РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(заочное)
10 апреля 2024 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края:
в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.,
при секретаре Фоминых Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Южного территориального отдела к Индивидуальному предпринимателю Караеву В.Я. о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском к ИП Караваеву В.Я. о признании действий в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, возложении обязанности.
В обоснование требования указали, что в отношении ИП Караваева В.Я. на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю (по подведомственности Южный территориальный отдел) в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет <данные изъяты> («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Правила - 860).
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно:
Так, например товар «Сапоги женские <данные изъяты>» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 58 мин. (чек на реализацию №) по адресу: 617762, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот.
Товар «Ботинки мужские 7557 р.42» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 02 мин. (чек на реализацию №) по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно:
Так, например товар «Ботинки женские 032-050 р.39». со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 47 мин. (чек на реализацию №-№). по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот.
Товар «Сапоги женские 927149-6 р.36» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 58 мин. (чек на реализацию № по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот, что ззафиксировано в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вышеуказанные факты не соответствуют требованиям п.п. 22, 53, 54, 55 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В связи с нарушением обязательных требований ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ИП Караваеву В.Я. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № были направлены ИП Караваеву В.Я. по эл.почте: № почтовым отправлением с уведомлением (трек №, №) на адрес: <адрес> (трек №) получателем ИП Караваевым В.Я. получено ДД.ММ.ГГГГ.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № также были размещены в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», что в силу ст. 21 Закона № - ФЗ свидетельствует об информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении.
В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, реализация (продажа) товара возможна только с зарегистрированным кодом (средством) идентификаций с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».
Фактически, в действиях ИП Караваева В.Я. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. Так, например, на дату выдачи предостережения (ДД.ММ.ГГГГ №) системой было зафиксировано 709 отклонений, на дату выдачи предостережения (ДД.ММ.ГГГГ №) системой было зафиксировано 741 отклонение, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на реализацию (продажу) товара с незарегистрированным кодом (средством) идентификации, что свидетельствует о реализации немаркированного товара, и является нарушением действующего законодательства.
Действия ИП Караваева В.Я. образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в 2022 году запрещено.
Просят:
Признать действия Индивидуального предпринимателя Караева В.Я. выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализация (продажа) товара (обуви), без ввода его (товара, обуви) в оборот.
Обязать Индивидуального предпринимателя Караева В.Я. прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (обуви), которая не введена в оборот в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами /идентификации», Постановлением Правительства РФ орт ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами маркировки Обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров.
Истец Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, настаивая на иске, просили рассмотреть дело без участия представителя, извещены надлежащим образом, не возражают рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Ответчик ИП Караваев В.Я. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражения приобщены к материалам дела (л.д.56,59-66).
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Правительство Российской Федерации может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (п. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Во исполнение указанных норм Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», издано Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515, которым утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – Правила № 515), а также утверждены Правила № 1956.
Правила № 515 определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил № 515).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или передан с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил № 515).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил № 515).
Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров":
В соответствии с п. 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860), - "ввод обувных товаров в оборот":
при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации, включая случаи изготовления обувных товаров из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, - направление в. информационную систему мониторинга участником оборота обувных товаров уведомления о вводе обувных товаров в оборот или первичная возмездная или безвозмездная передача обувных товаров от производителя обувных товаров новому собственнику либо иному лицу в целях их отчуждения такому лицу или для последующей реализации (продажи), которая делает эти товары доступными для распространения и (или) использования;
при производстве обувных товаров на территории Российской Федерации в случае контрактного производства, включая случаи изготовления обувных товаров из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, - постановка обувных товаров, произведенных в рамках и на условиях контракта и переданных от производителя обувных товаров на баланс собственника обувных товаров;
при производстве обувных товаров вне территории Российской Федерации (за исключением обувных товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами обувных товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта и направление участником оборота обувных товаров в информационную систему мониторинга уведомления о вводе обувных товаров в оборот в соответствии с пунктом 57(2) настоящих Правил;
при производстве обувных товаров вне территории Российской Федерации в отношении обувных товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, обувных товаров в Российскую Федерацию.
возмездная или безвозмездная передача юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации или индивидуальными предпринимателями новому собственнику обувных товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей), принявшими решение о реализации (продаже) указанных обувных товаров, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота обувных товаров уведомления о вводе обувных товаров в оборот;
возмездная или безвозмездная передача новому собственнику обувных товаров, приобретенных юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации или индивидуальными предпринимателями в установленном порядке при реализации имущества по результатам проведения торгов в рамках исполнительного производства и процедур банкротства, торгов имущества, конфискованного в порядке административного и уголовного производства, а также по результатам реализации имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота обувных товаров уведомления о вводе обувных товаров в оборот;
предложение к реализации (продаже) комиссионером обувных товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением обувных товаров, ранее приобретенных и возвращенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями), в рамках договора комиссии, в том числе предложение обувных товаров для дальнейшей реализации (продажи) до их выставления в месте продажи или при выставлении в месте продажи, демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте продажи, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота обувных товаров уведомления о вводе обувных товаров в оборот;
реализация (продажа) обувных товаров юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальным предпринимателем по сделке, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, обувных товаров, ранее приобретенных по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, и направление в информационную систему мониторинга участником оборота обувных товаров уведомления о вводе обувных товаров в оборот;
"уведомление о вводе обувных товаров в оборот" - электронный документ, формируемый в информационной системе мониторинга и содержащий сведения, указанные в пунктах 53 - 55, 57 или 58(1) настоящих Правил;
"участники оборота обувных товаров" - юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод обувных товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота обувных товаров, за исключением юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающих обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей), приобретающих либо продающих (реализующих) обувные товары по сделкам, сведения о которых составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод обувных товаров из оборота по таким сделкам);
П. 3(2). Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 N 860), - В информационной системе мониторинга возможны следующие статусы кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода: а) для кода идентификации:
"эмитирован" - код маркировки оператором информационной системы мониторинга предоставлен участнику оборота обувных товаров в целях маркировки обувных товаров средствами идентификации, подтверждающий, что обувные товары не введены в оборот на территории Российской Федерации и могут быть ввезены на территорию Российской Федерации;
"в обороте" - маркированные обувные товары находятся в обороте. Для обувных товаров, произведенных вне территории Российской Федерации (за исключением обувных товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза), статус "в обороте" устанавливается после выпуска таможенными органами для внутреннего потребления обувных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
"выбыл" - обувные товары с соответствующим кодом маркировки выведены из оборота;
б) для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:
"сформирован" - присваивается автоматически после подачи сведений участником оборота обувных товаров с описанным составом кода идентификации транспортной упаковки, агрегированным таможенным кодом;
"расформирован" - присваивается автоматически в процессе полного расформирования состава транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода.
Особенности маркировки обувных товаров определены Правилами № 860.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 июля 2020 г.
Пунктом 22 Правил установлено, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.
Пунктом 53 Правил № 860 предусмотрено, что производители обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч., о коде идентификации.
В соответствии с п. 54 Правил № 860, Участники оборота обувных товаров, осуществляющие реализацию (продажу) товаров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках комиссионной торговли, до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч., о коде идентификации.
Согласно п. 55 Правил № 860 участники оборота обувных товаров, осуществляющие ввоз обувных товаров в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, после прохождения таможенных процедур до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи), формируют и передают в информационную систему мониторинга уведомление о вводе обувных товаров в оборот, содержащее сведения, в т.ч., о коде идентификации.
Следовательно, не допускается реализация (продажа) товара, маркировка средствами идентификаций которого обязательна, без получения кода идентификации и его внесения в систему ГИС МТ «Честный знак».
Таким образом, с 1 июля 2020 г. на территории РФ не допускается реализация обувных товаров без средств (кодов) идентификации, с 2022 года предусмотрена ответственность за достоверность предоставляемых сведений в ГИС МТ «Честный знак» хозяйствующие субъекты.
С 1 июля 2020 года - запрещен оборот немаркированной обуви: нельзя производить, импортировать и продавать обувь без кодов.
До 1 сентября 2021 года - разрешена маркировка остатков;
С 1 января 2022 года - обязательно использование электронного документа оборота при отгрузке.
При возврате потребителем обувных товаров, участник оборота товаров должен внести соответствующую информацию в информационную систему мониторинга о возврате товара в оборот.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение, не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пункт 8.19, 8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека № 713 от 09.07.2012 предусмотрено право Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В абзаце третьем п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Нормы статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Кодекса одним из способов защиты гражданских прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРИП ИП Караваев В.Я. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности - торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах (л.д.36-38).
Заданием № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение контрольного (надзороного) мероприятия без взаимодействия в целях пресечения незаконного оборота немаркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности на территории Пермского края в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»- поручено должностным лицам Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, обеспечить проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных «Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно акту по результату проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия-наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ФИО5, на основании Задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ № по контролю за соблюдением требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено: ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 час. 50 мин. до 10 чае. 50 мин. по адресу: <адрес>, проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом (участником оборота обувных товаров - индивидуальным предпринимателем Караевым В.Я., ОГРНИП: №, ИНН: №), в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты> В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно: так, например товар «Сапоги женские 14-05967-0208 р.40» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП № реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 58 мин. (чек на реализацию 2737№) по адресу: 617762, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караевым В.Я. не был введен в оборот. Товар «Ботинки мужские 7557 р.42» со средством (кодом) идентификации №. принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продам) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 02 мин. (чек на реализацию №) по адресу: <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот, что не соответствуют п.п. 22, 53, 54, 55 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.10).
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом сайта государственной информационной системы мониторинга товаров (л.д.16-22).
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Караваеву В.Я., осуществляющему деятельность по реализации обувных товаров в розницу, принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных п.п. 22, 53, 54, 55 Правил маркировки в легкой промышленности средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Не допускать в дальнейшем нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности (л.д.14).
Главным специалистом-экспертом ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
ИП Караваеву В.Я. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ направлено предостережение №от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30,32).
Заданием № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение контрольного (надзороного) мероприятия без взаимодействия в целях пресечения незаконного оборота немаркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности на территории Пермского края в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»- поручено должностным лицам Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, обеспечить проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных «Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет (<данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Согласно акту по результату проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия-наблюдения за соблюдением обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании Задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ № по контролю за соблюдением требований к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено: ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 час. 30 мин. до 10 час. 30 мин. по адресу: <адрес>. проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом (участником оборота обувных товаров – ИП Караваевым В.Я. ИНН: №), в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет <данные изъяты>. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно: так, например товар «ботинки женские 032-050 р.39» со средством (кодом) идентификации № принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 47 мин. (чек на реализацию №) по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым Виктором Яковлевичем не был введен в оборот. Товар «сапоги женские 927149-6 р.36» со средством (кодом) идентификации № принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 58 мин. (чек №) по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот. Вышеуказанные факты не соответствуют п.п. 22, 53, 54, 55 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.11).
Эти обстоятельства подтверждаются скриншотом сайта ГИС МТ (л.д.23-29).
Главным специалистом-экспертом ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой принять решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемому лицу ИП Караваеву В.Я. (л.д.13).
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ № ИП Караваеву В.Я., осуществляющему деятельность по реализации обувных товаров в розницу, принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, установленных п.п. 22, 53, 54, 55 Правил маркировки в легкой промышленности средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Не допускать в дальнейшем нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности (л.д.17).
ИП Караваеву В.Я. Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ направлено предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31,33).
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно: так, например товар «Сапоги женские 14-05967-0208 р.40» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 58 мин. (чек на реализацию №) по адресу: 617762, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот. Товар «Ботинки мужские 7557 р.42» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 02 мин. (чек на реализацию №) по адресу: <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар ИП Караваевым В.Я. не был введен в оборот, что зафиксировано в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у ИП Караваева В.Я. выявлены неоднократные отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.), а именно: так, например товар «Ботинки женские 032-050 р.39». со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 47 мин. (чек на реализацию №). по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар не был введен в оборот. Товар «Сапоги женские 927149-6 р.36» со средством (кодом) идентификации №, принадлежащий ИП Караваеву В.Я., был реализован (продан) ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 58 мин. (чек на реализацию №) по адресу: 617760, <адрес>. При этом до момента реализации (продажи) указанный товар не был введен в оборот, что зафиксировано в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты несоблюдения ответчиком обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализация (продажа) товара (обуви), без ввода его (товара, обуви) в оборот, доказательств обратного вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявленный в порядке ст. 46 ГПК РФ иск в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен, то с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей (размер госпошлины рассчитывается по правилам пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ как при подаче иска неимущественного характера для физического лица).
Руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать действия Индивидуального предпринимателя Караева В.Я. (ИНН №), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: реализация (продажа) товара (обуви), без ввода его (товара, обуви) в оборот противоправными.
Обязать Индивидуального предпринимателя Караева В.Я. (ИНН №) прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать реализацию (продажу) товара (обуви), которая не введена в оборот в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами /идентификации», Постановлением Правительства РФ орт 26 апреля 2019 г. № 515, Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 №860, Правилами маркировки Обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Караева В.Я. (ИНН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Чайковский городской суд Пермского края в течение семи дней со дня вручения ему его копии.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, иными лицами, участвующими в деле, - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ А.Н. Шлегель
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2024 года.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _________________________________ (А.Н. Шлегель) Помощник судьи, секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________________ (Е.С. Фоминых ) «_____» _____________ 20___ г |
Решение (определение) ____________________ вступило в законную силу
Подлинный документ подшит в деле № 2-599/2024
УИД 59RS0040-01-2024-000772-39
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края