Дело № 2-359/2021 24 марта 2021 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Красносельский районный суд Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Одеговой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску ООО «Жилищник» к Павловскому С.В., Соловьеву В.В., Леонтьевой Е.Б., Павлову А.В., Мовсесянц Г.Р., Юневич А.В., Капусткину А.В. об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Жилищник» обратился с иском к Павловскому С.В., Соловьеву В.В., Леонтьевой Е.Б., Павлову А.В., Мовсесянц Г.Р., Юневич А.В., Капусткину А.В. с требованиями об обязании в жилом помещении № <адрес> в Санкт-Петербурге, в течение 3х месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, демонтировать санузлы, душевые кабины в комнатах, врезку в общедомовые стояки горячей и холодной воды, канализацию, демонтировать перегородки внутри комнат, т.е. привести указанное жилое помещение в первоначальное состояние (л.д.1-6).
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в полном объеме. Ответчики возразили против удовлетворения иска, представители Павловского С.В. и Мовсесянца Г.Р. представили правовое обоснование к отказу в иске.
Исследовав доводы участников, письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абзац третий пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Вопросы переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме регулируются нормами гл. 4 ЖК РФ (ст. ст. 25 - 29), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Перепланировка помещения в многоквартирном доме определяется как изменение его конфигурации. Однако и переустройство, и перепланировка влекут необходимость вносить изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Общее правило гласит, что проводить переустройство и (или) перепланировку помещения необходимо с соблюдением требований законодательства по предварительному согласованию с органом местного самоуправления. Основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки считается документ, подтверждающий принятие указанным органом решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки (ч. 1, 6 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции города Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга, функциональным органом исполнительной власти г. Санкт-Петербурга, осуществляющим функции и полномочия по предоставлению государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, является ГЖИ Санкт-Петербурга.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, предусмотрены определенные требования и ограничения в отношении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Так, в силу п. п. 1.7.2, 1.7.3, 4.2.4.9 данного акта не допускаются:
- переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств;
- перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия их эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры;
- расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, а также крепление к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек;
- самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
ЖК РФ определяет случаи, когда переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме являются самовольными (ч. 1 ст. 29 ЖК РФ). Во-первых, если они проведены при отсутствии основания - документа, который подтверждает принятие МВК при Администрации района решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки. Во-вторых, если они проведены с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, который представлялся вместе с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке и другими документами.
К рассматриваемой категории споров срок исковой давности не применяется в соответствии со ст. 208 ГК РФ в силу того, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ)
Согласно абзацу 4 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Учитывая положения абзаца 4 статьи 222 ГПК РФ, суд исходит из того, что ГЖИ, МВК при Администрации района, Администрация района являются уполномоченными государственными органами за соблюдением требований к жилым помещениям и их использованию, требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Так, ГЖИ в рамках, возложенных на нее полномочий, имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством.
В то же самое время управляющая организация многоквартирного дома обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет полномочий на подписание искового заявления и подачи его в суд. Контроль и надзор за переустройством и перепланировка жилых помещений при проведении самовольно переустроенного или перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние входит в полномочия государственных органов. Управляющей организации функции соответствующего надзора законом не вменены.
Доводы представителя истца относительно того, что он имеет право на предъявление требований о приведении ответчиками в прежнее состояние коммуникаций, судом изучены.
Суд пришел к выводу о том, что, поскольку требования о приведении ответчиками в прежнее состояние коммуникаций неразрывно связаны и вытекают из незаконной перепланировки жилого помещения, они не могут быть выделены в отдельное производство и рассматриваться отдельно, по спору, где истцом выступает ООО «Жилищник». По мнению суда, указанные требования должны быть заявлены в совокупности надлежащим уполномоченным лицом.
На основании изложенного, руководствуясь абз. 4 ст. 222 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Иск ООО «Жилищник» к Павловскому С.В., Соловьеву В.В., Леонтьевой Е.Б., Павлову А.В., Мовсесянц Г.Р., Юневич А.В., Капусткину А.В. об обязании в жилом помещении № <адрес> в Санкт-Петербурге, в течение 3х месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу: демонтировать санузлы, душевые кабины в комнатах, врезку в общедомовые стояки горячей и холодной воды, канализацию, демонтировать перегородки внутри комнат, т.е. привести указанное жилое помещение в первоначальное состояние - оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней.
Судья:
Определение в окончательной форме изготовлено 11.05.2021.