Решение по делу № 2а-957/2019 от 20.08.2019

Дело № 2а-957/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Каа-Хем                             19 сентября 2019 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре ФИО1., с участием административного истца С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. в интересах несовершеннолетней к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании бездействие по обращению на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, возложении обязанности предоставить места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна,

УСТАНОВИЛ:

С. обратился в суд с административным иском в интересах несовершеннолетней Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании бездействия по обращению на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна незаконным, возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна в обоснование указав, что его ребенку, состоящему в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>» <адрес>, Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва место в садике не предоставлено. Также указал, что является ветераном боевых действий и имеет права и льготы по законодательству «О ветеранах». Просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в не предоставлении места в ДОУ незаконным, обязать ответчика предоставить для его ребенка место в ДОУ <адрес>, с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании административный истец поддержал исковое заявление, просил удовлетворить по основаниям указанным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица Управления образования Кызылского кожууна по доверенности ФИО2. в судебном заседании просила требования административного истца удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с ст. 150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие сторон, поскольку их неявка при наличии сведений о надлежащем извещении.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействии) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Материалами дела установлено, что несовершеннолетняя Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, ее родителями являются С., О. о чем имеется запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Местом жительства и место регистрации истца является <адрес> Республики Тыва, <адрес>.

Из уведомления о постановке ребенка на учет для зачисления в ДОУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетняя Д. зарегистрирована в общегородской очереди .

Также установлено, что истец имеет двоих детей Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождений детей, и справкой о составе семьи.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014.

Согласно указанному нормативному акту образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Пунктом 13 Порядка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014 (далее – Порядок), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Следовательно, возрастом для посещения дошкольного учреждения для получения дошкольного образования необходимо признать возраст ребенка от 2-х месяцев до 7-ми лет.

Отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении в муниципальном дошкольном образовательном учреждении вышеуказанным Типовым положением не предусмотрено. Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено.

Отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении в муниципальном дошкольном образовательном учреждении вышеуказанным Типовым положением не предусмотрено. Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено.

Сторонами не оспаривалось, что ребенок истца не обладает правом приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п.2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года №5-П положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст.38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7 ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Таким образом, в результате бездействия ответчика по осуществлению полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении нарушаются права несовершеннолетнего Д. на получение данного образования в соответствующем учреждении.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ), факт не предоставления несовершеннолетней Д. места в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием достаточного количества мест в детских учреждениях, непринятии мер для организации достаточного количества данных мест, является бездействием ответчика в части надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе, неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Из установленных по делу обстоятельств, следует, что ребенок истца состоит в общегородской очереди , суд принимает во внимание наличие у административного истца двоих несовершеннолетних детей.

Суд находит необоснованными требования в части предоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении «<данные изъяты>» <адрес>, поскольку в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", а также в соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанность органов местного самоуправления предоставления места в конкретном дошкольном учреждении по желанию граждан не предусмотрена.

Вопросы по осуществлению полномочий по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к полномочиям органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца в части предоставления места в конкретном дошкольном образовательном учреждении противоречат требованиям федерального и нормативному акту Министерства образования и науки Российской Федерации, в связи с чем подлежат отказу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не исполнена обязанность, возложенная на данный муниципальный орган вышеназванными нормами действующего законодательства по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, доводы искового заявления в суде полностью нашли свое обоснование, в связи с чем исковое заявление С. подлежит удовлетворению в части, администрацию <адрес> «Кызылский кожуун» надлежит обязать предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна несовершеннолетней Д.

С учетом возраста ребенка, а также обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное дело по административному исковому заявлению С. в интересах несовершеннолетней к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании бездействие по обращению на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, возложении обязанности предоставить места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва по не предоставлению несовершеннолетней Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> Республики Тыва, места в дошкольном образовательном учреждении.

Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить несовершеннолетней Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес> Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва, в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                          Ч. К. Хертек

2а-957/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-r.tva.sudrf.ru
19.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее