Решение по делу № 2-3630/2019 от 28.06.2019

Дело №2-3630/2019

УИД:36RS0001-01-2019-004034-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2019 года                 г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мухиной Т.А.,

при секретаре Вольных А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агентства по имуществу Калининградской области к Скобелеву С.С. об изъятии земельного участка для государственных нужд, встречным исковым требования Скобелева С.С. к агентству по имуществу Калининградской области об определении стоимости изымаемого земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с указанным выше исковым заявлением, которым просило изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, собственником которого является ответчик Скобелев С.С., определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости, который составляет <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчик является собственниками названного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2017 года №318 « Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» с последующими изменениями принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области вышеуказанного жилого помещения для строительства эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде.

Агентство по имуществу Калининградской области направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии земельного участка, а также отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Б», которым установлен размер возмещения в связи с изъятием земельного участка <данные изъяты> рублей.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени проект соглашения собственником не подписан, установленные законом сроки для заключения сторонами соглашения об изъятии истекли, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

Ответчик обратился в суд с встречными требованиями об определении выкупной цены изымаемого земельного участка в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель Агентства по имуществу Калининградской области Сидельникова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по указанным выше доводам и основаниям, просила их удовлетворить, определив стоимость возмещения земельного участка согласно представленному отчету ООО «Б» в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик Скобелев С.С. возражал против удовлетворения заявленных требований в части выкупной цены, изымаемого земельного участка, пояснив суду, что предлагаемый Агентством размер возмещения занижен и не отражает реальную рыночную стоимость участка с учетом его расположения, площади, вида разрешенного использования. При определении размера возмещения просил принять во внимание его исковые требования.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 года, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ - ст.ст. 56.2-56.11.

В соответствии с соответствии с положениями ст. 56.3 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

Согласно ст. 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Как установлено судом, Постановлением Правительства Калининградской области от 27 апреля 2018 года №261 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 23 июня 2017 года №318» принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения садово-огородного хозяйства, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , для строительства эстакады «Восточная» от улицы Молодой Гвардии (через Московский пр-т и улицу Емельянова) по ул. Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в г. Калининграде.

ДД.ММ.ГГГГ Агентством по имуществу Калининградской области собственнику Скобелеву С.С. было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд принадлежащего ему земельного участка с проектом соответствующего соглашения об изъятии за <данные изъяты> рублей и копией отчета об оценке размера возмещения.

После чего ответчик обратился с заявлением об обмене занимаемого земельного участка на другой аналогичный.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ агентство сообщило о невозможности предоставления земельного участка взамен изымаемого.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Агентство по имуществу Калининградской области указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и отказ ответчика заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.

Исследовав доводы сторон относительно заявленных требований, в том числе в части размера возмещения за изымаемое имущество, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что право собственности Скобелева С.С. на указанный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии земельного участка явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции транспортной развязки в Калининградской области, то есть для нужд Калининградской области.

Необходимость и обоснованность изъятия принадлежащего ответчику Скобелеву С.С. земельного участка с кадастровым номером государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего спора ответчиком не оспаривались, возникший между сторонами спор по существу сводится к определению величины выкупной цены изымаемого земельного участка.

В соответствии со ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет ООО «Б» на ДД.ММ.ГГГГ, стоимость возмещения в связи с изъятием указанного выше земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчиком произведен расчет стоимости изымаемого участка, которая составила <данные изъяты> рублей.

Судом по делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка, размера убытков и упущенной выгоды, причиненные изъятием, по результатам которой экспертом ООО «Д» составлено заключение. Согласно выводам эксперта рыночная стоимость спорного земельного участка на дату составления заключения составляет <данные изъяты> рублей.

При этом экспертом указано, что поскольку земельный участок ответчиком не использовался, величина упущенной выгоды равна нулю. В материалах дела отсутствует информация об убытках, которые причинены собственнику земельного участка в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, поэтому размер убытков не рассчитан.

Проанализировав представленные сторонами отчет ООО «Б», экспертное заключение ООО «Д», суд приходит к выводу, что для определении рыночной стоимости изымаемого земельного участка может быть принято заключение эксперта ООО «Д» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость изымаемого земельного участка определена <данные изъяты> рублей.

В указанном заключении дана полная характеристика объекта оценки относительно его физических свойств, характеристик местоположения и окружения, а также категории, вида разрешенного использования, наличия обременений, текущего использования и кадастровой стоимости участка с приложением подробного фотоматериала и ряда таблиц. При проведении данной оценки экспертом использовался сравнительный подход, при котором рыночная стоимость изымаемого участка определялась путем анализа цен сделок с аналогичными по своим характеристикам объектами.

Определенная экспертом в размере <данные изъяты> рублей рыночная стоимость изымаемого участка, позволила объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на день вынесения решения по настоящему гражданскому спору.

Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.

Учитывая изложенное, ставить под сомнение указанное выше судебное экспертное заключение, у суда оснований не имеется. Доказательств иной рыночной стоимости спорного земельного участка, которая могла бы поставить под сомнение достоверность такого отчета, вопреки распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, истцом не представлено.

В соответствии со ст. 56.11 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований истца в части изъятия принадлежащего Скобелеву С.С. земельного участка, определения стоимости возмещения в связи с изъятием, равной 230000 рублей.

В связи с указанным выше, принятое решение является основанием для прекращения права собственности Скобелева С.С. на изымаемый объект недвижимости.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как следует из материалов дела, Скобелевым С.С. понесены расходы на оплату услуг эксперта в сумме <данные изъяты> рублей. Суд учитывает, что фактически встречные исковые требования Скобелева С.С. являются возражением относительно предложенной агентством выкупной цены изымаемого участка, в судебном заседании им было заявлено о проведении судебной оценочной экспертизы для установления рыночной стоимости изымаемого земельного участка, истец самостоятельно оплатил указанную сумму.

Требования истца об определении выкупной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей указанные во встречных исковых требованиях и расчет истца представлялись суду в подтверждение доводов о заниженной выкупной стоимости земельного участка. Полученное экспертное заключение было представлено в суд для подтверждение доводов Скобелева С.С. о том, что предложенная агентством выкупная цена значительно ниже рыночной, и данное экспертное заключение было использовано судом при вынесении решения. Определение рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта, а не представленным истцом отчетом не свидетельствует о том, что понесенные расходы подлежат взысканию пропорционально взысканной сумме.

Таким образом, суд полагает взыскать с Агентства по имуществу Калининградской области в пользу Скобелева С.С. понесенные расходы, связанные с производством судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области – удовлетворить в части.

Изъять у Скобелева С.С. для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 246 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения садово-огородного хозяйства, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Встречные исковые требования Скобелева С.С. удовлетворить частично.

Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 230000 (двести тридцать тысяч) рублей, подлежащий уплате Скобелеву С,С. в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда является основанием для прекращения права собственности Скобелева С.С. на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 246 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения садово-огородного хозяйства, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:131924:2019:ЗУ1.

Взыскать с Агентства по имуществу Калининградской области в пользу Скобелева С.С. понесенные расходы, связанные с производством судебной экспертизы в размере 8000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2019 года.

Судья Т.А. Мухина

2-3630/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Агенство по имуществу Калининградской области
Ответчики
Скобелев Сергей Сергеевич
Другие
Сидельникова Оксана Александровна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Мухина Т.А.
Дело на странице суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Производство по делу возобновлено
01.04.2020Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020Дело оформлено
03.03.2020Дело передано в архив
20.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее