Дело № 2а-1868/2020,
№ 88а-4204/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 19 мая 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июня 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока и управления муниципальной собственности города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ширинский В.К. к администрации города Владивостока, управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока и управления муниципальной собственности города Владивостока Слугина И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Ширинский В.К. обратился в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к администрации города Владивостока (далее – Администрация), в котором просил суд признать незаконным решение Администрации об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, и образуемого из земельного участка с кадастровым номером № в целях организации аукциона на право заключения договора его аренды для использования в целях индивидуального жилищного строительства, а также возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения указанного земельного участка.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 17 октября 2019 года он обратился в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения указанного выше земельного участка, который предстоит образовать из земельного участка, стоящего на кадастровом учёте и находящегося в муниципальной собственности, в целях дальнейшей организации аукциона на право заключения в отношении него договора аренды для использования под индивидуальное жилищное строительство.
2 марта 2020 года административным истцом получен ответ Администрации от 15 ноября 2019 года за исходящим № об отказе в удовлетворении его заявления со ссылкой на подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (несоответствие вида разрешённого использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении о проведении аукциона).
По мнению административного истца, данное решение является незаконным, поскольку заявленная им цель использования земельного участка, который предстоит образовать, соответствует одному из видов разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости.
Определением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМС г. Владивостока.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года, административное исковое заявление Ширинского В.К. удовлетворено: признано незаконным решение УМС г. Владивостока от 15 ноября 2019 года №; на УМС г. Владивостока возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ширинского В.К. от 17 октября 2019 года в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленный законом срок.
8 апреля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации и УМС г. Владивостока, поданная 5 апреля 2021 года через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Ширинский В.К., извещённый о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в собственности муниципального образования город Владивосток находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 945498 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: деловое управление, гостиничное обслуживание, культурное развитие, развлечение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, дошкольное, начальное и среднее образование, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры и комплексы), магазины, общественное питание, бытовое обслуживание, для индивидуального жилищного строительства, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, спорт, туристическое обслуживание, причалы для маломерных судов, обслуживание автотранспорта, коммунальное обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования, местоположение которого установлено относительно ориентира (адрес ориентира: <адрес>). Право собственности муниципального образования на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 1 марта 2016 года за №.
Согласно картам градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящим в состав Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № 462, земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной общественно-жилой зоне пониженной этажности (ОЖ 2).
17 октября 2019 года Ширинский В.К. подал в Администрацию заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2000 кв. м. в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для его использования под индивидуальное жилищное строительство. Фактически административным истцом ставился вопрос об образовании нового земельного участка путём раздела земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от 15 ноября 2019 года за исходящим № за подписью заместителя начальника УМС г. Владивостока Недашковского Д.К. в удовлетворении указанного заявления Ширинского В.К. было отказано со ссылкой на подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если разрешённое использование земельного участка не соответствует целям его использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определяется порядок утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Так, пункт 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путём раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом. При этом, как следует из пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлён, в изменённых границах.
К числу оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации относит допущенные при разработке схемы расположения земельного участка нарушения требований, предусмотренных статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 4, 5 которой устанавливают, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешённого использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, и что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешённым использованием.
В данном случае в обжалуемом решении УМС г. Владивостока было указано одно основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:170: несоответствие разрешённого использования заявленного к разделу земельного участка целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что заявленная Ширинским В.К. цель использования земельного участка, об образовании которого им ставился вопрос (для индивидуального жилищного строительства), соответствует как градостроительному регламенту общественно-жилой зоны пониженной этажности (ОЖ 2), так и видам разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем ссылку УМС г. Владивостока в обжалуемом решении на подпункт 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации нельзя признать законной и обоснованной.
Соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что у административного истца отсутствуют законные основания требовать раздела земельного участка с кадастровым номером №, находящего в собственности муниципального образования город Владивосток (в силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков за исключением случаев, указанных в законе), что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в запретной зоне военного объекта – Владивостокское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, не могут являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку данные обстоятельства не были положены в основу решения УМС г. Владивостока об отказе в удовлетворении заявления Ширинского В.К. от 15 ноября 2019 года №.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил судам, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, однако не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершённого действия, имевшего место бездействия (абзацы первый и второй пункта 61 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению заявленных административных исковых требований, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 14 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 7 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока и управления муниципальной собственности города Владивостока – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи