Дело № 2а-1340/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рудых Г.М.,
при секретаре Уртаеве А.В.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Ткаченко С.С., представителя административного ответчика Трубчаниновой О.В. – Бондаревой И.А., представителя заинтересованного лица ИФНС по Центральному району г. Волгограда Заикиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 18 февраля 2019 года административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области к Трубчаниновой Ольге Викторовне о взыскании задолженности за 2014 по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском с вышеуказанными требованиями, указав, что Трубчанинова О.В. является плательщиком земельного налога, поскольку согласно сведениям регистрирующего органа в 2014 году последняя имела имущество, подлежащее налогообложению, а именно земельные участки с кадастровым номером: №... (дата регистрации владения 30.12.2011), №... (дата регистрации владения 30.12.2011). Инспекцией был исчислен земельный налог за 2014 год за вышеуказанные земельные участки, и сформировано налоговое уведомление № 33377780 от 06.09.2017 со сроком уплаты 01.12.2017. Однако до настоящего времени указанное уведомление налогового органа не исполнено. На основании п. 1 ст. 69 и ст. 70 НК РФ, Трубчаниновой О.В. было выставлено и направлено требование об уплате земельного налога и пени № 143 от 05.02.2018, согласно которому начислен земельный налог в размере 543 848 руб., пени – 9 277 руб. 14 коп. со сроком уплаты не позднее 14.03.2018. Однако до настоящего времени указанное требование налогового органа не исполнено. Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 120 Волгоградской области от 16.05.2018 №... о взыскании с должника Трубчаниновой О.В. задолженности в размере 543 848 руб., пени в размере 9 277 руб. 14 коп., отменен определением мирового судьи от 06.11.2018.
Просит суд взыскать с Трубчаниновой О.В. задолженность за 2014 год по требованию № 143 от 05.02.2018 год по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 543 848 руб., пени в размере 9 277 руб. 14 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Ткаченко С.С., действующая на основании доверенностей, поддержала исковые требования, настаивала на удовлетворении. Пояснила, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, в 2017 году налоговым уведомлением может быть начислен налог за 2014-2016 г.г.
В судебное заседание административный ответчик Трубчанинова О.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, свои интересы в суде доверила представлять представителю по доверенности Бондаревой И.А.
В судебном заседании представитель административного ответчика Трубчаниновой О.В. – Бондарева И.А., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в полном объеме. Пояснила, что до 01.12.2017 уплачивается налог за 2016 од, но никак не за 2014 год, о котором идет речь в административном иске. Соответственно ссылка представителя ФНС по требованию № 143 от 05.02.2018 несостоятельна и не может быть принята при расчете шестимесячного срока обращения в суд.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ИФНС по Центральному району г. Волгограда Заикина Д.А., действующая на основании доверенностей, поддержала исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области, считает их законными и обоснованными.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В порядке п.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 НК РФ).
По смыслу ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и в отношении земельных участков, занятых производственными объектами, не могут превышать 1,5 процента их кадастровой стоимости.
Согласно Положению о местных налогах на территории Волгограда, утвержденному постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 №24/464, налоговая ставка по земельному налогу в отношении земель, занятых производственными объектами, составляет 1,5 процента кадастровой стоимости.
По смыслу пунктов 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно сведениям регистрирующего органа за 2014 Трубчанинова О.В. является собственником: земельного участка, расположенного в ..., кадастровый №..., кадастровой стоимостью 4 595 888 руб., дата регистрации права 30.12.2011; земельного участка, расположенного в ..., кадастровый №..., кадастровой стоимостью 31 660 634 руб., дата регистрации права 30.12.2011.
В соответствии с приведенными выше нормами на данные объекты начислен земельный налог в размере 543 848 руб.
Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Трубчаниновой О.В. направлялось налоговое уведомление от 06.09.2017 № 33377780 о начислении земельного налога в размере 543 848 руб.. Указанную сумму налога административному ответчику необходимо было уплатить не позднее 01.12.2017.
Ответчиком в установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени за период с 02.12.2017 по 04.02.2018 произведено начисление пени в размере 9 277 руб. 14 коп.
Так как в установленный действующим законодательством срок обязанность по уплате соответствующих сумм задолженности налогоплательщиком выполнена не была, Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Трубчаниновой О.В. направлено требование от 05.02.2018 № 143 со сроком исполнения до 14.03.2018.
Как следует из поступившего в суд административного искового заявления, до настоящего времени указанное требование налогового органа не исполнено.
Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Таким образом, согласно расчету Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области, задолженность Трубчаниновой О.В. составляет 553 125 руб. 14 коп., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 543 848 руб., пеня в размере 9 277 руб. 14 коп.
При определении размера задолженности, суд принимает за основу расчет, предоставленный административным истцом. Иного расчета, а также доказательств оплаты задолженности суду не предоставлено.
При этом возражения стороны административного ответчика по существу заявленных Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области требований не могут быть положены в основу решения суда об отказе в иске.
Так, позиция представителя Трубчаниновой О.В. в ходе рассмотрения дела о пропуске срока на обращение в суд основана на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как установлено ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с п. 2 ст. 52 и п. 4 ст. 397 НК РФ, налоговые органы исчисляют подлежащих уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и направляют налоговое уведомление (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления).
Налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ).
Таким образом, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В связи с чем, в 2017 году налоговым уведомлением может быть исчислен налог за 2014-2016 года. Как указывалось выше, требование об уплате налога направлено административным истцом налогоплательщику 05.02.2018, то есть в пределах определенного законом трехмесячного срока.
Далее, после истечения 30.03.2018 срока исполнения требования, налоговый орган 16.05.2018 обратился за судебным приказом о взыскании с Трубчаниновой О.В. земельного налога, который был выдан мировым судьей судебного участка № 120 Волгоградской области 16.05.2018. Рассматриваемый административный иск направлен в суд 29.12.2018, то есть также в пределах определенного ч.3 ст. 48 НК РФ срока с даты отмены судебного приказа – 06.11.2018.
В этой связи, оснований полагать о пропуске Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области срока на обращение в суд, не имеется.
На основании изложенного, суд считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области о взыскании с Трубчаниновой О.В. суммы задолженности по земельному налогу и пени законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец на основании п.7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Трубчаниновой О.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 8 731 руб. 25 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области к Трубчаниновой Ольге Викторовне о взыскании задолженности за 2014 по земельному налогу, пени – удовлетворить.
Взыскать с Трубчаниновой Ольги Викторовны задолженность за 2014 по требованию № 143 от 05.02.2018 по земельному налогу в размере 543 848 руб., пени в размере 9 277 руб. 14 коп.
Взыскать с Трубчаниновой Ольги Викторовны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 8 731 руб. 25 коп.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Г.М. Рудых