63RS0039-01-2021-007513-91
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22389/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
27.10.2022 г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С.,
судей Николаева И.В., Крамаренко Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 02.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.05.2022 по гражданскому делу № №2-436/2022 по иску прокурора Кировского района г. Самары в интересах Воронкова А.А. к Администрации г.о Самара, Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Крамаренко Т.М., пояснения представителя Администрации г.о. Самара Кривошей Д.В., действующей на основании доверенности от 03.01.2021, выданной сроком до 31.12.2023, заключение прокурора Гуляевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах Воронкова А.А. с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Воронков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Одинокая мать Воронкова А.А. - ФИО1 решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении сына. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 07.06.2019 №1166 Воронков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Воронкову А.А. не предоставлено, чем нарушаются его права.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Воронкову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м, общей площади жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 02.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.05.2022, исковые требования прокурора Кировского района г. Самары в интересах Воронкова А.А. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Воронкову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.
В кассационной жалобе Администрацией г.о. Самара ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении в части возложения на Администрацию г.о. Самара обязанности по предоставлению Воронкову А.А. благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара Кривошей Д.В. доводы кассационной жалобы поддержала. Считает Администрацию г.о. Самара ненадлежащим ответчиком, поскольку у нее отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений какой-либо категории граждан на территории городского округа Самара, при этом предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан относится к исключительной компетенции Департамента в силу Устава городского округа Самара.
Прокурор дал заключение о необходимости оставления кассационной жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Воронков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО1 была лишена родительских прав в отношении сына.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 07.06.2019 №1166 Воронков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Воронков А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН №КУВИ-002/2020-42209774 от 23.11.2020 Воронкову А.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 46,40 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, что существенно ниже нормы предоставления жилого помещения.
Из ответа на запрос АО «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от 24.11.2020 следует, что Воронков А.А. строений и приватизированного жилья на территории <адрес> не имеет.
До настоящего времени благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Воронков А.А. не обеспечен.
Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, статей 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 2, 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда в части обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда сторонами не обжалуется.
Согласно доводам кассационной жалобы, в соответствии с Уставом городского округа Самара Глава городского округа Самара от имени городского округа Самара обеспечивает осуществление Администрацией городского округа Самара полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии со статьей 25 Устава Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В 2021 году в целях исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, между министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и Главой городского округа Самара было заключено соглашение от 28.01.2021 № 27 о предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений на 2021 и на плановый период 2022-2023 года.
Ввиду внесения изменений в Закон Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» в части передачи полномочий по реализации мероприятий в рассматриваемой сфере от министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области министерству строительства Самарской области, между министерством строительства Самарской области и Главой городского округа Самара как лицом, представляющим городской округ Самара в силу ст. 24 Устава, было заключено соглашение от 07.04.2022 № 25 «О предоставлении субвенции местному бюджету из бюджета Самарской области на осуществление государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов» (далее - Соглашение № 25).
Согласно п. 7.2 Соглашения № 25 Администрация городского округа Самара в лице Главы городского округа Самара вправе уполномочить орган местного самоуправления на исполнение настоящего соглашения.
Администрацией городского округа Самара принято постановление от 13.04.2022 № 241 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара на 2022 год и признании утратившим силу постановления Администрации городского округа Самара от 19.05.2021 № 313 «Об установлении отдельного расходного обязательства городского округа Самара» (далее - постановление Администрации городского округа Самара от 13.04.2022 № 241), согласно которому главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий по осуществлению государственных полномочий Самарской области по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Таким образом, Департамент как главный распорядитель бюджетных средств обладает необходимым объемом полномочий, определенных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Администрации городского округа Самара от 13.04.2022 № 241 при недостаточности объема предоставленных муниципалитету субвенций расходуются собственные финансовые средства на увеличение показателей площади и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Статьей 22, пунктом «г.1» статьи 47 Устава определено, что Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) является самостоятельным органом местного самоуправления городского округа Самара и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, в том числе распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является преемником по ранее заключенным договорам.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции указанные доводы заслуживают внимания.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пункта 5 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
По смыслу части 1 статьи 196 данного кодекса, суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, деятельность суда заключается в даче правовой оценки требованиям истца, обратившегося за защитой, и в создании условий для объективного и полного рассмотрения дела, и при этом суд не наделен правом по собственной инициативе изменить предмет исковых требований. Иное означало бы нарушение важнейшего принципа гражданского процесса - принципа диспозитивности.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 37 и 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16), судам необходимо учитывать, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает дополнительные (новые) доказательства, если признает причины невозможности представления таких доказательств в суд первой инстанции уважительными (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 16).
Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что указанные доводы кассационной жалобы являются аналогичными доводам апелляционной жалобы.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указанные требования процессуального закона в полном объеме не выполнил, доводы апелляционной жалобы не проверил и по существу не дал им надлежащую правовую оценку.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в части возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не только на Департамент, но и на Администрацию г.о. Самара, суд апелляционной инстанции не указал, какие конкретно действия по предоставлению истцу жилого помещения и в соответствии с какой правовой нормой должна совершить Администрация г.о. Самара наряду с Департаментом.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Кроме того, решение суда должно быть исполнимым, в силу чего возложенные судом первой инстанции на ответчика - Администрацию г.о. Самара обязанности должны быть конкретными, сформулированы четко и определенно. Однако, данному требованию решение суда в указанной части не соответствует.
Судом апелляционной инстанции при проверке законности решения суда первой инстанции соответствующая оценка данным обстоятельствам в обжалуемом судебном акте также не приведена.
Указанные обстоятельства, по мнению судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда, свидетельствуют о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и права истца на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта и гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, дать оценку всем представленным доказательствам в совокупности и взаимосвязи, проанализировать доводы апелляционной жалобы и дать им соответствующую правовую оценку с указанием оснований, по которым они принимаются или отклоняются судом.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.05.2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи И.В. Николаев
Т.М. Крамаренко