Решение по делу № 12-111/2022 от 11.05.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ года                                                                                                       г. Рязань

Судья Московского районного суда г. Рязани Павлухина С.А.,

с участием старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Артюшатской И.В.,

при секретаре Алтуховой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пастушенко И.В. на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, в отношении главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ главный эколог ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.48 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 8 000 рублей.

Данное постановление Пастушенко И.В. обжаловала в суд <адрес>, указав в обоснование жалобы, что деятельность по водозабору была начата ПАО «Тяжпрессмаш» в 1960 году и в том же году был заключен договор. Последний договор на водопользование был заключен ПАО «Тяжпрессмаш» с министром природопользования ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, срок давности привлечения ее к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Также отсутствует событие административного правонарушения. Как следует из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласование с органами Росрыболовства требуется в случае осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства или внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Однако, деятельность по организации водозабора была организована задолго до принятия Правил , а именно в 1960 году, и в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Поскольку в момент организации водозабора Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ еще не действовало, следовательно, она, Пастушенко И.В., не может нести ответственность за его нарушение. Кроме того, на момент совершения вменяемого правонарушения она не была главным экологом ПАО «Тяжпрессмаш», а стала только им ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, не могла совершить вменяемое правонарушение.

На основании изложенного заявитель просит постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, в отношении главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению поданной жалобы, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности, - Пастушенко И.В. и ее защитник Козловцев Д.К. не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом. На основании ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пастушенко И.В. на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агенства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, в отношении главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В., в их отсутствие.

Принимая участие в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности, - Пастушенко И.В. и ее защитник Козловцев Д.К. жалобу поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

В дополнениях к жалобе, поступивших в суд ДД.ММ.ГГГГ, защитник Козловцев Д.К. просит рассмотреть вопрос о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, так как деятельность по водозабору уже была ранее согласована с органом Росрыболовства Министерства природопользования <адрес> при заключении договора водопользования. Также обращает внимание на недостатки протокола об административном правонарушении и постановления, в которых указано, что административное правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ Пастушенко И.В. в рабочее время, однако она в указанное время находилась на составлении протокола в Природоохранной прокуратуре, следовательно, не могла исполнять свои должностные обязанности.

Участвующий в судебном заседании ст.помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Артюшатская И.В. просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что постановление по делу об административном правонарушении является законным, обоснованным, вынесенным уполномоченным органом с соблюдением всех требований КоАП РФ. По делу установлено, что главный эколог ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. привлечена к административной ответственности за осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятные последствия на водные биологические ресурсы, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Датой совершения (выявления) правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок привлечения Пастушенко И.В. к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления не истек. Довод жалобы о том, что ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применяется к планируемой деятельности, а не к осуществляемой деятельности, уже ранее являлся предметом рассмотрения судебных органов и мотивированно отклонен в принятых судами решениях. Довод жалобы о том, что главный эколог ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. не является должностным лицом в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ противоречит материалам дела, а именно приказу ОАО «Тяжпрессмаш» от 24 мая 2021 года №1595к о переводе Пастушенко И.В. с должности ведущего эколога экологической лаборатории на должность главного эколога экологической лаборатории ОАО «Тяжпрессмаш.», и должностной инструкции начальника экологической лаборатории – главного эколога. Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с организацией водозабора задолго до принятия Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку в настоящее время рассматривается событие административного правонарушения, которое было совершено ДД.ММ.ГГГГ, и на момент совершения которого действовала ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрены требования для организации по осуществлению деятельности, оказывающей негативные последствия, только при наличии соответствующего согласования. Довод жалобы о том, что ранее проводилась плановая проверка, при которой не были выявлены те нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, не может свидетельствовать об отсутствии нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ. Факт нахождения Пастушенко И.В. ДД.ММ.ГГГГ в непродолжительный период времени в Природоохранной прокуратуре при составлении постановления о возбуждении производства по делу об административного правонарушении, не может свидетельствовать об отсутствие ее вины. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и освобождения Пастушенко И.В. от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему:

На основании ч. 1 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).

В силу пункта 3 названных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.

В соответствии с пунктом 5 Правил к заявке прилагается следующая документация: а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ; б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В судебном заседании установлено, что ПАО «Тяжпрессмаш», зарегистрированное по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность по производству кузнечно-прессового оборудования.

Данная организация является водопользователем, осуществляет забор водных ресурсов из водного объекта рыбохозяйственного значения - река Ока (Московский, Рязань, 711 км от устья) на основании договора пользования, зарегистрированного Московско-Окским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов в государственном водном реестре за номером -ДД.ММ.ГГГГ-Р-ДЗИО-С-2018-00793/00 от ДД.ММ.ГГГГ.

Данный факт заявителем жалобы не оспаривается при производстве по делу и подтверждается материалами дела.

При проведении прокурорской проверки установлено, что в нарушении требований федерального законодательства, согласование органов Рыболовства на деятельность по использованию акватории для забора водных ресурсов и обосновании компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у общества, меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, так как на момент обнаружения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ на месте использования участков акватории водных объектов рыбохозяйственного значения высшей категории - река Ока, допущена вышеуказанная деятельность в отсутствие согласования органов Росрыболовства, чем нарушены Правила охраны и среды обитания водных биологических ресурсов.

Факт совершения главным экологом ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на запрос из Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о переводе от ДД.ММ.ГГГГ к, должностной инструкцией начальника экологической лаборатории – главного эколога, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, планом расположения участка водопользования ОАО «Тяжпрессмаш», сведениями о водозаборном сооружении и мерах по предотвращению попадания рыб в это сооружение, договором водопользования - от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

К выводу о виновности главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. В связи с чем, действия Пастушенко И.В. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Исходя из представленных в дело приказа генерального директора ПАО «Тяжпрессмаш» от ДД.ММ.ГГГГ К и должностной инструкции начальника экологической лаборатории - главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш», начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> ФИО1 пришел к обоснованному выводу о том, что главный эколог ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. в соответствии с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ и совокупности возложенных на нее обязанностей, является должностным лицом, и обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что деятельность по организации водозабора ведется с 1960 года, то есть задолго до принятия Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Правила, в связи с чем Пастушенко И.В. не может нести ответственность за вмененные ей нарушения, так как не была главным экологом ПАО «Тяжпрессмаш», и с учетом заключения последнего договора на водопользование ДД.ММ.ГГГГ, то срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает во внимание.

Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Таким образом, датой совершения правонарушения является - ДД.ММ.ГГГГ, то есть день обнаружения длящегося административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Следовательно, срок привлечения к административной ответственности главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. не истек. При этом нахождение Пастушенко И.В. ДД.ММ.ГГГГ в Природоохранной прокуратуре на составлении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не может свидетельствовать об отсутствие ее вины в совершенном правонарушении.

Поскольку деятельность ПАО «Тяжпрессмаш» по организации водозабора осуществляется в настоящее время, то она должна отвечать требованиям действующего законодательства.

Ссылка в жалобе на заключенный ПАО «Тяжпрессмаш» с министром природопользования договор водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, как на согласование их деятельности, является не состоятельной, так как порядок согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания регламентируются Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, которыми установлены определенные требования к поступлению заявок о согласовании, их рассмотрению и принятию решения о согласовании в виде заключения.

Отсутствие нарушений в ранее проведенной Росрыболовством проверке ПАО «Тяжпрессмаш» в 2019 году, не свидетельствует о соблюдении требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания главным экологом ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В., нарушение которых выявлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокурорской проверки.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств, не свидетельствует о том, что начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Остальные доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные, так как не опровергают наличие вины юридического лица в совершении инкриминированного административного правонарушения.

    Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

        В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. При назначении административного наказания требования ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Оснований, позволяющих признать совершенное главным экологом ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В. правонарушение малозначительным и освободить от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", не имеется, поскольку, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя, обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, в данном случае отсутствуют.

Таким образом, постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, в отношении главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В., является законным и обоснованным, оснований для их отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 – 30.9 КоАП РФ

        Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, в отношении главного эколога ПАО «Тяжпрессмаш» Пастушенко И.В, оставить без изменения, а жалобу заявителя Пастушенко И.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                                          С.А. Павлухина

12-111/2022

Категория:
Административные
Истцы
Артюшатская Ирина Викторовна
Ответчики
Пастушенко Инна Валентиновна
Другие
Козловцев Дмитрий Константинович
Суд
Московский районный суд г. Рязань
Судья
Павлухина Светлана Анатольевна
Статьи

8.48

Дело на сайте суда
moskovsky.riz.sudrf.ru
11.05.2022Материалы переданы в производство судье
11.05.2022Истребованы материалы
09.06.2022Поступили истребованные материалы
30.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее