Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 года г.Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Синицыной М.П.,
при секретаре Солодковой С.И.,
с участием представителя истца Середкина Е.В.,
представителя ответчика по доверенности Бутыриной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2457/2018 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Братска, неопределенного круга лиц к ООО «Братский завод ферросплавов» обязать оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу газоочистным оборудованием,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г.Братска, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Братский завод ферросплавов», в котором просит обязать ООО «Братский завод ферросплавов» оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № №0264,0267,0270 (лётки руднотермических печей №1, №2, №3) газоочистным оборудованием, для исключения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без очистки, в срок до 31.12.2019 года.
В обоснование заявленных требований указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в г. Братске, проводился анализ состояния законности в данной сфере, с целью выявления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не оборудованных газоочистными установками.
ООО «Братский завод ферросплавов» одним из уставных видов деятельности предприятия является производство и реализация ферросплавов, кремния. Учредителем ООО «БЗФ» является ОАО «Мечел», ОГРН 1037703012896.
Решением единственного участника ООО «БЗФ» от 06.06.2014, единоличным исполнительным органом ООО «БЗФ» утверждено ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь», ОГРН 1057748473331. Договором № Д-0072.МСК о передаче полномочий исполнительного органа от 09.06.2014 г, права и обязанности единоличного исполнительного органа ООО «БЗФ» переданы ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь».
Согласно приказу ООО «Управляющая компания «Мечел-Сталь», № УКМ45к от 14.08.2017 г., управляющим директором ООО «БЗФ» назначен Соколов Сергей Евгеньевич.
ООО «БЗФ» в рамках уставной деятельности производит высокопроцентный ферросилиций марок ФС 75, ФС 65 в руднотермических печах №№ 1-4 (далее – РТП), одна печь мощностью 33 МВА (№ 4) и три печи мощностью 25 МВА (№№1-3). Пыле-газовоздушная смесь, содержащая загрязняющие вещества, образующиеся при восстановлении Si из SiO2 в руднотермических печах, поступает в газоочистные установки № 1, 2, 3 и 4 через зонты, где происходит очистка от пыли неорганической, содержащей двуокись кремния более 70 % (2907). Загрязняющие вещества: азота диоксида (0301), азота диоксид (0304), серы диоксид (0330), углерод оксид (0337), пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния, в %: более 70 (2907) поступают в атмосферу через дымовые трубы (источники выброса № 0262, № 0265, № 0268, № 0271 соответственно). Выпуск расплавленного ферросилиция из печи осуществляется через лётку в ковши. Во время этого процесса выделяются: азота диоксид (0301), азота диоксид (0304), серы диоксид (0330), углерод оксид (0337), пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния более 70 % (2907). От лёток руднотермических печей №№ 1,2, 3 без очистки вещества через трубы поступают в атмосферу (источник выброса № 0264, № 0267, № 0270). Выбросы от летки № 4 заведены на газоочистную установку ГОУ – 4, после проведения технического перевооружения на РТП-4 (источник выброса № 271).
Согласно графикам выпусков (металла) из РТП № 1-4, выпуск металла из руднотермических печей происходит 15 раз в сутки, через каждые полтора часа.
Проведенной инвентаризацией выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ООО «Братский завод ферросплавов» (Приложение Б1) установлено, что из источников выбросов № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно) ежегодно выбрасывается пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния более 70 % в количестве 24,75 тонны, 20,113 тонн, 18,896 тонн соответственно (всего 63,76 тонны), сера диоксид в количестве 3,334 тонны, 3,593 тонны, 2,304 тонны соответственно (всего 9,231 тонны), без очистки, без применения установок очистки газов, то есть с нарушением требований закона.
В нарушение требований действующего законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха ООО «Братский завод ферросплавов» эксплуатирует 3 стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно), не оборудованные газоочистными установками, что ведет к негативному воздействию на атмосферный воздух, его загрязнению, как следствие, к нарушению конституционных прав жителей города Братска и Братского района на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституцией РФ.
Согласно государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды за 2016 г, опубликованному Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, самый высокий уровень запыленности воздуха наблюдается в гг. Вихоревка, Иркутск, Братск, где средняя за год концентрация составляет 2,4 ПДК (в гг. Вихоревка, Иркутск), 1,9 ПДК (в г. Братск); максимальная разовая – в гг. Вихоревка, Иркутск (2,8 ПДК), в г. Братск (3,2 ПДК).
Из отчета о научно-исследовательской работе «Оценка влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Братска», проведенной ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук от 01.12.2013 г. (раздел 2.2 Гигиеническая оценка атмосферного воздуха) следует, что в воздушном бассейне города Братска среднегодовые концентрации в 2012 году по взвешенным веществам превышали ПДК в 1.1 раза. Общая заболеваемость детского населения Центрального округа г. Братска за 2008-2012 годы (на 1000 детей) увеличилась и составила в среднем 2083,4, при этом болезни органов дыхания составили в среднем 1434,1 (таблица 3.2.2).
В 2012 году геоэкологическим центром Байкальского филиала «Сосновгеология» ФГУГП «Урангеологоразведка», по муниципальному контракту проведена о научно-исследовательская работа «Зонирование территории города в зависимости от экологической нагрузки с созданием геоинформационных систем (проведение снегохимической съёмки)» по теме: «Оценка уровня и динамики степени загрязнения снежного покрова жилых районов Центральный, Падун, Энергетик, Гидростроитель города Братска на основе данных, полученных в 2012 году в сравнении с результатами исследований 1991, 2004-2005 г.г.).
Из пункта 3.1 отчета по вышеуказанной научно-исследовательской работы «Характеристика техногенного загрязнения по данным проведенных работ» следует, сто техногенное загрязнение кремнием территории города Братска в 2004 году было зафиксировано только в южной части Центрального района в районе Братского алюминиевого завода. В 2012 году загрязнение кремнием данной территории уменьшилось на 29.9 %, в тоже время по остальной территории города Братска (Падун, Энергетик, Гидростроитель) зафиксировано широкое загрязнение кремнием, которое охватило территорию указанных районов и по сравнению с 2005 годом загрязнение увеличилось в 5,5 раз.
Указанное свидетельствует о постоянном росте загрязнения атмосферы, почв взвешенными веществами, в которым относится кремниевая пыль. При достаточно высоком уровне загрязнения взвесями селитебной зоны города и района, работа стационарных источников выбросов без применения газоочистного оборудования в большой степени влечет загрязнение города Братска и Братского района, увеличивая количество заболеваний, связанных с влиянием на организм человека аэрозольного действия кремневой пыли.
Факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно) подтверждается данными инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, произведённой в 2018 ООО «Братский завод ферросплавов», № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно), проектной документацией технического перевооружения производства ферросилиция в ООО «Братский завод ферросплавов» (раздел 5, 8, 12), графики выпусков металла из руднотермических печей.
В судебном заседании представитель истца Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. поддержал заявленные исковые требования. Суду дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать ООО «Братский завод ферросплавов» в срок до 31.12.2019 года оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № №0264,0267,0270 (лётки руднотермических печей №1, №2, №3) газоочистным оборудованием, для исключения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без очистки.
Ответчик - представитель ООО «Братский завод ферросплавов» Бутырина Т.Г. по доверенности №7 от 01.12.2015 года с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что предприятие ООО «БЗФ» согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1200-03 (новая редакция) относится к предприятию 1 класса опасности, размер ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для данного типа предприятий (7.1.2, и. 7 «Производство по выплавке спецчугунов; производство ферросплавов») равен 1000 м.
Размещение промышленной площадки ООО «БЗФ» обеспечивает возможность территориальной организации ориентировочной СЗЗ, так как в ее границах отсутствуют территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (жилая застройка, включая отдельные жилые /дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории садоводческих товариществ, дачных и садово-огородных товариществ).
Территория промплощадки завода ограничена:
с севера - территорией свободной от застройки (П-3 - производственная зона I и II-го класса опасности);
с северо-востока - территорией свободной от застройки (П-3 - производственная зона I и П-го класса опасности), далее на удалении 2000 м расположен временный жилой поселок Чекановский;
с востока - территорией свободной от застройки (П3 - производственная зона I и II-го класса опасности), далее на удалении 400 м расположена промплощадка ОАО «РУСАЛ БрАЗ»;
с юго-востока - функциональной зоной Р-4 (рекреационная - защитные леса), далее на удалении 600 м располагается производственная зона, на которой располагаются лесозаготавливающие предприятия: ООО «Тюссо» и ЛП «Ангара»;
с юга - функциональной зоной Р-4 (рекреационная - защитные леса), далее на удалении свыше 1600 м расположена территория аэродрома АОН «Мостовой»;
с юго-запада - функциональной зоной Р-4 (рекреационная - защитные леса), далее на удалении 800 м функциональной зоной СН-2 (зона очистных сооружений), далее располагается функциональная зона Р-4 (рекреационная - защитные леса), далее на удалении 1535 м территория садоводств;
с запада - функциональной зоной Р-4 (рекреационная - защитные леса), функциональной зоной СН-2 (зона очистных сооружений), далее на расстоянии 2215 м расположена территория садоводств, далее на удалении 3140 м расположен дачный поселок «Моргудон»;
- с северо-запада - функциональной зоной Р-4 (рекреационная – защитные леса).
Ближайшая нормируемая территория:
территория садоводств, расположенная в юго-западном направлении от ООО «БЗФ» на расстоянии 1535 м;
временный поселок Чекановский, расположенный в северо-восточном направлении от ООО «БЗФ» на расстоянии 2000 м;
дачный поселок «Моргудон» находящийся в западном направлении от ООО «БЗФ» на расстоянии 3140 м;
жилые микрорайоны Центрального района г. Братска находящиеся в северо-восточном направлении от ООО «БЗФ» на расстоянии свыше 10000 м по прямой.
Поселок Чекановский подлежит ликвидации. В настоящее время переселение жителей проводится в соответствии с Федеральной целевой программой «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ».
В соответствии Картой распределения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для предприятия ООО «БЗФ», разработанном для получения разрешения от 28.12.2010 года, концентрация пыли неорганической, содержащую двуокись кремния, в пределах п. Чекановский составляет 0,78 предельной допустимой концентрации (ПДК), то есть не превышает ПДК.
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за 2014 года (опубликован Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области) о превышении ПДК в 2014 году в г. Братске по взвешенным веществам в атмосферном воздухе не может быть принят во внимание как доказательство загрязнения окружающей среды газами от леток ООО «БЗФ», поскольку в указанном документе отсутствуют данные о превышении ПДК именно по пыли неорганической с содержанием двуокиси кремния, а отражаются данные о всех взвешенных веществах.
Ссылка Истца на Отчет о научно-исследовательской работе «Оценка влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения г. Братска», проведенной ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека» не может быть принята во внимание, поскольку содержит аналогичные Докладу сведения о превышении всех взвешенных веществ. ООО «БЗФ» также проводились замеры с привлечением сторонней организации, в соответствии с протоколами которых превышение ПДВ отсутствует.
Ссылка Истца на данные Отчета о научно-исследовательской работе «Зонирование территории города в зависимости от экологической нагрузки с созданием геоинформационных систем (проведение снегохимической съемки)», в соответствии с которым в 2012 году загрязнение кремнием территории района Братского алюминиевого завода снизилось на 29,9% подтверждает позицию Ответчика о соблюдении норм экологического законодательства. Л довод об одновременном (в том же году) широком загрязнении кремнием территорий п.Падун, п.Энергетик, п.Гидростроитель (превышение в 5,5 раз по сравнению с 2005 годом) подтверждает тот факт, что загрязнение указанных территорий производится за счет других источников выбросов.
По пыли неорганической диоксида кремния наблюдение в г.Братске не ведется.
Замеры ПДК указанного загрязняющего вещества в г. Братске и Братском районе Истцом не производились, других доказательств не предоставлено, как и не предоставлено доказательств, что пыль может достигать пределов города Братска и территориально более отдаленных от ООО «БЗФ» перечисленных населенных пунктов.
Также следует отметить, что доводы о загрязнении кремнием, основанные на вышеперечисленных Отчетах исследовательских работ и Докладе не могут быть приняты в качестве относимых доказательств, поскольку рассматриваются данные десятилетней давности, а также опровергаются протоколами испытаний промышленных выбросов ООО «БЗФ», в соответствии с которыми ПДВ по выбросу пыли не превышен.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом следует отметить, что экономическая деятельность осуществляется на основании принципа презумпции добросовестности участников гражданского оборота и предполагается, что ответчик обязан обеспечить осуществление своей деятельности в соответствии с обязательными законными требованиями, чем не исключается возможность государственного контроля за его деятельностью. Обращаясь с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ООО "БЗФ" оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу №№0264, 0267, 0270 газоочистным оборудованием, исключающим выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без очистки, Истец не учел, что данная обязанность юридического лица по содержанию статьи 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлена законодательно, и соответственно, судебного решения о возложении па Ответчика вышеуказанных обязанностей не требуется.
Следует отметить, что в период с 2003г. по 2010 г. на предприятии была проведена модернизация газоочистного оборудования с заменой электрофильтров на рукавные фильтры, что значительно (в 20 раз) позволило сократить выброс пыли неорганической (с содержанием диоксида кремния более 70%).
Кроме того, планом капитальных вложений ООО «БЗФ» предусмотрен монтаж газоходов от летки РТП-3 с заведением на ГОУ-3 в срок до 31.12.2019 года, монтаж газоходов от летки РТП-2 с заведением на ГОУ-2 в срок до 31.12.2020 года, монтаж газоходов от летки РТП-1 с заведением на ГОУ-1 в срок до 31.12.2021 года. В целом сума затрат на указанные мероприятия составит 7800 тыс. руб.
Данную работу необходимо и планируется проводить в рамках капитального ремонта РТП-3, РТП-2, РТП-1. Капитальный ремонт одной РТП длится в среднем 270 дней, в связи с чем, данные работы будут осуществляться в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно.
ООО «БЗФ» просит суд при разрешении вопроса об удовлетворении требований истца установить срок оборудования источников выбросов (№№0264, 0267, 0270) газоочистным оборудованием для летки РТП-1 (№0264) - не позднее 31.12.2021 года, для летки РТП-2 (№0267) - не позднее 31.12.2020 года, для летки РТП-3 (№0270) - не позднее 31.12.2019 года.
Выслушав доводы представителя истца, пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Статья 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 февраля 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 1. ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
В силу ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу требований ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статьей 16.1 Федерального закона N 96-ФЗ, установлено, что эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как находит их относимыми и допустимыми, и содержащими обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, судом установлено, что ООО «БЗФ», одним из уставных видов деятельности которого является производство и реализация ферросплавов, кремния, в рамках уставной деятельности производит высокопроцентный ферросилиций марок ФС 75, ФС 65 в руднотермических печах №№ 1-4 (далее – РТП), одна печь мощностью 33 МВА (№ 4) и три печи мощностью 25 МВА (№№1-3). Пыле-газовоздушная смесь, содержащая загрязняющие вещества, образующиеся при восстановлении Si из SiO2 в руднотермических печах, поступает в газоочистные установки № 1, 2, 3 и 4 через зонты, где происходит очистка от пыли неорганической, содержащей двуокись кремния более 70 % (2907). Загрязняющие вещества: азота диоксида (0301), азота диоксид (0304), серы диоксид (0330), углерод оксид (0337), пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния, в %: более 70 (2907) поступают в атмосферу через дымовые трубы (источники выброса № 0262, № 0265, № 0268, № 0271 соответственно). Выпуск расплавленного ферросилиция из печи осуществляется через лётку в ковши. Во время этого процесса выделяются: азота диоксид (0301), азота диоксид (0304), серы диоксид (0330), углерод оксид (0337), пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния более 70 % (2907). От лёток руднотермических печей №№ 1,2, 3 без очистки вещества через трубы поступают в атмосферу (источник выброса № 0264, № 0267, № 0270). Выбросы от летки № 4 заведены на газоочистную установку ГОУ – 4, после проведения технического перевооружения на РТП-4 (источник выброса № 271). Согласно графикам выпусков (металла) из РТП № 1-4, выпуск металла из руднотермических печей происходит 15 раз в сутки, через каждые полтора часа.
В ходе проведения Братской межрайонной прокуратурой анализа состояния законности исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в г. Братске с целью выявления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не оборудованных газоочистными установками, было установлено, что согласно данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отношении ООО «Братский завод ферросплавов», из источников выбросов № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно) ежегодно выбрасывается пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния более 70 % в количестве 24,75 тонны, 20,113 тонн, 18,896 тонн соответственно (всего 63,76 тонны), сера диоксид в количестве 3,334 тонны, 3,593 тонны, 2,304 тонны соответственно (всего 9,231 тонны), без очистки, без применения установок очистки газов.
Таким образом, проведенная проверка показала, что в нарушение законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха ООО «Братский завод ферросплавов» эксплуатирует 3 стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно), не оборудованные газоочистными установками. Указанное производство высокопроцентного ферросилиция марок ФС 75, ФС 65 в руднотермических печах без применения газоочистных установок, в результате которого образуется пылегазовоздушная смесь, которая без очистки поступает в атмосферу, приводит к негативному воздействию на атмосферный воздух, его загрязнению, а также как следствие этого, к нарушению конституционных прав жителей города Братска и Братского района на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституцией РФ.
Изучив представленные истцом доказательства, суд находит установленным, что ООО «Братский завод ферросплавов» нарушаются требования ст. 32 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ст. 16 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу из стационарных источников № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно) нашел свое подтверждение из данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, произведенной в 2018 году ООО «Братский завод ферросплавов», № № 0264, 0267, 0270 (лётки РТП № 1-3 соответственно), из проектной документации технического перевооружения производства ферросилиция в ООО «Братский завод ферросплавов» (раздел 5, 8, 12), из графиков выпусков металла из руднотермических печей.
Указанные нарушения нашли свое подтверждение из представленных суду доказательств в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Выявленные в ходе проведенной Братской межрайонной прокуратурой проверки нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Братский завод ферросплавов» при эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № №0264,0267,0270 (лётки руднотермических печей №1, №2, №3) нарушают права неопределенного круга лиц жителей г. Братска на безопасность жизни и здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, Федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и «Об охране окружающей среды», и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 году геоэкологическим центром Байкальского филиала «Сосновгеология» ФГУГП «Урангеологоразведка», по муниципальному контракту проведена научно-исследовательская работа «Зонирование территории города в зависимости от экологической нагрузки с созданием геоинформационных систем (проведение снегохимической съёмки)» по теме: «Оценка уровня и динамики степени загрязнения снежного покрова жилых районов Центральный, Падун, Энергетик, Гидростроитель города Братска на основе данных, полученных в 2012 году в сравнении с результатами исследований 1991, 2004-2005 г.г.).
Из пункта 3.1 отчета по вышеуказанной научно-исследовательской работы «Характеристика техногенного загрязнения по данным проведенных работ» следует, сто техногенное загрязнение кремнием территории города Братска в 2004 году было зафиксировано только в южной части Центрального района в районе Братского алюминиевого завода. В 2012 году загрязнение кремнием данной территории уменьшилось на 29.9 %, в тоже время по остальной территории города Братска (Падун, Энергетик, Гидростроитель) зафиксировано широкое загрязнение кремнием, которое охватило территорию указанных районов и по сравнению с 2005 годом загрязнение увеличилось в 5,5 раз.
Указанные исследования свидетельствуют о постоянном росте загрязнения атмосферы, почв взвешенными веществами, в которым относится кремниевая пыль. При достаточно высоком уровне загрязнения взвесями селитебной зоны города и района, работа стационарных источников выбросов без применения газоочистного оборудования в большой степени влечет загрязнение города Братска и Братского района, увеличивая количество заболеваний, связанных с влиянием на организм человека аэрозольного действия кремневой пыли.
При этом, предоставленный ответчиком письменный Перечень мероприятий по охране окружающей среды и доводы ответчика о проведении с 2003 по 2010 года модернизации газоочистного оборудования, о предусмотренном с 2019 года монтаже газоходов, работы по которому планируется проводить в рамках капитального ремонта РТП-3, РТП-2, РТП-1 в 2019, 2010 и в 2021 годах, не могут повлиять на вывод суда.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г.Братска, неопределенного круга лиц о возложении обязанности на ООО «Братский завод ферросплавов» в срок до 31.12.2019 года оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № №0264,0267,0270 (лётки руднотермических печей №1, №2, №3) газоочистным оборудованием, для исключения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без очистки.
Довод представителя ответчика о том, что на монтаж газоходов необходим длительный период времени, в связи с чем работы будут осуществляться в период времени с 2019 по 2021 г.г., поэтому в срок указанный в иске провести все необходимые мероприятия невозможно, суд находит также не влияющим на вывод суда, поскольку эксплуатация источников выбросов без газоочистного оборудования прямо запрещена законом.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Братска, неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Братский завод ферросплавов» оборудовать источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу № №0264,0267,0270 (лётки руднотермических печей №1, №2, №3) газоочистным оборудованием, для исключения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу без очистки, в срок до 31.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.П. Синицына