Дело №2-7114/2023
Р Е Ш Е Н И Е(заочное)
Именем Российской Федерации
г. Якутск 16 августа 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Цыкуновой В.П., единолично, при секретаре Слепцовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Индивидуальному предпринимателю Макарову Александру Васильевичу о возмещении ущерба, причиненного правонарушением,
установил:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском Индивидуальному предпринимателю Макарову Александру Васильевичу о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. В обоснование заявленных требований указано, что во исполнение поручения прокуратуры республики от 27.03.2023 г. № Исуб-71-1160-23/5264-20980001 Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка недропользователей, осуществляющих деятельность на территории ГО «город Якутск» на предмет соблюдения требований законодательства о недрах при пользовании общераспространенными полезными ископаемыми. По результатам проверки участка №2, расположенного по координатам №61 59 00.6 Е 129 44 10.2 в русле р.Лена выявлены факты осуществления добычной работы за контуром лицензионного участка. «GNSS» - приемником по внешнему и внутреннему контуру проставлены точки, угол откоса составляет 90 градусов, и средняя глубина карьера составила 2 м., система координат WGS-84.По состоянию на 04.04.2023 г. площадь незаконной добычи составила 5 806,2 кв.м., объем выемки составил 11 612,4 куб.м., что подтверждается актом выездной проверки Министерства промышленности и геологии РС(Я) №4 от 05.04.2023 г. Стоимость полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного самовольным пользованием недрами, а именно песка в объеме 11 612,4 куб.м. составляет 3 212 802 руб., что подтверждается расчетом ГУП «Сахагеоинформ» от 05.04.2023 г. На указанном карьере имеется лицензия ЯКУ 007321 ТЭ от 29.07.2021 до 30.07.2032, принадлежащая ИП Макарову А.В., с целевым назначением разведка и добыча песка на «Участке №16 месторождения песка «Пригородный», со сроком работ до 01.04.2032. Из объяснения Макарова А.В., от 24.04.2023 г. следует, что в ходе добычной деятельности на участке недр местного значения «Участок №16 месторождения песка «Пригородный» им допущена добыча вне контура лицензионного участка по лицензии ЯКУ 007321 ТЭ. Постановлениями об административном правонарушении от 30.05.2023 г. №2, от 30.05.2023 г. №3 Министерства промышленности и геологии РС(Я) ИП Макаров А.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. Просит суд взыскать с ИП Макарова А.В. в доход Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) причиненный окружающей среде ущерба в размере 3 212 802,70 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Конощук Е.К. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерство промышленности и геологии РС(Я) Сабаров А.П. с исковыми требованиями согласился.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
На основании ст. 233 ГПК РФ дело рассматривается в заочном порядке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3).
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ст. 75 федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее.
Применяя ст. 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (п. 11 постановления).
В п. 12 постановления указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями. Ответчик должен представить доказательства, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно Закону "О недрах" недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоема и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
В ст. 18 Закона о недрах определено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах).
Таким образом, установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со ст.ст. 11 и 23.2 Закона о недрах, лицензия на пользования недрами является документов, удостоверяющим право пользования недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий и разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 Закона о недрах).
Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 51 Закона РФ "О недрах".
Судом установлено, что во исполнение поручения прокуратуры республики от 27.03.2023 г. № Исуб-71-1160-23/5264-20980001 Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка недропользователей, осуществляющих деятельность на территории ГО «город Якутск» на предмет соблюдения требований законодательства о недрах при пользовании общераспространенными полезными ископаемыми. По результатам проверки участка №2, расположенного по координатам №61 59 00.6 Е 129 44 10.2 в русле р.Лена выявлены факты осуществления добычной работы за контуром лицензионного участка. «GNSS» - приемником по внешнему и внутреннему контуру проставлены точки, угол откоса составляет 90 градусов, и средняя глубина карьера составила 2 м., система координат WGS-84.По состоянию на 04.04.2023 г. площадь незаконной добычи составила 5 806,2 кв.м., объем выемки составил 11 612,4 куб.м., что подтверждается актом выездной проверки Министерства промышленности и геологии РС(Я) №4 от 05.04.2023 г.
В отношении ИП Макарова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении и постановлением заместителя государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области окружающей среды – заместителем руководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Андросова А.И. от 30 мая 2022 г. ИП Макаров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Постановлением заместителя государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области окружающей среды – заместителем руководителя Департамента геологии, лицензирования и надзора Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) Андросова А.И. от 30 мая 2022 г. ИП Макаров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с привлечением к административной ответственности в виде предупреждения. Постановления вступили в законную силу.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно представленному в деле расчету от 05.04.2023 г., размер ущерба, причиненного недрам вследствие пользования без соответствующего разрешения, составил 3 212 802,7 рублей.
Расчет ущерба произведен компетентным органом в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 N 564, является правильным, ответчиком не оспорен.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Установив вышеназванные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о законности предъявленных требований прокурором.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании указанной нормы права, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 24264,01 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-234 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Индивидуальному предпринимателю Макарову Александру Васильевичу о возмещении ущерба, причиненного правонарушением – удовлетворить.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Макарова Александра Васильевича в пользу Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) ущерб в размере 3 212 812 рублей 70 копеек.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Макарова Александра Васильевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 24 264 рублей 01 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.П. Цыкунова
Решение изготовлено 17 августа 2023 года.