служащих, которой согласно п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 78-ФЗ при увольнении после 01 января 2013 года из таможенных органов Российской Федерации на пенсию выплачивается единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с тем, что при увольнении ей не были произведены полагающиеся выплаты, она обратилась к представителю нанимателя. Однако письмом от 03 ноября 2021 года исх. №02-42/В-0865 получила отказ, мотивированный тем, что она уволена по п. 1 ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (соглашение сторон служебного контракта) по личному заявлению. Такое основание расторжения служебного контракта как «соглашение сторон служебного контракта» предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 33 и отсылает к ст. 34 указанного Закона. Представитель нанимателя по неизвестной причине, не исключая технической ошибки, неверно указал основание ее увольнения. В целях внесудебного урегулирования возникшего разногласия она обратилась к начальнику Калининградской областной таможни с просьбой произвести причитающуюся ей выплату, однако получила отказ от 09.12.2021, с которым не согласна. В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего) просила взыскать с Калининградской областной таможни единовременное пособие в размере двадцати должностных окладов и окладов за классный чин в связи, с выходом на пенсию.
Позже истец уточнила исковые требования, просит признать выход на пенсию причиной расторжения служебного контракта Видникевич Э.В. по основанию по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» приказом Калининградской областной таможни от 09.06.2021 № 706-К (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего). Признать ее право на единовременное пособие при увольнении, в связи с выходом на пенсию, предусмотренное п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» в размере двадцати окладов и окладов за классный чин, обязать Калининградскую областную таможню выплатить ей единовременное пособие в размере двадцати окладов и окладов за классный чин, в связи с выходом на пенсию, в соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 ФЗ от 30.06.2002 № 78-ФЗ.
Определением суда от 07.02.2022 в качестве соответчика к участию в деле привлечена Федеральная таможенная служба России.
В судебном заседании истец Видникевич Э.В. требования с учетом уточнения поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчиков, действующая на основании доверенностей, Явкина О.П. в судебном заседании с требованиями не согласилась, поддержала письменные позиции ответчиков, изложенные в отзывах на исковое заявление. Калининградская областная таможня в письменном отзыве на исковое заявление указала, что в приказе об увольнении Видникевич Э.В. не указана выплата единовременного пособия в размере двадцати должностных окладов и окладов за классный чин в соответствии с подпунктом 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ, т.к. увольнение по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ не является основанием для выплаты вышеуказанного пособия. У представителя нанимателя не было оснований для увольнения Видникевич Э.В. на пенсию из таможенных органов, поскольку в заявлении она просила уволить ее по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ. Калининградская областная таможня считает, что увольнение Видникевич Э.В. осуществлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Федеральная таможенная служба России в письменном отзыве на исковое заявление привела аналогичные доводы, а также указала, что приказом Калининградского тылового таможенного поста от 20.09.2012 № 89-К Видникевич Э.В. была уволена с государственной гражданской службы с Калининградского тылового таможенного поста по основанию, не предусмотренному подпунктом 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ и в дальнейшем назначена на должность государственной гражданской службы в Калининградскую областную таможню 02.10.2012 в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ (приказ Калининградской областной таможни от 02.12.2012 № 500-к).
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Видникевич Э.В. с 08 июня 1998 года проходила службу в таможенных органах в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
12 сентября 2002 года Видникевич Э.В. была уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" Лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации могут с их письменного согласия назначаться на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы на условиях, определяемых пунктами 8 - 10 настоящей статьи. При этом указанным лицам выплаты и денежные компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, для лиц, увольняемых со службы в указанных органах, не производятся и не выплачиваются.
10.06.1998 Видникевич Э.В. приказом Калининградского таможенного управления № 49-К была назначена на должность младшего инспектора отдела региональных складов КТУ стажером с испытанием продолжительностью 6 месяцев.
12.09.2002 Калининградским тыловым таможенным постом вынесен приказ № 76-К об увольнении сотрудников со службы в таможенных органах Российской Федерации, в том числе младшего лейтенанта таможенной службы Видникевич Э.В. старшего инспектора отдела поставок и хранения материально-технических ресурсов Калининградского тылового таможенного поста.
При увольнении Видникевич Э.В. выплаты и компенсации, предусмотренные ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» для лиц, увольняемых со службы не выплачивались.
В связи с тем, что Видникевич Э.В. дала согласие на назначение на государственную должность федеральной государственной службы, выплаты и компенсации, установленные Федеральным законом № 78-ФЗ, не осуществлялись (приказ Калининградского тылового таможенного поста Северо-Западного таможенного управления от 12.09.2002 № 76-К «Об увольнении сотрудников со службы в таможенных органах Российской Федерации»).
12 сентября 2002 года увольнение Видникевич Э.В. со службы в таможенных органах Российской Федерации произведено в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Согласно выписке из приказа № 77-к от 13.09.2002 Видникевич Э.В. с 13.09.2002 принята на работу в Калининградский тыловой таможенный пост на государственную должность федеральной государственной службы на внеконкурсной основе и без испытательного срока.
Приказом от 20.09.2012 № 89-К Калининградского тылового таможенного поста в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1139 «О реорганизации Калининградского тылового таможенного поста» Видникевич Э.В. советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, главный государственный таможенный инспектор отдела поставок и хранения материально-технических ресурсов тылового поста, 01.10.2012 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган), уволена в порядке перевода в Калининградскую областную таможню.
Приказом Калининградской областной таможни от 02.10.2012 № 500-к Видникевич Э.В. принята в Калининградскую областную таможню в порядке перевода из Калининградского тылового таможенного поста с 02.10.2012 и назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения тыловой службы Калининградской областной таможни. При этом ей были установлены должностной оклад в сумме 4781 руб., ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячное денежное поощрение за сложность, объем и важность выполняемых задач, ежемесячная премия.
02.10.2012 между Калининградской областной таможней в лице начальника таможни Кочнова А.Ю., действующего на основании приказа ФТС России от 12.01.2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» и Видникевич Э.В. (гражданский служащий) заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации № 10226000/0411 ск/12, по условиям которого гражданский служащий обязался исполнять должностные обязанности по должности главного государственного таможенного инспектора тылового обеспечения тыловой службы с 02.10.2012. В последующем к служебному контракту было заключено дополнительное соглашение, в связи с изменением кода таможни на 10012000.
Таким образом, с 13 сентября 2002 года Видникевич Э.В. проходила службу на различных должностях в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с 10.06.1998 – проходила службу в таможенных органах в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Согласно приказу Калининградской областной таможни от 09 июня 2021 № 706-К об увольнении 18 июня 2021 года Видникевич Э.В. была уволена с замещаемой должности государственной гражданской службы главного государственного таможенного инспектора отдела тылового обеспечения тыловой службы, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего). К выплате истцу было положено денежное содержание на день увольнения; денежная компенсация за неиспользованные 7 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы со 2 октября 2020 года по 18 июня 2021 года. После подведения итогов по достижению таможней показателей эффективности и результативности деятельности - выплата материального стимулирования в виде единовременной поощрительной выплаты (по мере его поступления) за фактически отработанное время с учетом внесенного вклада в выполнение в отчетном квартале заданий, исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Стаж государственной гражданской службы Видникевич Э.В. на 18.06.2021 составлял 29 лет 5 месяцев 10 дней.
Основанием к увольнению Видникевич Э.В. послужило ее заявление, в котором она просила уволить ее 18.06.2021 в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении Видникевич Э.В. выплачено денежное содержание на день увольнения, компенсация за неиспользованные дни отпуска, единовременное поощрение.
06.10.2021 истец обращалась с письменным заявлением к начальнику Калининградской областной таможни о выплате ей единовременного пособия в размере 20 должностных окладов и окладов за классный чин, в соответствии с п. 4.10 ст. 3 ФЗ от 30.06.2002 № 78-ФЗ.
Письмом от 03.11.2021 Видникевич Э.В. было отказано в выплате единовременного пособия, установленного ФЗ № 78-ФЗ, ввиду отсутствия оснований для таких выплат, поскольку она уволена по соглашению сторон служебного контракта по личному заявлению, что не входит в перечень оснований, предусматривающих такую выплату.
Также 15.11.2021 истец обращалась с письменным заявлением к начальнику Калининградской областной таможни с аналогичными требованиями. Письмом от 09.12.2021 № 44-41/В-1005 ей также было отказано ввиду отсутствия правовых оснований для выплаты единовременного пособия, установленных ФЗ № 78-ФЗ.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» предусмотрены социальные гарантии и денежные компенсации для лиц, назначенных на государственные должности федеральной государственной службы, в том числе подпунктом 4 пункта 10 статьи установлено, что при увольнении после 1 января 2013 года указанных лиц из таможенных органов Российской Федерации на пенсию, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 и пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 1, 2 и 4 части 1, пунктами 2 и 4 части 2, частью 3 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 1 и 2 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, им выплачивается единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При расчете указанного пособия учитываются: должностной оклад (тарифная ставка) и оклад за классный чин, установленные на день увольнения; общая продолжительность службы (стаж работы) с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В силу п. 1 ст. 51 (ред. от 06.12.2011) Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 9 пункта 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге: свыше 20 лет - в размере 20 окладов месячного денежного содержания.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1 ФЗ № 114-ФЗ).
В силу ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Таможенными органами являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.
Доводы ответчика ФТС России о том, что ввиду увольнения истца с государственной гражданской службы в 2012 г. с Калининградского тылового таможенного поста по основанию, не предусмотренному п.п. 4 п. 10 ст. 3 ФЗ № 78-ФЗ и в дальнейшем назначение на должность государственной гражданской службы в Калининградскую областную таможню, истец утратила право на выплату, установленную пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, не принимаются судом, поскольку увольнение как таковое не зависело от воли истца, было вынужденной мерой, в связи с оргштатными мероприятиями в структуре таможенных органов, в связи с чем оснований считать, что истец поступила на государственную гражданскую службу не имеется.
Также суд не может согласиться с позицией ответчика Калининградской областной таможни. В ходе рассмотрения дела истец указывала, о том, что при увольнении сотрудником отдела кадров ей не разъяснялась форма заявления на увольнение, а также ее право на получение единовременного пособия, в связи с увольнением на пенсию, при том, что работавшие вместе с ней сотрудники, увольнявшиеся при аналогичных условиях, такие выплаты получили. Заявление об увольнении было написано именно таким образом, поскольку она и так находилась на пенсии. Данные доводы стороной ответчика не опровергнуты.
Суду не представлено доказательств того, что должностные лица Калининградской областной таможни разъяснили истцу ее право на увольнение на пенсию и получили ее отказ от увольнения по данному основанию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком были созданы препятствия для реализации права истца на увольнение с получением положенного при увольнении на пенсию единовременного пособия.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Видникевич Э.В. страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена бессрочно с 09.07.2020. Из вкладыша в трудовую книжку истца Видникевич Э.В. АТ-IX № 7331428 от 01.09.2003 следует, что последняя запись о ее работе произведена 18.06.2021 об увольнении из Калининградской областной таможни, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего), иных записей в трудовой книжке не произведено. Из чего следует, что увольнение истца было связано непосредственно с выходом на пенсию.
При таких обстоятельствах следует, что истец имеет право на единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с выходом на пенсию, предусмотренное п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в размере 20 окладов и окладов за классный чин.
Таким образом, на Калининградскую областную таможню суд возлагает обязанность выплатить Видникевич Элле Васильевне единовременное пособие в размере двадцати окладов и окладов за классный чин, в связи с выходом на пенсию, в соответствии с п. 4 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ.
Требование о признании выхода на пенсию причиной расторжения служебного контракта заявлено истцом излишне, поскольку данное требование непосредственно взаимосвязано и вытекает из требования о признании права на единовременное пособие.
В силу ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Видникевич Э.В. – удовлетворить частично.
Признать за Видникевич Э.В. право на единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с выходом на пенсию, предусмотренное п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в размере 20 окладов и окладов за классный чин.
Обязать Калининградскую областную таможню выплатить Видникевич Э.В. единовременное пособие в размере двадцати окладов и окладов за классный чин, в связи с выходом на пенсию, в соответствии с п. 4 ч.10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Калининградской областной таможни в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Окончательное решение изготовлено 14.06.2022.
Судья О.С. Пичурина