Дело № 2-2057/2023
УИД 33RS0002-01-2023-001619-49
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 июня 2023 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Селяниной Ю.Н.
при секретаре Адваховой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Владимира, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Владимира, МБОУ "СОШ №1" о возложении обязанности выделить денежные средства для разработки проектно-сметной документации по ремонтно-реставрационным работам здания, для проведения ремонтно-реставрационных работ здания, провести ремонтно-реставрационные работы, обеспечить безопасность эксплуатации здания,
установил:
Прокурор г.Владимира обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Владимира, МБОУ "СОШ №1" о возложении обязанности выделить денежные средства для разработки проектно-сметной документации по ремонтно-реставрационным работам здания, для проведения ремонтно-реставрационных работ здания, провести ремонтно-реставрационные работы, обеспечить безопасность эксплуатации здания.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка исполнения законодательства об образовании, безопасности несовершеннолетних, защите объектов культурного наследия, муниципальной собственности в МБОУ «СОШ №1».
В 2015 году возникла необходимость в проведении ремонта здания школы и фасада. В целях получения финансирования руководством МБОУ «СОШ № 1» с 2015 года по настоящее время неоднократно направлялись заявки в управление образования администрации г.Владимира о техническом состоянии здания школы и необходимости проведения ремонта, которые были оставлены без должного внимания, необходимых мер по выделению денежных средств и проведению ремонта здания МБОУ «СОШ №1», в том числе учредителем образовательного учреждения - администрацией города Владимира, предпринято не было.
В 2022 году <данные изъяты> на основании договора ### от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с МБОУ «СОШ №1», произведен отчет по результатам инженерного обследования, в соответствии с которым здание МБОУ «СОШ №1» подлежит ремонту. Отчетом установлено, что штукатурка на всех фасадах здания повреждена трещинами, имеет множественные отставания и утраты. Состояние штукатурки и облицовки по всем фасадам неудовлетворительное. Ремонт всех фасадов необходимо выполнить в соответствии с проектом реставрации. Реставрации подлежат плоские участки стен с отставшей и потрескавшейся штукатуркой, венчающий и промежуточный карнизы, наличники окон первого и второго этажей, рустированная штукатурка, архитектурные детали всех ризалитов по главному фасаду, аттики, фронтон. Кроме того, в соответствии с данными указанного отчета, в целом здание МБОУ «СОШ №1» подлежит капитальному ремонту.
До настоящего времени не решен вопрос с финансированием указанных в отчете <данные изъяты> работ, не произведены расчеты проектно-сметной документации.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> произошло обрушение части штукатурного слоя с фасада здания МБОУ «СОШ № 1», расположенного по адресу: <...>, в результате которого <данные изъяты>
Должностными лицами из числа руководителей МБОУ «СОШ № 1» доступ учащихся, а равно иных лиц к участкам здания, имеющим угрозу обрушения, а также эксплуатация входа в здание со стороны <...>, где ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение штукатурного слоя, при наличии к тому оснований ограничены не были.
Исковое заявление предъявлено прокурором в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе детей, обучающихся в МБОУ «СОШ №1», численность которых постоянно меняется.
Прокурор г. Владимира просит:
1. Обязать администрацию города Владимира в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства для разработки проектно-сметной документации по ремонтно-реставрационным работам здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <...>.
2. Обязать администрацию города Владимира в течение 30 дней после
изготовления проектно-сметной документации выделить денежные средства
для проведения ремонтно-реставрационных работ здания МБОУ «СОШ №
1», расположенного по адресу: <...>.
3. Обязать МБОУ «СОШ №1» после выделения денежных средств в
течение 6 месяцев провести ремонтно-реставрационные работы по
сохранению объекта культурного наследия регионального значения - здания,
расположенного по адресу: <...>, в соответствии
с утвержденной проектно-сметной документацией.
4. Обязать МБОУ «СОШ №1» обеспечить безопасность эксплуатации
здания до выполнения мероприятий по восстановлению и усилению его
конструкции.
Представитель истца помощник прокурора г.Владимира Деревенцева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г.Владимира в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ №1" Ростовцева Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала определенный прокурором срок в 6 месяцев недостаточным. Относительно обеспечения безопасности, пояснила, что это требование выполнено, произведено обстукивание, занятия в кабинетах, где была протечка, не проводятся, не эксплуатируются. Ограждения вокруг здания были установлены в короткий срок после происшествия. Все возможные меры предприняты.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Владимира Шолохов М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что полная безопасность эксплуатирования здания будет достигнута после проведения реставрационных работ. Считает требования прокурора г. Владимира не подлежащими удовлетворению. Все необходимые мероприятия по плану исполняются. В материалы дела представлен письменный отзыв (л.д.55-56).
Представитель третьего лица Управления архитектуры администрации г. Владимира Бахарев И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что в соответствии с распоряжением администрации г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ ### расходы управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира увеличены на ### руб. на разработку проектно-сметной документации. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением архитектуры и строительства и АО «Владимирреставрация» заключен контракт ### на разработку проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (ремонт) с выделением первоочередных противоаварийных работ «Дом связан с именем О.А. Варенцовой (училась в 1883-1884 гг.). Осенью 1922 года здесь был открыт рабфак, позднее размещалась губернская совпартшкола», расположенного по <...>.
Представитель третьего лица Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» данный Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч.7 ст.28 данного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.9 ст.34 ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право, в том числе, на обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Статьей 16 Федерального закона №131-ФЭ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с п.3 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, и объекты образования.
Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) установлено, что к объектам культурного наследия народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.9.3 Закона № 73-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований. Статьей 45 Закона № 73-Ф3 определен порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В соответствии с со ст.47.2 Закона №73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 11 ст. 47.6 Закона N 73-Ф3 в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно пп. 13 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Установлено, что МБОУ «СОШ №1» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии ### от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <...>.
Здание, в котором располагается образовательное учреждение, находится в оперативном управлении и является муниципальной собственностью администрации города Владимира.
Здание МБОУ «СОШ № 1» является объектом культурного наследия регионального значения «Дом связан с именем О.А. Варенцовой (училась в 1883-1884 гг.). Осенью 1922 года здесь был открыт рабфак, позднее размещалась губернская совпартшкола».
Решением Исполнительного комитета Владимирского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ### «О дополнениях решения облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ ### «Об улучшении охраны памятников культуры Владимирской области» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
В связи с необходимостью проведения ремонта здания школы МБОУ «СОШ №1» с 2015 года по настоящее время директором МБОУ «СОШ №1» неоднократно направлялись заявки в управление образования администрации г.Владимира о техническом состоянии здания школы и необходимости проведения ремонта (кровли, фасада, асфальтового покрытия школьной территории
Как следует из существа искового заявления, а также не опровергнуто ответчиками, необходимых мер по выделению денежных средств и проведению ремонта здания МБОУ «СОШ № 1», в том числе учредителем образовательного учреждения - администрацией города Владимира, предпринято не было.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и МБОУ «СОШ № 1» заключен договор ### на выполнение инженерного обследования здания, расположенного по адресу: <...>.
Отчетом ГУП ВО «ОПИАПБ» установлено, что штукатурка на всех фасадах здания повреждена трещинами, имеет множественные отставания и утраты. Состояние штукатурки и облицовки по всем фасадам неудовлетворительное. Ремонт всех фасадов необходимо выполнить в соответствии с проектом реставрации. Реставрации подлежат плоские участки стен с отставшей и потрескавшейся штукатуркой, венчающий и промежуточный карнизы, наличники окон первого и второго этажей, рустированная штукатурка, архитектурные детали всех ризалитов по главному фасаду, аттики, фронтон. В соответствии с данными указанного отчета, в целом здание МБОУ «СОШ №1» подлежит капитальному ремонту.
Руководителем МБОУ «СОШ №1» в адрес начальника управления образования администрации г.Владимира неоднократно направлялась информация о состоянии здания школы и необходимости проведения ремонтных работ, в том числе фасада здания образовательного учреждения, разработки проектно-сметной документации, необходимости выделения денежных средств.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12.30 час. до 13.00 час. произошло обрушение части штукатурного слоя с фасада здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <...>, в результате которого <данные изъяты>
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении руководством МБОУ «СОШ №1», должностными лицами Управления образования администрации города обязанности по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, осуществлению профилактических мероприятий несчастных случаев с обучающимися, а также сохранению объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «СОШ №1» издан приказ №65 «Об обеспечении безопасности эксплуатации здания школы до выполнения мероприятий по восстановлению его конструкции». В числе мероприятий введен запрет на пользование центральным входом ### со стороны фасадной части здания школы по <...>; предписано вход в образовательную организацию осуществлять со стороны школьного двора через калитку и въездные ворота с использованием центрального входа ### и запасного входа ###; приказано обеспечить частичное перекрытие пешеходного тротуара со стороны фасадной части здания школы по <...> и <...> с целью недопущения движения обучающихся, работников школы и граждан в непосредственной близости от стен здания школы.
После обрушения штукатурного слоя с фасадной части здания в марте 2023 года, в апреле 2023 года в результате воздействия влаги (пролития через кровлю) произошло обрушение штукатурного слоя от потолка и стен внутри здания школы.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ «СОШ №1» издан приказ ###, которым запрещено проведение учебных занятий в кабинетах №###, штукатурное покрытие стен и потолков которых подверглось разрушению от воздействия влаги; движение по пожарной лестнице, ведущей со стороны второго этажа на первый, расположенной у Центрального входа ### здания школы, запрещено.
Директор МБОУ СОШ №1 и представитель управления образования администрации г.Владимира в объяснениях, данных в судебном заседании, указали на то, что с ДД.ММ.ГГГГ в максимально короткие сроки <данные изъяты> проведены противоаварийные работы по фасаду здания - «обстукивание», представляющие опасность участки штукатурного слоя фасада здания демонтированы, отбиты.
Вдоль стен здания по тротуарам <...> и <...> выставлены ограждения с сигнальной лентой между ними в целях ограничения движения пешеходов вдоль стен здания.
В ходе рассмотрения дела судом стороны пояснили, что администрацией г.Владимира выделены денежные средства в размере ### руб. на разработку проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>.
В материалы дела представлена копия распоряжения администрации г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ###, которым расходы управления архитектуры и строительства администрации г.Владимира увеличены на ### руб. на разработку проектно-сметной документации.
ДД.ММ.ГГГГ между управлением архитектуры и строительства администрации г.Владимира и <данные изъяты> заключен контракт ### на разработку проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (ремонт) с выделением первоочередных противоаварийных работ «Дом связан с именем О.А. Варенцовой (училась в 1883-1884 гг.). Осенью 1922 года здесь был открыт рабфак, позднее размещалась губернская совпартшкола», расположенного по <...>.
Условиями контракта предусмотрен срок выполнения услуг – 120 календарных дней: 1 этап – проект по первоочередным противоаварийным работам – 30 календарных дней после подписания контракта, 2 этап – проект ремонтных работ по сохранения объекта культурного наследия регионального значения - 90 календарных дней (Приложение ### к контракту) (п.4.3).
Цена контракта – ### руб. (п.3.1).
Поскольку исковые требования прокурора г.Владимира в части возложения обязанности на администрацию города Владимира по выделению денежных средств для разработки проектно-сметной документации по ремонтно-реставрационным работам здания МБОУ «СОШ № 1», расположенного по адресу: <...>, исполнены в ходе рассмотрения дела (выделены денежные средства, с проектной организацией заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (ремонт) с выделением первоочередных противоаварийных работ), в удовлетворении искового заявления в части п.1 просительной части суд отказывает.
Несмотря на длительное наличие необходимости проведения ремонтных работ в отношении кровли и фасада здания (руководитель образовательного учреждения с 2015 года направляла запросы в управление образования г.Владимира о выделении денежных средств), до настоящего времени не решен вопрос с финансированием ремонтных работ.
С учетом того, что первоочередные противоаварийные работы проектно-сметной документацией не определены, и, соответственно, не проведены, существует объективная необходимость в постоянном обеспечении безопасности эксплуатации здания со стороны «МБОУ СОШ №1» до окончания ремонтных работ по восстановлению и усилению конструкций здания.
Срок, указанный прокурором (6 месяцев) для проведения ремонтно- реставрационных работ, суд полагает достаточным, учитывая социальную значимость данного объекта (действующее образовательное учреждение), нахождение здания в историческом центре г.Владимира, в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Список всемирного наследия «Золотые ворота, 1164г.».
Принимая во внимание аварийное состояние здания школы, а также в целях недопущения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся, в целях обеспечения их безопасности, суд полагает исковые требования прокурора г. Владимира в части требований
- о возложении обязанности на администрацию города Владимира в течение 30 дней после изготовления проектно-сметной документации выделить денежные средства для проведения ремонтно-реставрационных работ здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <...>,
- о возложении обязанности на МБОУ «СОШ №1» после выделения денежных средств в течение 6 месяцев провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - здания, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией,
- о возложении обязанности на МБОУ «СОШ №1» обеспечить безопасность эксплуатации здания до выполнения мероприятий по восстановлению и усилению его конструкции,
подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Владимира (ОГРН 1033302009146) в течение 30 дней после изготовления проектно-сметной документации выделить денежные средства для проведения ремонтно-реставрационных работ здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <...>.
Обязать МБОУ «СОШ №1» (ОГРН 1033301805349) после выделения денежных средств в течение 6 месяцев провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - здания, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
Обязать МБОУ «СОШ №1» обеспечить безопасность эксплуатации
здания до выполнения мероприятий по восстановлению и усилению его конструкции.
В удовлетворении требования о возложении на администрацию города Владимира обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства для разработки проектно-сметной документации по ремонтно-реставрационным работам здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <...> - отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2023
Председательствующий судья Ю.Н. Селянина