ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Уфа 01 декабря 2017 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 03 ноября 2017 года) жалобу защитника Куронбоева Ж.К. – Темировой Н.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Куронбоева Ж.К.,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года, Куронбоев Ж.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, защитник Куронбоева Ж.К. – Темирова Н.Ю. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит изменить в части назначенного наказания, исключить административное выдворение.
Проверив представленные материалы, исследовав доводы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 27 марта 2017 года в 17 часов 30 минут во время проверки миграционного законодательства по адресу: адрес сотрудниками отделения по Ленинскому району ОВМ УМВД России по г. Уфе выявлен гражданин Республики ... Куронбоев Ж.К., нарушивший правила въезда в Российскую Федерацию, а именно, въехавший дата в Российскую Федерацию, несмотря на действующий запрет въезда в Российскую Федерацию согласно решению УФМС России по Республики Башкортостан от дата.
Указанным решением закрыт въезд гражданину Республики ... Матназарову Ж.К. сроком на три года – до дата на основании п. 4 ст. 26 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию в связи неоднократным (три раза) привлечением его в течение трех лет к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Матназаров Ж.К. выехал из России дата, сменил национальный паспорт и въехал в Российскую Федерацию под именем Куронбоева Ж.К..
Отделением по Ленинскому району ОВМ УМВД России по г. Уфе по результатам проверки дактилоскопической карты подтверждена идентичность Матназарова Ж.К. и Куронбоева Ж.К.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения названного лица к административной ответственности по настоящему делу, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а именно:
протоколом об административном правонарушении от дата, при составлении которого Куронбоеву Ж.К. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и переводчика, ходатайство о предоставлении возможности воспользоваться помощью переводчика и защитника не заявил. Замечаний по содержанию протокола принесено не было (л.д. 2);
рапортом инспектора отделения по адрес ОВМ УМВД России по адрес В. от дата (л.д. 1);
письменным объяснением Куронбоева Ж.К. в акте оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» от дата, согласно которому он ранее имел фамилию Матназаров, до 2015 года работал в автомастерской в адрес, в декабре 2015 года выехал в ..., где сменил паспорт, взяв фамилию отца «Куронбоев», в апреле 2016 года въехал в Россию и встал на миграционный учет в адрес; дата при постановке на миграционный учет в адрес узнал, что ему был закрыт въезд в страну, знает о своем незаконном нахождении в Российской Федерации (л.д. 3 - 5);
копией паспорта Куронбоева Ж.К. (л.д. 7);
копией миграционной карты, согласно которой Куронбоев Ж.К. въехал в Российскую Федерацию дата (л.д. 7);
данными досье ФМС России на Куронбоева Ж.К. и Матназарова Ж.К. (л.д. 8 – 11, 17 – 25);
копией решения УФМС России по Республики Башкортостан о неразрешении въезда от дата (л.д. 14 – 15).
Совершенное Куронбоевым Ж.К. административное правонарушение правильно квалифицировано судьей районного суда по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не нарушены.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Санкция ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Установленное санкцией указанной нормы дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является альтернативным.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что на территории Российской Федерации имеет несовершеннолетнего ребенка И., дата года рождения, а также гражданскую супругу М., являющейся гражданкой Российской Федерации. Со ссылкой на положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод защитник Темирова Н.Ю. заявляет, что в случае исполнения назначенного Куронбоеву Ж.К. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации он будет лишен возможности находиться рядом с сыном и женой.
В подтверждение указанных обстоятельств представлены копия свидетельства ... об установлении отцовства в отношении М., дата года рождения, которому присвоены фамилия, имя и отчество И., а также копия свидетельства о его рождении (повторное свидетельство ...), копия акта о совместном проживании Куронбоева Ж.К., М. и несовершеннолетнего И.
В силу ст.27 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Куронбоева Ж.К. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу не установлено, мотивы о действительной необходимости назначения Куронбоеву Ж.К. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей районного суда не приведены.
При этом имеются объективные данные, подтвержденные копиями соответствующих документов, о том, что Куронбоев Ж.К. проживает на территории Российской Федерации длительное время, осуществляет трудовую деятельность.
Решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, вступившим в законную силу дата, по административному иску Куронбоева (Матназарова) Ж.К. решение УФМС России по адрес от дата о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Куронбоеву (Матназарову) Ж.К. отменено, в связи с наличием у него семьи в Российской Федерации.
Согласно письму МВД по РБ, представленному в Верховный Суд Республики Башкортостан с настоящей жалобой, от дата №... Куронбоеву (Матназарову) Ж.К. разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Приведенные выше обстоятельства, изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела позволяют сделать вывод о прочности, в том числе социальной связи Куронбоева Ж.К. в стране пребывания, а также о том, что выдворение Куронбоева Ж.К. за пределы Российской Федерации не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни, назначение данного вида наказания противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм, выраженной в упомянутых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции, конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание, что установленное санкцией ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ дополнительное наказание является альтернативным, постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Куронбоева Ж.К. подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение Куронбоеву Ж.К. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части указанные судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
жалобу защитника Куронбоева Ж.К. – Темировой Н.Ю. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Куронбоева Ж.К. изменить: исключить из них указание на назначение Куронбоеву Ж.К. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З. У. Латыпова
Справка:
судья районного суда Гималетдинов А.М.
судья Верховного Суда РБ Шарафутдинова С.И.
дело № 44А-2546/17